Внимание: лонгрид! В сериале «Великолепный век», пожалуй, нет другого такого шехзаде, чьи действия так пристально бы рассматривались и критически препарировались. Однако, перед нами снова шехзаде Мустафа. На дворе 1533 год, а значит, принцу пора в санджак. Он давным-давно готов, он успешно прошел все тесты по дисциплине «государственное управление» и даже сдал с отличием экзамен на аттестат зрелости, помиловав Малклчоглу Балибея в грязной истории с клеветой. В активе печального жизненного опыта молодого принца сорванная свадьба, отравление, а также гибель любимой наложницы вместе с неродившимся ребенком. Для 18 лет не так уж и мало.
И вот, наконец, заканчивается безумно долгий подготовительный период, впереди отъезд в санджак, и тут его мать Махидевран-султан, о чудо, получает первую за десять лет и единственную милость от султана – матушке предлагают возглавить султанский гарем, осиротевший после безвременной кончины валиде. Отказаться от такого предложения для давно потерявшей надежды на султанскую милость женщины совершенно невозможно, а потому Махидевран с тревогой на челе отправляет сына в санджак одного. Что же будет с ребенком без ее трепетного руководства? Поэтому напоследок Махидевран дает максимально широкую инструкцию сыну.
Инструкция хорошая. Взгляните.
Махидевран: «Мустафа, где бы ты ни был, твой дворец здесь. Придет время, и ты вернешься Правителем всего мира. Будь готов исполнить свой священный долг. Для того ты и едешь в санджак, не забывай об этом. В санджаке ты должен научиться быть мужчиной, превзойти по силам других наследников престола. Остерегайся дурного глаза. Не верь тому, кто хвалит тебя. Ты не должен доверять никому, Мустафа, даже если перед тобой отец. Пусть живет в тебе подозрение. Главное, будь честен, не забывай о справедливости. Мир создан не для того, чтобы ублажать свою душу – работай, старайся, что есть сил. Ты должен угождать людям. Золотом и яствами одари страждущих, окружи их своей любовью. Когда придет время, они будут с тобой, а не против тебя».
Перед отбытием Мустафа заглянул к своему наставнику и другу Ибрагиму паше. И тот, конечно, тоже дал инструкцию.
Инструкция хорошая. Взгляните.
Ибрагим: «Если помнишь, я однажды рассказывал тебе кое о чем – о трех зверях, пожирающих дух человека. Тигр, лев и волк. Один из них тщеславие, второй высокомерие, ну а третий зверь – зависть. Эти звери преследуют нас, нам не уничтожить их. Пока бьется сердце, они будут дышать тебе прямо в затылок. Ты, шехзаде, не должен этим языкам пламени позволить спалить твою душу. Подчини их себе – тогда никто не сможет устоять перед тобой».
Ну, и наконец, шахзеде дошел до Повелителя мира, который выплыл к нему в алом наряде античного месопотамского царя и тоже дал инструкцию на прощание.
Инструкция хорошая. Взгляните.
Сулейман: «Шехзаде, настал час разлуки. Перед тем, как отправишься в путь, прислушайся к тому, что я скажу. Мустафа, сын мой милый, слушай. Самое большое богатство – это ум. Страшнейшая нищета – это невежество. Опаснейший из всех грехов – это самолюбование. Великий дар твоим потомкам – твой добрый нрав ("добрый нрав?" - о папаша, как же ты дезинформируешь сына, именно добрый нрав и погубит и его и потомство – прим. автора, простите,не могу удержаться). Сынок, не стоит водить дружбу с невеждой, ибо, даже замышляя благо, он тебе навредит. Остерегайся заводить себе друга среди скупцов, ибо когда будешь ты нуждаться в помощи, он не поспешит к тебе. Не стоит дружбы и тот, кто имеет склонность к зависти, ибо он продаст тебя за малость и покинет. Так же остерегайся водить дружбу с лжецом, ибо он, подобно миражу, далекое представит близким, а близкое далеким».
Хорошая инструкция, правда? Дельная и толковая. Как вот только понять и разобраться кто невежда, кто завистник, кто скупец, а кто лжец (с последним и самому султану неплохо было бы разобраться). Ну да ладно. Повелитель наверное три дня эту речь репетировал, и скорее всего слышал ее от своего отца при отбытии в санджак сто лет назад, а тот – от своего отца, а тот от своего.
Но Мустафа смотрит на отца сияющими глазами и отвечает: «Я уезжаю, чтобы представлять вашу власть и справедливость в дальней земле. Ваши советы будут со мной. Они будут, словно факел, освещать мне путь!»
Далее отец с сыном идут сквозь строй янычар, которые троекратно скандируют «Да здравствует султан Сулейман!», а потом троекратно «Да здравствует султан шехзаде Мустафа!»
