Давно собирался написать что-нибудь теплое о моих школьных учителях. Чем дольше живу и наблюдаю за школой, тем больше понимаю: мне со школьными учителями сильно повезло.
"В чем же проблема?",- скажете вы. "Взял бы да написал!"
А проблема в том, что наш ум эволюционно заточен не на развитие, а на выживание. А если совсем коротко - не на хорошее, а на плохое.
Ну хорошо, не только на плохое.
На избегание и критику плохого. У нас в мозге неких центров, отвечающих за возбуждение, в 6 раз больше, чем дофаминовых, отвечающих за удовольствие. В дикой Природе это было выживательным изобретением. Но мы уже не в дикой ...
По крайней мере - не все в дикой ...
Вероятно поэтому люди, у которых получается достучаться до "одной шестой части мозга", добраться до хороших чувств, принадлежат к особой касте. Действительно хорошие писатели, поэты и ...
... И учителя
Редкая это способность - говорить о хорошем, обходя легко возбудимые "адреналиновые центры". Как способность пройти по минному полю, чтобы полюбоваться красивым цветком.
"Зачем идти на такой риск?! Чтобы просто полюбоваться?!".
Примерно такие слова раздаются из мозжечка, из спинного мозга, из лимба. В дикой Природе этот голос спасал нашу дикую первобытную жизнь.
Но теперь из другой, неизвестной части мозга - и вообще, из мозга ли? - слышится другой голос. "А зачем ты эволюционировал? Чтобы просто выживать?" Это очень тихий и очень мощный голос.
Короче, я не умею описывать чувства.
Мне "Наука легла на глаза" (В.Хлебников), аналитическое прошлое натренировало сверх меры мозговые центры, которые соотносятся как 6:1.
Но очень иногда хочется. Просто в знак благодарности. Нет понимания, кому именно это нужно. Возможно тем центрам, которые соотносятся, как 1:6 ?
Давайте, я просто расскажу пару историй про моего школьного физрука.
Его звали Яков Григорьевич Кельман.
Про лыжи
История из 9-го класса.
Не складывались у меня отношения с лыжным спортом.
С легкой атлетикой, с десятиборьем - складывались. И неплохо складывались. Первенство города выиграть - на уровне тех мозговых центров, которые соотносятся как 1:6, не представлялось особенно крупным достижением.
А с лыжами, с деревянными - никак не складывались отношения.
Как надену - так обязательно сломаю "носок". Просто напасть какая-то ...
И вот, совершив очередную попытку на уроке физкультуры, я сломал "носок" очередной лыжины. Буквально метров через двести после старта со школьной лыжной базы. Отсегнув обе, вернулся (благо, тащиться было недалеко) и с порога заявил Якову Григорьевичу:
- "Не нравятся мне лыжи!"
- "Ну не нравятся - так и не ходи на уроки".
Что-то в этом духе сказал.
Дух был такой: "Да зачем ты вообще ходишь на физру? Кто тебя заставляет-то? Но на городскую эстафету за район, на районные соревнования за школу, на спортивное ориентирование за город - будь готов".
Чтобы понять нужно почувствовать
Контекст можно только чувствовать.
И я на "физру" с 9 класса не ходил. Только иногда. Да если честно, и не помню, когда и сколько именно.
Можете себе представить что-нибудь подобное в нынешней школе?..
Некоторые поступки, даже слова, могут оказать непредсказуемо мощное воздействие на жизнь других людей. Говорить об этом очень сложно, потому что все глубокое со стороны выглядит банальным.
"Подумаешь, спортсмену разрешил на физру не ходить ..."
"Подумаешь, да ничего не скажешь",- говорила мне в таких случаях мама.
Спустя лет 15-20 я все-таки наладил отношения с лыжами.
