Первый гироскутер появился в 2014 году. Но технологию, на которой он работает, американец Дин Кеймен создал еще в прошлом веке, а природа — и того раньше.
Кеймен был изобретателем. В школе он придумал цветомузыкальную систему, позже стал разрабатывать медицинские приборы — автоматические шприцы для диабетиков, аппараты для диализа и другие вещи, которые помогали людям жить лучше. Однажды он заметил молодого человека в инвалидном кресле, который никак не мог съехать с тротуара.
Изобретатель задумался: проблема была не в плохом устройстве, а в отсутствии системы балансировки. Ведь когда человек движется, именно внутренняя система балансировки не позволяет ему упасть.
Как работает балансировка в человеческом теле
В нашем внутреннем ухе есть жидкость, которая перемещается под воздействием гравитации. Если мы начинаем падать, жидкость смещается, и на это движение реагируют крошечные волоски. Они отправляют сигнал мозгу, а тот сообщает телу, как поступить дальше.
Благодаря такой простой на первый взгляд системе мы всегда знаем, где находится верх, а где — низ.
Что придумал Кеймен
Изобретатель начал перерабатывать поданную природой идею. Ноги превратились в колеса, мышцы — в двигатель, мозг — в микропроцессоры. Внутреннее ухо заменила система датчиков наклона и гироскопов, которые считывают положение предмета в пространстве.
В 1999 году появилось кресло iBot. Оно умело беспрепятственно съезжать с тротуара, подниматься по лестнице и даже вставать на два колеса, чтобы маломобильные люди были на одном уровне со стоящими собеседниками.
Развитие технологии
Два года спустя на основе системы самобалансировки Кейман выпустил сегвеи. Изобретатель воссоздал в сегвеях то, как ходит человек — с поправкой на наличие колес.
Каждый наш шаг состоит из трех этапов: мы начинаем падать, подставляем ногу, останавливаем падение. Сегвеи действовали так же: когда пассажир наклонялся вперед (читайте – падал), колеса начинали крутиться, чтобы удержать равновесие.
Но сегвеи оказались слишком тяжелыми, чтобы стать популярными. Вес одного устройства составлял от 40 до 54 кг — и мечта Кеймена сделать их транспортом будущего потерпела крах.
За первые 13 месяцев компания Segwey собиралась продать 100 тысяч штук — а в итоге продала 140 тысяч за 19 лет.
Гироскутер — венец самобалансировки
В 2014 году у сегвеев убрали руль, а колеса уменьшили. Новое устройство назвали «гироскутер».
«Младший брат» сегвея сделал технологию самобалансировки массовой. За 2015 – 2017 годы в одних только Соединенных Штатах Америки продали 2,5 миллиона моделей.
Популярными гироскутеры смогли стать благодаря доступности. Например, модель Ninebot S Plus — прямой потомок Сегвея — весит 16 кг и ездит со скоростью до 20 км/ч.
В гироскутере есть такие же датчики положения в пространстве, а механизм приводится в действие движением тела. Наклон вперед значит «ехать», наклон назад — «остановиться». Устройство каждое мгновение подстраивается под положение стоящего на нем человека – и поэтому не падает.
Подписывайтесь на наш канал на Дзене, чтобы быть в курсе развития персонального электротранспорта в России!