Найти в Дзене
Круто об искусстве

Золотая рыбка из страны детства?

Пауль Клее "Золотая рыбка", 1925.  Гамбургский Кунстхалле, Гамбург.
Пауль Клее "Золотая рыбка", 1925.  Гамбургский Кунстхалле, Гамбург.

Герман Гессе в 1930 году написал роман "Паломничество в Страну Востока" - рассказ о путешествии вне времени и пространства к некоей внутренней СТРАНЕ ДЕТСТВА, у которой нет точных пространственных координат. Зато есть реальные путешественники – члены придуманного Гессе Братства. В архиве братства была заведена карточка и на художника ПАУЛЯ КЛЕЕ:

"Передо мной была пластина из золота с наведенным финифтью узором, по всей видимости необычайно старинная, на ней был изображен трилистник клевера, один из листочков которого представлял голубой кораблик под парусом, второй – рыбу в многоцветных чешуйках, а третий выглядел как формуляр телеграммы, и на ней читались слова:

Снегов голубее,

Кто Пауль, кто Клее".

Вообще, говорить о Клее крайне трудно и не знаю по силам ли мне сие намерение, но все-таки попробую.

Реальность экспрессионизма преобразована страстью и болью, и их же выражает. Реальность абстракции есть преодоление материального, сюрреалистов - материализация подсознательного.

А у ПАУЛЯ КЛЕЕ реальность - это мифология души.

Но Клее НЕ играет в детское восприятие мира, он стремится к нему со всей страстью искателя забытого, но такого важного праязыка (именно Клее был первым художником, кто назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством, а свои собственные найдет, бережно наклеит на картон, назовет и включит в каталог работ, который будет вести на протяжении всей жизни).

И этот, открытый заново, праязык тяготеет у Клее к абстракции, потому что пространство его картин сохраняет тишину и способность вести диалог со зрителем, с каждым в отдельности.

Он будет восхищаться Редоном, Сезанном, Ван Гогом, Энсором и, конечно, Кандинским, но будет свободен от них, как и от любых сравнений его манеры с кем-либо из его современников. Не увенчаются успехом и любые попытки привязать его творчество к какому-то одному или нескольким направлениям.

В Баухаузе, где преподавал Клее, его называли Буддой, потому что он был светел, спокоен, немногословен и никогда и ни на кого не сердился, по крайней мере отчаянно.

Он (так и хочется сказать, что такого просто не может быть, но может) прожил всю жизнь с одной единственной женщиной, вечерами музицировал дуэтом с Кандинским (Клее - на скрипке, Василий Васильевич - на фортепиано), а во время Первой мировой войны не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты.

И вот его "Золотая рыбка" (1925), которая есть сразу все: и традиционный христианский мотив, и первобытная находка, и архаический монстр, и будущая добыча рыбака.

Вообще, это очень типично для Клее - использовать, кажется, всю культурную память (включая художественные языки разных направлений), но использовать ее не как догму, а как СПОСОБ ПЕРЕВОДА своих фантазий на понятный для мирян диалект.

Рыба - один из самых древних и насыщенных символов-архетипов. В дохристианской философии он обозначал НАЧАЛО ЖИЗНИ на земле, в христианской – символ СПАСИТЕЛЯ, жертвенной смертью искупившего первородный грех человечества.

Знак рыбы был раннехристианской монограммой Христа (греческое имя Иисуса означает "рыба"). Именно братья-рыбаки стали первыми Его учениками - "ловцами человеков".

Рыба - символ МОЛЧАНИЯ. Она обитает в воде - исходном состоянии всего сущего на земле. Поэтому рыбы, свободно обитающие в водном пространстве, традиционно наделяются демиургической силой, а также в ряде мифов оказываются предками людей.

Вода также ассоциируется с бессознательным, в глубинах вод скрыто ЗНАНИЕ, которое трудно (или невозможно) добыть человеку, но КОТОРОЕ ДОСТУПНО РЫБЕ.

Вода очищает, ритуальное омовение символизирует второе рождение, возвращение к первоначалу, поэтому рыба, живущая в воде, олицетворяет надежду на НОВОЕ РОЖДЕНИЕ.

А еще рыба есть примета чудесной рыбы stella marina, светящейся под водой и воспламеняющей все, к чему прикоснется (это уже из средневековой алхимии).

В средневековых трактатах данное свечение понималось как огонь Святого Духа, действие божественной благодати, разжигающей своим пламенем сердца, погруженные в "море греха".

В общем-то, как некое архаичное ЧУДО (первичный древний знак, как письмена) представляет свою рыбку и Клее. Рыбку, которая находится сразу в трех мирах - земном, небесном и подводном.

Будем помнить, что 1925 год - это эпоха, когда Германия и Австрия жили в тотальном грехе и спасение было просто жизненно необходимо, ибо вокруг царил потоп. Напомню вам одну важную дату: 1923 год - в одном из баров Мюнхена состоялся знаменитый пивной путч Гитлера и генерала Людендорфа, целью которого была попытка гос.переворота.

И, с одной стороны, этот огромный красный глаз, единственный живой элемент картины, есть та самая примета рождения - ТАК РОЖДАЕТСЯ СПАСЕНИЕ (да и, устремленные в разные стороны, рыбки по углам тоже говорят нам о жизни, ее движении).

Но ТАК ЖЕ ОНО И УМИРАЕТ, ибо рыба застыла во мраке сине-черной плоскости холста, где отпечатались другие приметы жизни, некогда цветущие и благоухающие, которые теперь стали лишь свидетельством истории - миром, который канул во мрак.

И все тот же огромный красный глаз есть агония всего живого, ибо грядет 1933 год...

И эта двойственность от СМЯТЕНИЯ - время такое было, лихорадочное. Были большие надежды и большое сомнение.

-2
-3