Друзья, хочу рассказать вам про одно удивительное место, расположенное на тосканской земле в Италии. Это аббатство Монте Оливето Маджоре.
Во всем мире Аббатство знаменито своим грандиознейшим циклом фресок XV века, повествующим о жизни и деяниях Св. Бенедикта – основателя ордена бенедектинцев.
В нашей православной, а также, по большей части, светской культуре мы не очень-то разбираемся в тонкостях католического христианства и устройства его монашеских орденов.
Поэтому сначала небольшой ликбез .
Бенедиктинский орден – первый монашеский орден, созданный в западном христианстве еще в 6 веке н.э. монахом-подвижником Святым Бенедиктом. Именно бенедиктинцы положили начало практике создания на протяжении нескольких последующих столетий других монашеских орденов в католическом христианстве – цистерианцев, францисканцев, иезуитов и некоторых других. В том числе и оливетов.
Причем, оливеты наиболее близки к бенедиктинцам. Их основное отличие от «прародителей»-бенедиктинцев заключается в иной системе управления монастырями. Если у бенедектинцев все монастыри управляются автономно, то у оливетов все новосозданные монастыри подчиняются материнскому.
Вот Монте Оливето Маджоре и является таким материнским монастырем для всех остальных олевитанских монастырей, разбросанных по миру – во Франции, Англии, Мексике, Гватемале, Израиле, Южной Корее.
Немного истории
Само аббатство Монте Оливето было основано в начале 14 века на холме приблизительно в 12 км от тосканского города Ашано. На подъезде к монастырю по дороге из Сиены открываются невероятной красоты виды.
В средние века монастырь был необычайно богат. Ему принадлежали огромные земельные угодья в границах средневековой Сиенской республики. Да и сегодня, попав на территорию монастыря, вы удивитесь, как здесь все отлично обустроено. Во всем чувствуется основательность и достаток.
В монастыре
Чтобы попасть на территорию Монте Оливето, надо миновать подвесной мост и пройти несколько сот метров вдоль кипарисовой аллеи до собственно монастырского комплекса, состоящего из укрепленного епископского дворца, колокольни, монастырской церкви, обителей монахов и ряда хозяйственных построек.
Пройдя через мощный портал монастырских ворот, вы попадете в здание дворца и, поднявшись по лестнице, очутитесь в знаменитом клуатре – внутреннем дворике монастыря, окруженном со всех четырех сторон крытой галереей.
Вот это и есть основная цель посещения для большинства туристов, которые устремляются в Монте Оливето со всего света.
Фрески
Все стены этих галерей покрыты фресками, которые создали два гениальных итальянских художника, творивших в конце 15 - начале 16 веков.
Эти художники - Лука Синьорелли и Содома.
На фресках изображена жизнь и деяния Св. Бенедикта, основателя ордена бенедиктинцев. Фрески должны были демонстрировать обитателям монастыря пример необычайной силы духа, которую всю свою жизнь демонстрировал Св. Бенедикт, и вдохновлять их на духовные подвиги во имя Господа.
Фрески удивительно хорошо сохранились и производят просто потрясающее впечатление даже на тех, кто не очень-то понимает, что на них изображено. Такова сила истинного искусства 😊.
Но чтобы получить максимум удовольствия от этого грандиозного зрелища, все-таки лучше быть немного в курсе жизнеописания главного героя всего этого цикла – Св. Бенедикта.
Жизнеописание Св. Бенедикта.
Бенедикт родился в конце 5 века н.э. в семье богатого и знатного римлянина. Юношей он был отправлен в Рим, чтобы получит там хорошее образование и сделать карьеру. Однако молодому человеку пришлась не по вкусу мирская суета и разгульная городская жизнь. Он покидает Рим и решает полностью посвятить себя служению Богу.
Бенедикт поселяется в затерянном в горах местечке и через некоторое время понимает, что хочет стать отшельником. Он находит пещеру и поселяется в ней.
Здесь, проводя жизнь в молитвах, он подвергается разным плотским искушениям. В том числе и женской красотой. Однажды перед его взором предстала пленительная девушка, и дабы противостоять этому особенно сильному искушению, он бросается в терновый куст, чтобы «навсегда избавиться от искушений плоти».
Возле пещеры Бенедикта случайно встречает монах из соседней монашеской общины, который решает помогать Бенедикту – он приносит ему еду и воду на протяжении трех долгих лет.
Спустя 3 года, впечатленный благочестием Бенедикта, монах приглашает его возглавить монастырскую общину, глава которой недавно почил в бозе.
Бенедикт соглашается. Но ничего хорошего из этого не выходит – слишком строгие взгляды Бенедикта на то, что пристало, а что противно монашеской жизни, восстанавливают против него монашескую братию, которая давно погрязла в разгуле и грехах. Монахи решают избавиться от слишком строгого пастыря и преподносят ему чашу с отравленным напитком.
Чудесным образом избежав гибели, Бенедикт покидает монахов и возвращается в пещеру.
Постепенно вокруг него собирается группа учеников-единомышленников, которым Бенедикт проповедует, какой должна быть монашеская жизнь.
Вскоре вся община, собравшаяся вокруг Бенедикта, переселяется на юг и строит в местечке Монте Кассино монастырь.
Именно для этого монастыря Бенедикт в 540 году пишет свой знаменитый «Устав», заложивший фундамент всего западного монашества.
Слава монастыря быстро разлетается по окрестностям. Бенедикт силой молитвы творит чудеса – воскрешает крестьянского мальчика из соседней деревни, наделяет одного из своих учеников способностью ходить по воде «яко посуху», добывает воду для обители в гористой безводной местности.
Монастырская братия быстро разрастается. Недоброжелатили завидуют и хотят погубить души приверженцев Бенедикта. Для этого они подсылают в монастырь куртизанок.
Легенда гласит, что с этой фреской произошла забавная история. Содома (который расписал большую часть стен в клуатре) написал прелестниц в прозрачных одеждах, но перед демонстрацией монашеской братии законченной работы прикрепил к их телам картонные шаблоны, на которых они были изображены совершенно обнаженными. Монахи пришли в ужас. Тогда художник сорвал с фрески картонки, и монахи с облегчением вздохнули. Полупрозрачные одежды уже не показались служителям Господа такими вызывающими, и фреска была спасена. Но что, собственно, Содома и рассчитывал.
А вот и автопортрет художника-проказника:
Содома изобразил себя на одной из фресок. Взгляните, как лукаво он выглядит.
Вот такая история.
Уверяю вас, что фотографии не дают полного представления о буйстве красок и изяществе этого цикла фресок. Надо обязательно смотреть «живьем».
Всем, кто когда-нибудь будет в Тоскане, настоятельно советую посетить это волшебное место. Получите незабываемые впечатления.
Ну а я и дальше собираюсь рассказывать на этом канале о самых интересных достопримечательностях на просторах Европы, Азии и, конечно, России. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки. Будет интересно.