Найти тему
КиноРаритет

Все фантастические фильмы 20-го века, которые номинировали на главный «Оскар»

Оглавление

Жанр фантастики в кино очень долгое время оставался на «вторых ролях». К нему относились не очень серьёзно, считали чем-то не слишком важным и вряд ли способным на большие художественные достижения и глубокие высказывания о человеке. И это весьма странно, учитывая возраст жанра (первые фантастические фильмы начал делать ещё Жорж Мельес) и многочисленные шедевры в этом жанре, которые стали появляться уже на заре кинематографа (на минуточку, «Метрополис» Фрица Ланга был снят в 1927-м году, когда кино было ещё чёрно-белым и немым).

Немецкий фильм Фрица Ланга «Метрополис» имел бы шансы стать первой фантастикой, получившей «Оскар»... но золотые статуэтки начали раздавать только через 2 года после его выхода.
Немецкий фильм Фрица Ланга «Метрополис» имел бы шансы стать первой фантастикой, получившей «Оскар»... но золотые статуэтки начали раздавать только через 2 года после его выхода.

Особенно упорное пренебрежение фантастикой проявляли американские киноакадемики. Иначе, как объяснить, что они крайне редко допускали представителей жанра к борьбе за главный «Оскар»? Даже появление «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и «Соляриса» Андрея Тарковского не заставило киноакадемиков пересмотреть своё отношение к кинофантастике — её по-прежнему с неохотой пускали в номинацию «Лучший фильм года», предоставляя довольствоваться техническими номинациями – «грим», «звук», «монтаж» и, конечно же, «спецэффекты».

Но в новом тысячелетии произошёл явный перелом. И больше жанр фантастики не является дополнительным барьером на пути к «Оскару». И если за весь 20-й век было всего 6 фантастических лент, попавших в главную номинацию, то за двадцатилетие 21-го века их уже набирается 10. Я собрал здесь все 16 кинокартин жанра фантастика, которые номинировались на «Оскар» в номинации «Лучший фильм года».

«Потерянный горизонт» / Lost Horizon (1937)

Этот дивный фильм Фрэнка Капры часто относят к приключенческому жанру и даже к фэнтези. Но на деле «Потерянный горизонт» строится на классическом для фантастики предположении о существовании некоей цивилизации, затерянной в каком-нибудь труднодоступном месте (вспомните, например, «Землю Санникова» или «Вожди Атлантиды»). В данном случае речь идёт о загадочной Шангри-Ла, скрывающейся в горах Тибета. Туда случайно попадает американский дипломат после того, как его самолёт терпит крушение. Увиденный им мир оказывается сказочно хорош, а американцу приходится найти в себе силу воли, чтобы покинуть его и вернуться в Штаты.

Фрагмент постера фантастического фильма «Потерянный горизонт» (1937 год).
Фрагмент постера фантастического фильма «Потерянный горизонт» (1937 год).

Фильм «Потерянный горизонт» номинировался на 6 «Оскаров» и 2 даже получил (за декорации и монтаж), но не главный, за «лучший фильм года».

«Вокруг света за 80 дней» / Around the World in 80 Days (1956)

Классический роман французского писателя Жюля Верна был экранизирован множество раз и в самых разных странах (первый раз — вообще в 1903-м году!). Но лучшей до сих пор остаётся эта американская версия продолжительностью почти 3 часа. Поставил её английский режиссёр Майкл Андерсон, собрав целое актёрское созвездие из Дэйвида Найвена, Роберта Морли, Джона Гилгуда, Фернанделя, Бастера Китона, Ширли МакЛэйн и множества других знаменитых людей тех лет.

Фрагмент постера фантастической комедии «Вокруг  света  за  80 дней» (1956 год).
Фрагмент постера фантастической комедии «Вокруг света за 80 дней» (1956 год).

Сюжет из книги перенесён на экран достаточно аккуратно — поспорив о том, что за 80 дней возможно обогнуть земной шар, авантюрист Филеас Фогг пускается в путь. Фильм о его приключениях попал в 8 номинаций на «Оскар» и в пяти из них выиграл, получив и главную статуэтку.

