«Here the goose is cooked
Here the fat is fried
And nothing's overlooked
Till I'm satisfied...
Food beyond compare
Food beyond belief
Mix it in a mincer
And pretend it's beef
Kidney of a horse,
Liver of a cat
Filling up the sausages
With this and that »
(“Master of the House”, мюзикл « Отверженные »)
В первых двух частях о хрустальном багаже речь шла о прыжках и вращениях, по итогам которого обнаружилось немалое количество багов именно в «Хрустальном». Сегодня же будет описание дорожек. Все дорожки берутся из коротких программ, причина все та же – основные шишки на Сашу летят именно по итогам короткой программы, именно там ей приходится сложнее, в отличии от соперниц, которых нещадно тянут.
Для начала, мнение «эксперта», коих много в Интернете.
Этой методичке не один год, впервые рассказы про сложнейшие программы «Хрустального» и простые программы ушедших появились еще в 2015 году – тогда такие «пропагандисты» топили так Елизавету Туктамышеву, в 2018 – Евгению Медведеву, а в 2020-21 так топят Александру Трусову и Алену Косторную. Под перекрестный огонь периодически попадают другие фигуристы и фигуристки.
Мифология гласит, что только в «Хрустальном» умеют ставить дорожки четвертого уровня, а остальные и правил-то не открывали, поэтому и ставят дорожки не того уровня.
Снова правила ISU , критерии дорожек.
Количество черт: 1 для первого уровня, 2 для второго, 3 – для третьего, 4 – для четвертого
Дорожки шагов:
1) минимальное количество шагов (уровень 1), среднее количество простых шагов (уровень 2), достаточное количество простых шагов (уровень 3), сложные шаги, включая и повороты (уровень 4) (обязательно)
2) Повороты в обеих направлениях (влево и вправо) корпусом тела как минимум в 1/3 дорожки (в обеих направлениях)
3) Движения телом как минимум на 1/3 дорожки
4) Необходимы две комбинации из трех поворотов, исполняемых непрерывно с использованием обеих ног. Судьи засчитывают только первую попытку выполнения комбинации шагов с использованием каждой ноги.
ДОРОЖКИ ШАГОВ
Типы сложных шагов и поворотов: твиззлы, скобы, петли, крюки, выкрюки, чоктау.
Минимальное количество шагов – это пять вышеуказанных шагов и поворотов, запрещено повторять любой шаг дважды.
Среднее количество простых шагов – это семь вышеуказанных шагов и поворотов, запрещено повторять любой шаг дважды.
Достаточное количество простых шагов – это девять вышеуказанных шагов и поворотов, запрещено повторять любой шаг дважды.
Сложные шаги – это 11 вышеуказанных шагов и поворотов, запрещено повторять любой шаг дважды, необходимо выполнить минимум пять поворотов в разных направлениях.
К движениям тела относятся видимые движения рук, головы, корпуса, бедер и ног, влияющие на положения тела, выполненные в ходе 1/3 дорожки.
Таким образом, чтобы поставить дорожку на четвертый уровень, нужно 11 сложных шагов , перечисленных выше. Ниже представлена дорожка Александры Трусовой, оцененная на четвертый уровень сложности в Казани. Изначально дорожка состоит из 15 сложных шагов , то есть, дорожка поставлена на четвертый уровень с запасом.
Это у пропагандистов «Хрустального» зовется «два прыжка, три вертушки, остальное – езда из одного конца катка в другой», но чем же могут похвастаться Сашины соперницы?
Итак, дорожка Анны Щербаковой, состоит из 11 сложных шагов. Формально критерии на четвертый уровень выполнены, но есть огромное количество «но», часть из них будет уже в статье о компонентах.
Во-первых, дорожки – это огромнейший простор для манипуляции. Можно плохо сделать один шаг, но судьи могут одной фигуристке понизить уровень дорожки до третьего, а другой – нет (именно так и оценивают подопечных Тутберидзе. После этапа Кубка России в Сочи выяснилась удивительная вещь – Анна Щербакова едва накатала на второй уровень дорожки, выполнив серию шагов на одной и той же ноге и плохо сделав половину шагов, но в протоколах стоит четвертый уровень). Более того, даже при ошибках, заметных даже простому зрителю, воспитанникам «Хрустального» ставят плюсы.
Речь идет о дорожке Дарьи Усачевой в короткой программе на чемпионате России.
