Жанр фантастики в кино очень долгое время оставался на «вторых ролях». К нему относились не очень серьёзно, считали чем-то не слишком важным и вряд ли способным на большие художественные достижения и глубокие высказывания о человеке. И это весьма странно, учитывая возраст жанра (первые фантастические фильмы начал делать ещё Жорж Мельес) и многочисленные шедевры в этом жанре, которые стали появляться уже на заре кинематографа (на минуточку, «Метрополис» Фрица Ланга был снят в 1927-м году, когда кино было ещё чёрно-белым и немым).
Особенно упорное пренебрежение фантастикой проявляли американские киноакадемики. Иначе, как объяснить, что они крайне редко допускали представителей жанра к борьбе за главный «Оскар»? Даже появление «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и «Соляриса» Андрея Тарковского не заставило киноакадемиков пересмотреть своё отношение к кинофантастике — её по-прежнему с неохотой пускали в номинацию «Лучший фильм года», предоставляя довольствоваться техническими номинациями – «грим», «звук», «монтаж» и, конечно же, «спецэффекты».
Но в новом тысячелетии произошёл явный перелом. И больше жанр фантастики не является дополнительным барьером на пути к «Оскару». И если за весь 20-й век было всего 6 фантастических лент, попавших в главную номинацию, то за двадцатилетие 21-го века их уже набирается 10. Я собрал здесь все 16 кинокартин жанра фантастика, которые номинировались на «Оскар» в номинации «Лучший фильм года».
«Потерянный горизонт» / Lost Horizon (1937)
Этот дивный фильм Фрэнка Капры часто относят к приключенческому жанру и даже к фэнтези. Но на деле «Потерянный горизонт» строится на классическом для фантастики предположении о существовании некоей цивилизации, затерянной в каком-нибудь труднодоступном месте (вспомните, например, «Землю Санникова» или «Вожди Атлантиды»). В данном случае речь идёт о загадочной Шангри-Ла, скрывающейся в горах Тибета. Туда случайно попадает американский дипломат после того, как его самолёт терпит крушение. Увиденный им мир оказывается сказочно хорош, а американцу приходится найти в себе силу воли, чтобы покинуть его и вернуться в Штаты.
Фильм «Потерянный горизонт» номинировался на 6 «Оскаров» и 2 даже получил (за декорации и монтаж), но не главный, за «лучший фильм года».
«Вокруг света за 80 дней» / Around the World in 80 Days (1956)
Классический роман французского писателя Жюля Верна был экранизирован множество раз и в самых разных странах (первый раз — вообще в 1903-м году!). Но лучшей до сих пор остаётся эта американская версия продолжительностью почти 3 часа. Поставил её английский режиссёр Майкл Андерсон, собрав целое актёрское созвездие из Дэйвида Найвена, Роберта Морли, Джона Гилгуда, Фернанделя, Бастера Китона, Ширли МакЛэйн и множества других знаменитых людей тех лет.
Сюжет из книги перенесён на экран достаточно аккуратно — поспорив о том, что за 80 дней возможно обогнуть земной шар, авантюрист Филеас Фогг пускается в путь. Фильм о его приключениях попал в 8 номинаций на «Оскар» и в пяти из них выиграл, получив и главную статуэтку.
«Доктор Стрэйнджлав или : Как я перестал бояться и полюбил бомбу» / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964)
Злая сатира Стэнли Кубрика на милитаризм и международную политику, причём — не только на американские политику и милитаризм, но и на советские. «На орехи» достаётся всем — и американским министрам, и московским дипломатам, и военным от генерала до рядового. По сюжету американский генерал, повёрнутый на военных конфликтах, пытается организовать финальный, самый разрушительный, в котором должен погибнуть весь мир.
«Доктор Стрэйнджлав» получил 4 номинации на «Оскар», но ни в одной не победил. А обладателем основного «Оскара» в тот год стал куда менее пессимистичный фильм — мюзикл «Моя прекрасная леди».
«Заводной апельсин» / A Clockwork Orange (1971)
Прошло 7 лет и Стэнли Кубрик вернулся на церемонию вручения «Оскара» с очередным своим шедевром, опять с фантастическим сюжетом. В экранизации романа Энтони Бёрджеса действие разворачивается в недалёком будущем, где улицы захвачены молодёжными бандами. Правительство, в отчаянной попытке остановить насилие, проводит эксперименты, после которых у главного героя фильма — лидера одной из банд — физическое отвращение должна вызывать сама мысль злодеяниях.
В 1971-м году повторилась история с «Доктором Стрэйнджлавом» — «Заводной апельсин» получил 4 номинации на «Оскар» и ни в одной не победил. По чудовищной несправедливости исполнитель главной роли англичанин Мальколм МакДауэлл даже номинации не получил.
«Звёздные войны» / Star Wars (1977)
Главная космическая сага всех времён и народов уже первым фильмом бесконечной франшизы так громыхнула, что киноакадемики просто не смогли её проигнорировать. Фильм вошёл во все, номинации, где это было возможно, и из 11 получил 7. Правда, дискредитация фантастики сыграла свою роль — весь триумф достался технарям, а вот творческую команду «прокатили». «Оскар» не достался ни режиссёру и сценаристу Джорджу Лукасу, ни продюсеру Гари Куртцу, ни даже британскому актёру Алеку Гиннесу. А лучшей кинокартиной в тот год была признана комедия Вуди Аллена «Энни Холл» (действительно, шедевральная).
«Инопланетянин» / E.T. the Extra-Terrestrial (1982)
История об маленьком пришельце, подружившимся с земными детками, но страстно желающем попасть домой, потрясла в своё время всех. Даже в Советском Союзе расписывали, как американский президент всплакнул на фильме Стивена Спилберга (мол, «даже этому капиталисту-милитаристу не чужды человеческие эмоции»). Впрочем, за Железный занавес это добрейшее и светлое кино с христианскими аллюзиями попало только после исчезновение оного.
Фильм «Инопланетянин» выиграл в 4 из 9 номинаций, в которых участвовал. И вновь явно повлияла дискриминация фантастического жанра: статуэтки раздали «технарям», а из «креативщиков» «Оскар» достался только композитору Джону Уилльямсу. В главной номинации И-Ти в тот год обскакал другой добряк – Ганди из одноименного фильма.
Вот и все 6 фантастических фильма, которые сумели преодолеть жанровую дискриминацию и добиться номинации на «Оскар». О том, какие фильмы претендовали на главную награду Американской киноакадемии в XXI-м веке, я расскажу через несколько дней. Подписывайтесь на канал КиноРаритет, чтобы не пропустить.