Правда, с пластиковыми. Тогда я уже жил в Сибири и иногда, по выходным, со своим замом, большим любителем лыжных прогулок, прогуливался километров по 50 вдоль высокого берега Енисея по Красноярской тайге. Незабываемые виды. Незабываемые и очень сильные ощущения ... Которые я бы никогда не испытал, если бы не один "незначительный" шаг, который совершил один мудрый человек навстречу тогда еще глуповатому подростку.
Учитель - это кусочек Жизни
Иногда человека сравнивают с голограммой.
Каждый кусочек кристалла содержит образ целого, одновременно являясь им и создавая его. Каждый человек в этом смысле - "кусочек".
Учитель - это "кусочек" школы. Он отражает ее и он же ее создает. В умах детей.
Школа - это "кусочек" жизни. Школа создает будущего человека, отражая его и отражаясь в нем. Она - "кусочек" будущего человека, которое уже есть.
Поэтому, вероятно, роль учителя и была во все времена столь велика. И так же сильно недооценена.
До тех пор, пока мы не научились думать, я уже не говорю - помудрели, вряд ли мы способны отличить человека от Системы. В психике все закручивается невообразимо, а у многих так никогда и не раскручивается.
А начинается все со встреч с людьми.
Умными. Добрыми. Понимающими. Или не очень. И эти незначительные встречи проецируются на нашу жизнь, сотворяя события. Наши, человеческие события.
Опять меня понесло в анализ.
Лучше я виде P.S. расскажу еще одну историю.
Еще одна история
Как-то нас вывезли то ли на слет, то ли в спортивный лагерь. На озеро Тургояк, которое, как я теперь узнал:
"славится своей кристально чистой водой, живописными берегами и загадками истории. Тургояк включен в список ценнейших водоемов мира, его сравнивают по красоте и уникальности со знаменитым Байкалом"
Мы проживали там недели две или три, в палатках. Соответственно, еду готовили себе сами, по очереди, на костре. Соответственно, еду нужно было предварительно закупить. И Яков Григорьевич для этой цели выдал нам с Серегой Холодовым деньги в подотчет, взяв которые, мы отправились на закупки.
На обратном пути, закупив тушенку и сгущенку, болтая, Серега вдруг говорит: "Хочешь мороженку?". "А кто не хочет?",- ответил я ему. Серега отдал мне велосипед, на багажник которого была нагружена провизия, и побежал в киоск.
Через пару минут мы ели мороженки, продолжая болтать. А еще минуты через две Серега вдруг спрашивает:
- "Вкусная мороженка?"
- "Ну да".
- "Это тебе дядя Яша купил!"
Я до сих помню в лицах, как мы ржали ...
Я не думаю, что "дядя Яша" не умел считать ... Я думаю, что он был мудрый и добрый человек.
И все-таки послесловие
С 1981 года в столице Южного Урала проводится ежегодный футбольный турнир
"... в честь памяти Якова Григорьевича Кельмана – председателя Челябинской областной федерации футбола в 1976 – 1979 годах".
Через год после того, как я окончил школу, "Дядя Яша" стал председателем Челябинской областной федерации футбола.
О чем я узнал спустя лет 40 после окончания школы ...
Мы очень медленно мудреем. Когда однажды захочется сказать"Спасибо", часто оказывается, что говорить уже некому.
P.S.
Никогда не верил в счастливые, слезливые истории, которые придумывают киношники в погоне за рекламой. И сейчас не верю.
Но иногда жизнь оказывается неожиданнее и невероятнее любой (не)веры.
Обойдусь, посему, без длинных вступлений, а также без выводов и предложений.
Вот фотографии Якова Григорьевича Кельмана, моего школьного учителя физкультуры, которому я до сих пор благодарен.
Точнее не "до сих пор благодарен", а чем дальше, тем больше благодарен.
Жизнь похожа отнюдь не на "фруктовый кефир", а на хорошее вино, обретающее глубину и наполняющееся оттенками вкуса исключительно с течением времени.
По крайней мере, желательно, чтобы жизнь человека была именно такой.
==================================================