В общем, совершив все обряды и ритуалы, восемнадцатилетний шехзаде, хвала Аллаху, наконец-то, покидает строгий и церемонный султанский дворец, полный условностей, ловушек и опасностей. И с ним – никого!!! Какое счастье! Ни матери с ее вечной тревогой на челе, ни отца с его вечным озабоченно-подозрительным взглядом, ни Ибрагима-паши с его нравоучениями.
Впереди - свобода и самостоятельность!!!
И он наилучшим образом готов к тому делу, ради которого был рожден и ради которого преодолел все препятствия, выдержал и сдал все экзамены, достиг ученой премудрости и преисполнен решимости исполнить свой долг перед отцом, династией и государством. Ему дали бесценные советы в дорогу, его обучили, подготовили ко всему…
Его не подготовили только к одному.
К встрече со свободной и красивой женщиной. Не с султанской собственностью, не с наложницей и не с покорной рабыней.
Эпизод 8. Все законы, науки и поучения моментально вылетели из умной головы шехзаде, когда во время охоты он встретил в лесу простую девушку-гречанку по имени Елена, ковровщицу из ближайшей деревни. Никто никогда не разговаривал с ним так свободно и естественно, как она, словно он был не османский принц, а простой парень из соседней деревни. Никакого искусства и деланной скромности, жеманства, пафосных признаний в любви и лицемерной покорности рабынь, каждая из которых лелеет надежду зацепиться за него и пробраться в фаворитки, а там, глядишь, и в султанши. Нет, Елена была совершенно другой – чистой и непосредственной, как горный ручей, словно сама часть той природы, среди которой он ее встретил.
Можно ли было не влюбиться в нее всем сердцем? Разве не такими историями наполнена вся поэзия – переодетый принц-инкогнито встречается с прекрасной пастушкой? Как кружат головы все эти газели и стихи. Перед ними преклоняются, их читают возлюбленным при свете луны. Но стоит попытаться перенести их в реальную жизнь, как жизнь обрушится на мечтателя жестоким камнепадом.
Мустафа узнал, что отец Елены попал в кабалу алчного мерзкого вымогателя Аббаса, который годами пил кровь из этой работящей семьи и вынудил-таки отца отдать ему свою единственную дочь за долги. Елена лила слезы по своей печальной доле и по разбитой любви к неведомому юноше. Ситуация резко выходила из-под контроля, милую сердцу девушку не сегодня-завтра выдадут за грязного старика. И тогда Мустафа по совету Тошлыджалы решился переговорить с отцом от имени шехзаде, предложить расторгнуть ужасную помолвку, погасить гадкому Аббасу все долги, а Елену забрать в гарем. Отец на все это согласился.
И вот долги погашены. Семья вздохнула свободно, и тут являются из дворца и приглашают их дочь в гарем османского шехзаде. Вообще-то это великая честь для любой девушки, однако дочь совсем не рада, ибо сердце ее принадлежит неведомому юноше. И тут, о чудо, этот неведомый юноша и оказывается тем самым османским шехзаде! Самое время всплеснуть руками и воскликнуть «Ну, как в романе!» Очередной глубинный женский архетип, зашитый глубоко в подсознание каждой женщины – все та же бедная Золушка, вышедшая замуж за принца. Однако, в этой истории одна рыжая золушка уже есть, а две – явный перебор для хорошей истории. И вообще, что позволено Сулейману, то не позволено Мустафе.
Мустафа приводит Елену в гарем, где идиллически прекрасная картина начинает тут же искажаться. Лесной колокольчик Елена, оказывается, совершенно не оранжерейным цветком. Вся эта благовонная паутина гарема, вся эта вязкая атмосфера зависти, недоброжелательности, нездоровой конкуренции и обмана опутывает юную и неискушенную Елену, она задыхается в этих густых ароматах соблазнения, коварства и постоянно маячившего удара кинжалом из-за угла. Неужели теперь и навсегда это её новая реальность, новая жизнь Елены? Где те наполненные светом и птичьим щебетом родные леса и речка? Теперь ходи и оглядывайся, и лелей надежду, что этим вечером шехзаде вспомнит о тебе и позовет.
Насладившись друг другом, молодые люди очень скоро поймут, что совершили ошибку. Но тут родители Елены быстро сообразили что к чему и круто взяли молодого шехзаде за жабры. Когда свадьба, шехзаде, или обратимся к кадию? Теперь Мустафа, как честный человек, просто обязан жениться.
Но, как только, он озвучил это естественное в таких случаях намерение во дворце, весь его мир – мир османского принца – обрушился на него! Все – мать, Тошлыджалы, лала – все в ужасе от его решения. Нельзя! Нельзя! Нельзя! Шехзаде в смятении. Как же так? С Айбиге полгода назад было можно и нужно, а тут почему-то нельзя, невозможно. Отцу жениться на бывшей безродной рабыне вопреки всем традициям можно, а ему на девушке-крестьянке почему-то нельзя. Такие запреты и уговоры точно уж не действуют на шехзаде.
