Гвардейские части во всех армиях мира проходят одинаковый путь развития. Сперва выделяются отборные войска, потом на них возлагаются ещё и представительские функции. Появляются яркие мундиры, гвардия блистает на парадах, служба в ней становится престижной. Со временем бывшие некогда лучшими воинские части становятся сборищем придворных и детей вельмож, которые могут похвастаться разве что великолепной выправкой, но отнюдь не боевыми качествами.
История преторианской гвардии в Древнем Риме была несколько иной. Изначально когортой претория именовался ближний круг полководца: штабные офицеры, личная охрана, почётная свита и просто друзья с прихлебателями. Эти люди всюду сопровождали своего командира, в воинском лагере их палатки стояли рядом. Во время торжественных смотров преторианцы, поскольку они шли рядом с командующим, должны были иметь парадный вид и украшенный доспех. Каких-либо особых боевых качеств от них не требовалось.
Сципион Африканский, победитель Карфагена, в конце III века до нашей эры набрал 500 лучших всадников для особых задач. Он посылал их на самые опасные участки, используя не столько как свою личную охрану, сколько как ударный отряд, который мог решить исход трудного боя. С тех пор в римской армии возникла традиция создавать ударный резерв, подчинявшийся лично полководцу. Их также называли преторианцами, поскольку в лагере палатки этих гвардейцев окружали преторий — центральную площадь, где размещалась ставка командования.
Большое значение преторианцы приобрели в I веке до н.э., с началом гражданских войн. Соперничавшие между собой претенденты на власть не всегда могли полагаться на верность обычных легионеров. Преторианцы стали их опорой, самыми преданными когортами. Их количество со временем росло, теперь у каждого полководца могло быть больше одной когорты преторианцев. В битве при Акции, произошедшей в 31 г. до н.э., Октавиана сопровождали пять преторианских когорт, а его соперника Марка Антония — четыре. После победы Октавиан не только принял капитуляцию армии врага, но и объединил все преторианские части под своим командованием.
Теперь в армии Рима было целых девять преторианских когорт. После окончания гражданской войны возник вопрос: что с ними делать? Просто распустить их было бы неразумно, ведь в этих когортах собрались лучшие воины, ветераны многих сражений. К тому же, если настроения обычных римских солдат могли колебаться, то преторианцы отличались своей верностью, в трудной ситуации император мог положиться лишь на них.
В итоге все преторианские части были сохранены. Три когорты разместили в столице, отгородив под преторианские казармы отдельный квартал. При императоре Тиберии сюда перевели и остальные шесть когорт. Для них была построена целая крепость, которую так и назвали — Castra praetoria. В современном городе Риме есть квартал, сохранивший это название. В случае любых беспорядков, император искал убежище в этой крепости, где его могли защитить самые лучшие воины Рима.
Служба в преторианцах стала необременительной, ведь она проходила прямо в столице. На преторианцев возложили множество невоенных функций, таких как помощь городской страже, а также пожарникам. Преторианцы участвовали в парадах, символизируя своим бравым видом и богато украшенными доспехами мощь непобедимого Рима. Но их служба была несравненно легче, чем у легионеров где-нибудь в Британии, на Рейне или в аравийских песках. Самое главное, она была безопасной, поскольку в Риме преторианцам не угрожали стрелы пиктов или топоры диких германцев.
Преторианцы имели множество привилегий, включая повышенный оклад и сокращённый срок службы. Поэтому дети сановников и нобилей, которым для успешной карьеры требовалось отметиться в армии, стремились служить именно в преторианцах. Гвардия превратились в придворные части, чаще участвовавшие в дворцовых переворотах, чем блиставшие доблестью на полях сражений. Нельзя сказать, что римских императоров это устраивало. Септимий Север вообще распустил весь столичный гарнизон и набрал преторианцев из преданных ему легионеров, прежде служивших на восточных рубежах империи. Однако подобные меры помогали ненадолго, поэтому в 312 г. н.э. император Констатин I уничтожил преторианскую гвардию, заменив её отрядами auxilia palatina, то есть «дворцовой стражи».
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе. Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев