В этом эссе, стоящем подозрительно близко с другим, "Цветок Колриджа", Борхес размышляет над значением поэмы "Кубла Хан". Не значении текста, нет, значении её явления Колриджу во сне и как это воспринимать. Не первый раз материал для творчества проистекает из снов. Аргентинец приводит несколько примеров, когда сны либо становились началом творчества, либо вдохновением для оного.
Однако вот ведь парадокс - поэма Кубла Хан описывает величие дворца монгольского хана, который, если верить одному из источников, был спланирован и построен Кублой также из сна. Как так вышло, что одному снится поэма о дворце, который сам плоть от плоти снов?
Пиши Нил Гейман эссе про поэтические экзерсисы, он бы напомнил, что в снах, вполне возможно, таится вообще секрет всех или многих историй. Нет ничего удивительного в том, что владыка Морфей позволяет утянуть пару вещиц из своих запасов - он от того не обеднеет.
Борхес, в свой черёд, лишь замечает, что возможно, некий новый архетип проявляет себя так в сознании разных поколений. Глядишь, кому-то в такой же непостижимой манере приснится статуя или музыка.
Чрезвычайно занимательное эссе, рассказывать о котором чрезвычайно занимательное, но пустое занятие. Оно прекрасно написано и читается залпом, а количество интересных ремарок даёт бездонную пищу для ума.
Прочитать "Сон Колриджа" можно по ссылке, а на сегодня у меня всё.
Борхварь подходит к концу. Ещё про один рассказ будет написано, но раз месяц кончился, то и рассказам о Борхесе в этот раз подошёл конец.
#борхес #борхварь #борхес новые расследования #сон колриджа