«Доктор Стрэйнджлав или : Как я перестал бояться и полюбил бомбу» / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964)

Злая сатира Стэнли Кубрика на милитаризм и международную политику, причём — не только на американские политику и милитаризм, но и на советские. «На орехи» достаётся всем — и американским министрам, и московским дипломатам, и военным от генерала до рядового. По сюжету американский генерал, повёрнутый на военных конфликтах, пытается организовать финальный, самый разрушительный, в котором должен погибнуть весь мир.

Фрагмент постера сатирического фильма Стэнли Кубрика «Доктор  Стрэйнджлав  или : Как  я  перестал  бояться  и  полюбил  бомбу» (1964 год).
Фрагмент постера сатирического фильма Стэнли Кубрика «Доктор Стрэйнджлав или : Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964 год).

«Доктор Стрэйнджлав» получил 4 номинации на «Оскар», но ни в одной не победил. А обладателем основного «Оскара» в тот год стал куда менее пессимистичный фильм — мюзикл «Моя прекрасная леди».

«Заводной апельсин» / A Clockwork Orange (1971)

Прошло 7 лет и Стэнли Кубрик вернулся на церемонию вручения «Оскара» с очередным своим шедевром, опять с фантастическим сюжетом. В экранизации романа Энтони Бёрджеса действие разворачивается в недалёком будущем, где улицы захвачены молодёжными бандами. Правительство, в отчаянной попытке остановить насилие, проводит эксперименты, после которых у главного героя фильма — лидера одной из банд — физическое отвращение должна вызывать сама мысль злодеяниях.

Фрагмент постера фильма Стэнли Кубрика «Заводной  апельсин» (1971 год).
Фрагмент постера фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» (1971 год).

В 1971-м году повторилась история с «Доктором Стрэйнджлавом» — «Заводной апельсин» получил 4 номинации на «Оскар» и ни в одной не победил. По чудовищной несправедливости исполнитель главной роли англичанин Мальколм МакДауэлл даже номинации не получил.

«Звёздные войны» / Star Wars (1977)

Главная космическая сага всех времён и народов уже первым фильмом бесконечной франшизы так громыхнула, что киноакадемики просто не смогли её проигнорировать. Фильм вошёл во все, номинации, где это было возможно, и из 11 получил 7. Правда, дискредитация фантастики сыграла свою роль — весь триумф достался технарям, а вот творческую команду «прокатили». «Оскар» не достался ни режиссёру и сценаристу Джорджу Лукасу, ни продюсеру Гари Куртцу, ни даже британскому актёру Алеку Гиннесу. А лучшей кинокартиной в тот год была признана комедия Вуди Аллена «Энни Холл» (действительно, шедевральная).

Фрагмент постера фантастического фильма Джорджа Лукаса «Звёздные войны» (1977 год).
Фрагмент постера фантастического фильма Джорджа Лукаса «Звёздные войны» (1977 год).

«Инопланетянин» / E.T. the Extra-Terrestrial (1982)

История об маленьком пришельце, подружившимся с земными детками, но страстно желающем попасть домой, потрясла в своё время всех. Даже в Советском Союзе расписывали, как американский президент всплакнул на фильме Стивена Спилберга (мол, «даже этому капиталисту-милитаристу не чужды человеческие эмоции»). Впрочем, за Железный занавес это добрейшее и светлое кино с христианскими аллюзиями попало только после исчезновение оного.

Фрагмент постера фантастического фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин» (1982 год).
Фрагмент постера фантастического фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин» (1982 год).

Фильм «Инопланетянин» выиграл в 4 из 9 номинаций, в которых участвовал. И вновь явно повлияла дискриминация фантастического жанра: статуэтки раздали «технарям», а из «креативщиков» «Оскар» достался только композитору Джону Уилльямсу. В главной номинации И-Ти в тот год обскакал другой добряк – Ганди из одноименного фильма.

Вот и все 6 фантастических фильма, которые сумели преодолеть жанровую дискриминацию и добиться номинации на «Оскар». О том, какие фильмы претендовали на главную награду Американской киноакадемии в XXI-м веке, я расскажу через несколько дней. Подписывайтесь на канал КиноРаритет, чтобы не пропустить.