Найти тему
Серебряный Месяц

О том, как ученый террорист Кибальчич "гремучий студень" для Царя-батюшки готовил

Оглавление

Продолжаем разговор о самой страшной трагедии девятнадцатого века – злодейском убийстве Царя-Освободителя Александра Второго, которое 1 марта 1881 года организовала группа фанатиков-террористов.

На канале мы уже рассказывали и о самом покушении, о его исполнителях и активистах Андрее Желябове, Софье Перовской и Гесе Гельфман. Сегодня речь пойдет о «мозговом прикрытии» бандитской организации под названием «Народная воля», которое осуществлял Мальчиш-Кибальчиш террора – Николай Кибальчич.

Династии священнослужителей не получилось

Будущий взрывотехник родился в 1853 году в добропорядочной семье священника, который имел приход в Черниговской губернии. Именно отец настоял, чтобы Коленька после духовного училища продолжил путь по проторенной дорожке служения Богу и поступил в Черниговскую Духовную семинарию.

Поступить-то сын поступил, но все же светское начало взяло верх в устремлениях подростка, и он перешел в старшие классы Новгород-Северской гимназии, где обратил на себя внимание педагогов недурственными способностями к математике и языкам, сумев окончить заведение с серебряной медалью.

Книжку взял в гимназической библиотеке. Жюль Верн "Из пушки на Луну". Про космос есть, а про нитроглицерин ничего.
Книжку взял в гимназической библиотеке. Жюль Верн "Из пушки на Луну". Про космос есть, а про нитроглицерин ничего.

Дальнейший жизненный выбор сделал сам Николай, поступив в Институт инженеров путей сообщения, где первые годы учился с удовольствием, а потом что-то захандрил.

Стану инженером-путейцем, буду работать в РЖД!

Его восторженные мысли о том, что «для России железные дороги — теперь самый насущный, самый жизненный вопрос» совпадали с настроениями и делами большинства ответственных за страну русских людей, понимающих значимость набирающей силу отрасли.

«Покроется Россия частой и непрерывной сетью железных дорог, и мы процветем. Торговля, промышленность, техника обнаружат изумительный, еще небывалый у нас прогресс,… и мы, хоть и не сразу, догоним передовые страны Западной Европы... — Вот почему я поступаю в Институт инженеров путей сообщения, чтобы быть потом строителем железных дорог, чтобы иметь потом право сказать, когда расцветет наша страна: "И моего тут капля меда есть!"
"И моего тут капля меда есть!". Юношеские мечты Николая Кибальчича в картинках.
"И моего тут капля меда есть!". Юношеские мечты Николая Кибальчича в картинках.

Но, то ли инженерный «пчелиный» труд показался чрезмерно утомительным, то ли посоветовал кто из знакомцев, но с третьего курса студент Кибальчич переходит в Медико-хирургическую академию, которая уже тогда славилась своим вольнодумством и скрипением зубов на вековые российские устои.

Ну что, коллеги, какой диагноз поставим? Взрыво-боязнь. А лечение? Терроризм!
Ну что, коллеги, какой диагноз поставим? Взрыво-боязнь. А лечение? Терроризм!

Именно, выпускники подобных академий, становясь практикующими медиками, внесли немалый «вклад» в разрушение мощи Империи. Иногда - в силу идейной близости, но гораздо чаще за «рублик золотой» выправляя «левые» паспорта социалистам-революционерам. Люди-то законопослушные периодически умирали, а паспорта (документы в то время без фото были) у врачей оставались, вот и раздолье выходило для всех заинтересованных лиц.

Бандиты под личиной революционеров на зарубежных финпоставках да на «эксах»-грабежах денег срубят, паспортов себе десяток накупят и давай куражиться. По пятнадцать раз из ссылок бегать, десяток квартир для террористической деятельности на разные имена снимать, в заграничные вояжи мотаться за инструкциями и финансированием под чужими фамилиями – как хорошо!

Химия - вот где простор для мысли. Взрывы, пожары, отравления!!!

Так вот, Николай Иванович медицинскому делу немного обучился, но более всего химические вещества различные молодого человека занимали. Особенно нитроглицерин, на основе которого много смертоносных запалов изготовить можно было. Кибальчич проникся такой любовью к изготовлению динамита, что «накинул поводья» даже на любимое им литературное творчество.

Надо сказать, что слог и стиль при нем были, и в нескольких газетах его статьи публиковали регулярно. Причем, он с одинаковым успехом мог писать и легальные статьи на общегражданские темы, и революционно-нелегальные, например, по вопросу «Где добыть денег (много денег!) на революцию», да и с ролью типографского начальника под прикрытием вполне справлялся.

Куда им столько динамита? Всю Россию что ли взорвать хотят? Но платят исправно. Надо делать.
Куда им столько динамита? Всю Россию что ли взорвать хотят? Но платят исправно. Надо делать.

Но вся мирская суета меркла перед возможностью «похимичить» и создать смертоносное орудие убийства. Причем, самому «ходить на дело» Кибальчичу не хотелось. Не царская инженерная это работа – людей взрывать. Вот поколдовать над пропорциями, над начинкой и упаковкой «адской смеси» - это его.

