Броненосец «Потёмкин», который был впервые показан 21 декабря 1925 года на торжественном заседании в Большом театре, посвящённом юбилею революции 1905 года, является, по мнению большинства кинокритиков, одним из самых значимых фильмов. Причем не только из тех, что были сняты в СССР, но и фильмов вобще, всех времен и народов.
Сегодня я хотел бы вам рассказать о истории создания этой превосходной киноэпопеи и, возможно, подтолкнуть тех, кто с фильмом незнаком, к его просмотру. Ведь нельзя называть себя любителем кино, если не смотрел настоящий прорыв в индустрии.
Но сначала, краткая аннотация:
Матросы одного из броненосцев Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, взбунтовались из-за того, что их пытались накормить червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу. Однако во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку.
Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия.
А теперь самое время перейти к
Истории создания
К 20-летию первой русской революции юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвящённых революционным событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большой фильм, показанный в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну(о котором я тоже как нибуть напишу статью).
По сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съёмки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.
Однако, из-за жесточайших временных рамок, Сергей Эйзенштейн решил снять всего один из множества эпизодов сценария. Тот, который был посвящен восстанию на на броненосце «Потёмкин».
В то время город Одесса, который я люблю всем сердцем, был одним из центров кинопроизводства, и съемки было решено проводить именно там. Тем более, что сами исторические события происходили непосредственно в Одессе.
Сам же броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии.
Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту другой броненосец - «Двенадцать Апостолов».
К этому времени он был превращён в склад плавучих мин, что, естественно, затрудняло съёмки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, были сняты на крейсере «Коминтерн».
По ходу съемок возникали эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм.
Интересный факт: по сюжету восставшие поднимают красный флаг. Однако, при технологиях того времени, красный флаг в черно-белом кино был бы черным. Поэтому все 105 кадров, на которых появляется флаг, были раскрашены вручную.
На аудиторию того времени это произвело невероятное впечатление, ведь о цветном кино тогда мало кто знал.
Так как в немом кино большое значение имеет музыка, скажу пару слов и про нее.
Музыка в фильме
У фильма было несколько музыкальных сопровождений. Из них — музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.
В СССР фильм вышел на экраны в сопровождении фрагментов из симфоний Л. Бетховена. Эдмунд Майзель написал музыку в 1926 году для европейского проката фильма. По словам Наума Клеймана, в Берлин, где в январе 1926 года состоялась европейская премьера «Броненосца „Потёмкина“», Эйзенштейн привёз пластинки с записью песни «Вы жертвою пали» (под которую в Одессе снималось «Прощание с Вакуленчуком»), а также «Дубинушки» (как музыкальный образ «народной стихии»), чтобы совпали не только ритм, но и настроение. Обе темы Майзель использовал в собственной обработке.
В 1976 году в новой редакции фильма в качестве музыкального сопровождения были использованы симфонии Дмитрия Шостаковича № 4, № 5, № 8 и № 10 и № 11 «1905 год». Они так гармонично подошли к изображению, что многие части музыки и фильма совпали практически один к одному.
Вывод
Фильм «Броненосец „Потёмкин“» является одним из важнейших для всей киноиндустрии вообще. Настоятельно советую ознакомиться с картиной тем, кто этого еще не сделал.