По правилам ISU , за такое следует снимать от -1 до -3, но ни один судья этого не сделал. За это просто понизили уровень до третьего и поставили минимальное итоговое ГОЭ.
Пока что получается, что ставить на четвертый уровень умеют не только у Тутберидзе, причем ставить даже с запасом, но вот всем плевать, можно катать как попало и даже ошибаться – не заметят. Наверное, дело в том, что не каждый тренер готов приплачивать судьям за четвертый уровень дорожек, а все еще верит, что можно бороться относительно честно?
Но как выставляются ГОЭ?
И снова коммюнике 2334, снова правило о том, что последние три критерия можно лишь в том случае, если выполнены первые три. Итак, для получения самых высоких ГОЭ за дорожку надо выполнить следующие критерии:
1) Глубокие ребра, четкие шаги и повороты
2) Соответствие элемента музыке
3) Безусильность, энергичность, плавность
4) оригинальность и необычность
5) Контроль всего тела
6) Хорошая скорость
Вот на таких ребрах большую часть дорожки передвигается Саша, они достаточно глубокие, как видно на скрине.
А это ребра Анны Щербаковой и Камилы Валиевой. Иногда у них бывают неглубокие ребра, но чаще всего такие, причем у Анны встречаются они куда чаще.
О качестве шагов сказано выше – ошибаются все, но только ученицам Тутберидзе ошибки прощают.
Второй критерий – дорожка в музыкальный акцент. Этот пункт противопоказан Камиле Валиевой, так как в музыку она что-то делает крайне редко.
Третий важный критерий – это безусильность и плавность выполнения. Даже случайному зрителю бросаются в глаза странные прыгающие движения Анны Щербаковой в ходе всей программы. Эти движения происходят от огромного количества подсечек, которыми Анна пытается набрать скорость, чтобы выполнять тот или иной элемент. Выглядит это вот так:
Такие движения свидетельствуют о проблемах со скольжением и скоростью, сложные шаги Анне выполнять затруднительно, что уже не подходит под критерий «безусильность». Меньше таких шагов у Камилы Валиевой, но они уже появляются.
После этих критериев уже нельзя ставить остальные три, но их ставят. Итак, четвертый критерий – оригинальность. Снова критерий расплывчатый, но можно сказать одно – большинству дорожкам хрустальных ставить плюс за него нельзя – такое ощущение, что там тасуют движения у разных фигуристов из программ прежних лет, что уже неоригинально.
Критерий «контроль тела» можно ставить многим, но при одном условии – наличия первых трех критериев.
Критерий «скорость», его снова можно ставить многим, но не тем, кто разбегается подсечками.
Ниже представлены дорожки Саши Трусовой из КП прошлого и нынешнего сезона. Результаты поразили – оказалось, что дорожка в новом сезоне подходит куда больше под критерии на четвертый уровень, чем прошлогодняя, а вишенка на торте – факт, что под музыку Грига сложно выступать, что заставляет задавать неудобные вопросы Тутберидзе и ее пропагандистам, рассказывающим: «В этом году программы никакие, а в том году были лучше – платьице там цвет меняло, значит, лучше».
В этом году больше шагов в дорожке, глубже ребра, выше скорость и куда более подходящая музыка.
Вывод не в пользу хрустального багажа. Во-первых, правила знают не только в «Хрустальном» и умеют ставить на четвертый уровень не только там (даже с запасом, как оказалось). Во-вторых, гегемония «Хрустального» на этапе выставления уровней поддерживается за счет коррупции.
В-третьих, ушедшим из «Хрустального» придется столкнуться с тем, что четвертый уровень будет по большим праздникам и это в лучшем случае, в худшем – резко упадет до второго-третьего. Обнаружатся и подсечки, и плоские ребра, и плохо сделанные шаги, а спотыкание никто не оценит положительно.
В-четвертых, те, кто приходит в «Хрустальный» в 11-12 лет умеют больше, чем те, кого вырастила Тутберидзе сама, что снова наводит на определенные мысли.
В-пятых, у Тутберидзе уже не придумывают ничего нового, просто используют одни и те же шаблоны.
То есть, ушедшим из «Хрустального» придется вкалывать до седьмого пота, чтобы изжить тот самый багаж в виде плохо сделанных шагов, скольжению на плоских ребрах, потерю скорости и прочие прелести и цепляться за подобное точно не стоит.