Гуманист Коля-"Техник" обещал, что в радиусе 30 метров никто не выживет

Весь Исполнительный Комитет банды «Народная воля» на Колю по кличке «Техник» нарадоваться не мог. Практически ко всем терактам 1879-1881 годов взрывчатку готовил Кибальчич. Из съемных квартир он порой неделями не выходил, все мастеря новые запалы, и сухие, и жидкие, и студне-образные. А если и выходил, то лишь для того, чтобы проверить на пустыре, как работают его несущие смерть заряды, да оценить радиус их действия.

По воспоминаниям его друзей-беспредельщиков, Николай Иванович выходил на заснеженный пустырь, швырял свой взрыв-пакет, умилялся мощному хлопку и воронке от взрыва, поглаживал окладистую бороду и глубокомысленно заверял, "что в радиусе 25-30 метров ничего живого остаться не должно».

Фото на память. Красавец-мужчина и не женат. Все дела-заботы динамитные....
Фото на память. Красавец-мужчина и не женат. Все дела-заботы динамитные....

При этом, на словах гуманист «Техник» Кибальчич, беспокоился, как бы напрасных жертв не случилось.

«Только карета, как главная цель будет поражена, а никто на тротуаре пострадать не должен»

- уверял он окружающих, но, прежде всего, думается, себя.

На деле-то все было совсем иначе. В Зимнем дворце, где Халтурин взорвал его "адские машинки" пострадало более шестидесяти честно несущих службу гвардейцев, а на холодном снегу набережной Екатерининского канала остались лежать погибшие казак царского конвоя и проходивший по тротуару четырнадцатилетний мальчик, а также еще немало людей было покалечено и контужено взрывами.

"Ход конем" от Мальчиша-Кибальчиша

Впрочем, у Мальчиша-Кибальчиша был в запасе ход конем. Арестованный 17 марта 1881 года Кибальчич, по прибытии в камеру, тут же начал рисовать летающие тарелки и прочие аппараты, которые посредством пороховых зарядов смогли бы летать и «славу Родине приносить».

Давно же хотел космолет изобрести. А эти всё: " Студень, давай, студень!
Давно же хотел космолет изобрести. А эти всё: " Студень, давай, студень!
Вот такой агрегат можно начинить динамитом и отправить на Зимний дворец, или Белый Дом, или Дворец Султана (короче, впишите, что надо взорвать, а я уж взорву)
Вот такой агрегат можно начинить динамитом и отправить на Зимний дворец, или Белый Дом, или Дворец Султана (короче, впишите, что надо взорвать, а я уж взорву)

Вот молодец какой! Все стены изрисовал, а потом бумагу затребовал, чтобы на бумагу перенести свои идеи, которые, очевидно, в его умной голове давно роились, да все недосуг было их в порядок привезти. А все оттого, что дружки ненормальные каждый день новые задачи ставили, желая взорвать особ императорской крови пооригинальнее, да поэкзотичнее.

Это не рисунки из "Маленького Принца" Экзюпери. Это аппарат - покоритель космоса от Кибальчича.
Это не рисунки из "Маленького Принца" Экзюпери. Это аппарат - покоритель космоса от Кибальчича.
"Отчего люди не летают?" (Далее см. монолог Катерины из пьесы "Гроза" А.Н.Островского)
"Отчего люди не летают?" (Далее см. монолог Катерины из пьесы "Гроза" А.Н.Островского)

Почему простые способы не устраивали? Думаю, все дело в отчетности перед зарубежными кураторами, вкусно финансирующими весь этот человеконенавистнический проект под названием «Народная воля». Кстати, на суде экспертами было сказано, что схема примененного взрывного устройства, очень похожа на импортную, и в России до этого не использовалась.

Но уверения Кибальчича в собственном исключительном авторстве «адской смеси» вернули суд в конкретное правовое поле, итогом которого стал смертельный приговор изобретателю-самоучке.

Хорошо, что ядерную физику в институте Коле не преподавали

Сейчас доходит до того, что отдельные товарищи пытаются сравнить Кибальчича с академиком Сахаровым. Мол, оба уникальные ученые-изобретатели, но, на самом деле, между ними пропасть невероятных размеров.

Кибальчич изобретал во вред существующей власти и родной стране, ее уложению и порядку. Сахаров же, изобретя отечественную атомную бомбу, сделал свою страну могущественнее и безопаснее. Поскольку потенциальному неприятелю на сильного нападать - себе дороже.

Андрей Дмитриевич Сахаров - "отец" русской водородной бомбы
Андрей Дмитриевич Сахаров - "отец" русской водородной бомбы

Ну, а что в конце жизни перешел на диссидентские позиции, такое бывает. Тут и супруга, засланная из звездно-полосатой страны, постаралась, и общее состояние здоровья академика.

Но, никого же с помощью бомбы Андрея Дмитриевича не взорвали, не уничтожили, в отличие от «гремучих студней», изготовленных воинственным кулинаром Николаем Ивановичем. Который в пятерку казненных «первомартовцев» вошел совершенно заслуженно и по делу.

Благодарю подписчиков и читателей канала "Серебряный Месяц"!