И дело тут уже даже не в чувствах, ибо первый порыв влюбленности прошел. Напуганная и угнетенная чужеродной обстановкой гарема Елена – это совсем не та задорная и звонкая Елена, что, вся в солнечных бликах, полоскала белье на речке. И самой ей, вольной и свободной, откровенно худо сидеть взаперти в стенах душного гарема. Лала предлагает купить дом девушке и фактически сделать ее куртизанкой, осыпанной золотом, лишь бы закрыть тему с никяхом. Но для Мустафы это неприемлемо – и дело тут уже не в чувствах, а в принципе. Шехзаде должен сдержать обещание, данное женщине.
Но самое ужасное, что скоро обо всей этой альковной истории узнал отец. Сын попытался поговорить с ним о никяхе, но нарвался на такой гнев отца, что все хорошие дела и нововведения сына, которым так радовался народ Сурухана (например, раздача пустующих казенных земель во временное пользование и обработку неимущим) мгновенно были им забыты. Никакие чувства, обстоятельства и обязательства сына не интересуют Сулеймана, он тут же включил режим Повелителя – излюбленное его занятие с Мустафой. Включил тогда, когда сыну больше всего был нужен отец - опытный и взрослый мужчина.
И наконец, как всегда в качестве последней надежды и тяжелой артиллерии – Ибрагим-паша. Никто и ничто не может сравниться с убедительностью его логики – ни советы лалы, ни гнев отца, ни житейская мудрость матери. Ибрагиму, в отличие от всех остальных, всегда удавалось находить правильные аргументы и верные слова, даже, как оказалось, и в таких тонких делах.
В общем, в конечном итоге на одних весах находится султан Сулейман, мать, вся семья, обязательства и будущее Мустафы, как наследного шехзаде огромной Османской империи, а на другой – его обещание безвестной крестьянской девушке жениться на ней. И до последней минуты было не понятно, какая чаша перевесит.
Перевесила чаша семьи и будущего.
К слову, Мустафа не стал искать промежуточных вариантов, и нашим и вашим, как, положа руку на сердце, поступило бы большинство мужчин - выслать девушку из гарема, но сделать ее своей любовницей за его пределами, содержанкой, что случается сплошь и рядом, тем более, что девушка не мусульманка. Нет, решение его окончательное и бесповоротное, хотя и далось с большой болью и жалостью к ней. Что же касается будущего Елены, то из султанского гарема постоянно выдавали девушек замуж за влиятельных людей, что было для этих мужчин большой честью. Надеюсь, что и у юной красавицы Елены тоже не будет проблем составить прекрасную партию по собственному, свободному от принуждения выбору какому-нибудь приличному человеку, желательно без гарема.
Историческая вставка. Знаете, вот из-за таких неразрешимых любовных историй еще и не такие исторические кульбиты случаются. Вот, например, английский король Генрих VIII захотел развестись со своей супругой испанской инфантой Екатериной Арагонской, ибо страстно возжелал жениться на ее фрейлине Анне Болейн. А Папа (в данном случае Римский) разрешения на развод, а значит, и на столь желанный брак не давал. Генрих ждал-ждал, а потом плюнул на Папу и заявил, что он сам себе "папа" - назначил самого себя главой церкви, сам себе разрешил и развестись и жениться. Таким вот образом, из-за нетерпеливого брачного гона одного монарха и неуступчивости одного Папы Англия взбунтовалась и отпала от лона римско-католической церкви. Так возникла англиканская церковь, во главе которой стоит король (королева). И происходило все это аккурат прямо в эти самые времена... 1533 год...))) Сулейман просто не мог об этом не знать...
Так что на месте Сулеймана стоило бы задуматься, а стоит ли овчинка выделки? Ведь, если у сына чувства и сердечные обязательства, то ударить по ним тупым запретом - это путь к протесту, пускай даже спрятанному глубоко в душе. Не удивительно, что в следующий раз, когда в сердце сына вновь войдет любовь, он уже никого не будет спрашивать.
А как ВЫ думаете, правильно или нет поступили родители шехзаде - отец, мать - что запретили Мустафе жениться? И был бы Повелитель столь же суров и непреклонен с сыном в отношении этого никяха, если бы узнал об этой истории не через скандал на рынке, а в спокойной обстановке от сына?
Каково ваше мнение - в той ситуации, в которой из-за романтических чувств оказался молодой шехзаде Мустафа, как ему следовало поступить? Ведь попасть в проблемную ситуацию может каждый, весь вопрос, как он выйдет из неё. Что по отношению к Повелителю и семье совершил Мустафа своим выбором: поступок или ошибку? И если ошибку, то удалось ли шехзаде ее исправить? И какой другой выход из этой истории предложили бы вы? Словом, как сами поступили бы, будь на его месте?
___________________________
Уважаемые читатели! Написание такого рода статей требует времени и мотивации для автора в виде вашего одобрения - ваших лайков, подписки на канал и репостов. Так я понимаю, что мои статьи вам, действительно, нужны и интересны. Поэтому поддержите канал - и я постараюсь и дальше радовать (или наоборот, раздражать - кому что по вкусу) уважаемую публику! )))