Найти в Дзене

Лайфхаки по изучению разных предметов на семейном образовании

Оглавление

Меня в школьные годы лупили ремнём и прикладывали зубами об косяк за каждую «четвёрку», не разбираясь, в чём причина моей «некруглости». О том, надо ли мне вот это всё, понятно, вообще никто не спрашивал. Это были девяностые, отец уже умер, зарплаты не платили по два года. Периодически не было во всём посёлке то воды, то света, то газа, то всего сразу.

Мама была уверена (как и многие представители того поколения), что хорошие оценки и аттестат «с отличием» — залог моего успешного будущего, «не как у неё». А вот как именно — она и сейчас не знает. А мне просто до тошноты было противно даже думать об этих «пятёрках». Хотела бы — получила медаль, но я как знала, что не пригодится…

Какие требования я предъявляю к своим детям на СО

Пока учились в школе, дома я с ними не занималась вообще, даже домашние задания не проверяла — незачем было. Старшая сама постоянно ныла, что ей скучно. Отмечу, что в садик они не ходили, и с поступлением в школу начали стремительно тупеть.

Старшая успела год отучиться в моей школе с моими учителями, и они там мне сразу сказали: ей это не интересно, рассмотрите экстернат. Но у нас тут переезд, новая школа — не до того. Дозрели мы только к её 6-му классу, когда уже третий год находились на семейном образовании.

Я уже упоминала, что особо над ними не стою с указкой и не заставляю заучивать правила. На практике убедилась, что важно понять материал, а не зазубрить, поэтому

1. Детей приучаю писать конспекты уже сейчас

Фото автора
Фото автора

Именно конспекты — с перефразированием, табулированием, сокращением и схематизацией текстов, а не «контрольное списывание». Конечно, бывают моменты, когда что-то им непонятно — разбираем вместе. К примеру, на прошлой неделе всей семьёй два дня решали пример из математики за 5-й класс (у младшего) — не решили, ну и ладно, в контрольной таких нет.

2. Естественные науки: требую глубокого понимания

Иначе говоря, чтобы точно сдать на «три», они должны дома ответить на «пять». Потому что в школе другие люди, другая обстановка, шум — могут элементарно перенервничать.

Фото автора
Фото автора
У старшей случалось: сдавала на «3», а потом преподаватели отказывались такую оценку ей выставлять, изменяли условия проведения экзамена (не с другим классом, например, а в учительской) и требовали явиться на пересдачу.
Но это уже из серии: «Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя». А ведь когда мы меняли школу, нам никто здесь не верил, что ребёнку на самой «скоростной» программе может быть скучно, поясняя, что у них здесь «традиционку»-то не тянут многие.

3. С литературой берём только программу-минимум:

  • произведения из учебника,
  • биографии авторов,
  • художественные средства языка.

Других разборов текстов до настоящего времени не делали, ибо меня от них всегда коробило, предполагаю, что и авторов этих текстов — тоже.

4. История — это постоянная битва

В древний мир мы особо не вникали, так как дети справедливо заметили, что достоверно знать то, что было тысячи лет назад — невозможно.

Выписали себе основные периоды, рассмотрели петроглифы и рисунки древних Египта и Китая с позиции символизма (увлечение у нас такое), да на том и остановились. Старшей этого оказалось достаточно для «пятёрки», с младшим нам всё только предстоит.

Когда же начались средние века, по комнате полетели ручки и тетрадки с криком: «Да ну эту Европу! Только и воюют! Ничего интересного!»

Средние века — одни войны
Средние века — одни войны

Самое печальное — то, что я к программе по истории за 7 класс отношусь примерно так же. Хорошо, что сейчас за этот учебный год проходят два временных периода.

Мы просто сделали упор на историю древней Руси. Хотя и здесь оказалось не всё гладко. Дело в том, что я — фанат истории, могу с пеной у рта месяцами изучать древние письмена, монографии учёных, рассуждать о правдоподобности той или иной исторической теории. Их же сейчас как майонезов в супермаркете — выбирай на вкус! Конечно, когда нахожу что-то любопытное, обязательно с детьми это обсуждаю.

Кругозор-то у них получается широким, но вот мои умозаключения с информацией из учебника они порой путают, а разница может быть просто колоссальной. Забила им головы нечаянно…

Проблему разницы обсуждаемых дома теорий и требований школьной программы решили так

Задали себе вопрос: для чего мы читаем школьный учебник? Чтобы сдать аттестацию.
Какой самый простой способ её сдать? Выдать информацию из учебника. Всё.

Так им и сказала:

— Включаете краткосрочную память, вникаете в материал, предложенный школой, отвечаете так, как написано в вашей литературе. Это не отменяет привычки всё подвергать сомнению и всегда использовать критическое мышление. Но! Критикуем и обсуждаем — здесь, со мной. В школе этих вопросов не поднимаем — от греха подальше.

Со скрипом, конечно, но сдали. Думаю, повлияло ещё и то, что даже устные предметы сейчас сдают тестами. Вы можете себе представить, как сдавать литературу или историю тестами? И обществознание туда же… Печаль-беда!

Как найти баланс между позициями заучки и двоечника

1. Самообразование и семейное образование — это юридически разные понятия, мы здесь говорим о втором, а оно предполагает непосредственное участие родителей в обучении детей.

2. Если ребёнок психует или долго сидит над заданием, он, вероятнее всего, не понимает, что ему нужно делать, я в таких случаях подхожу и поясняю.

3. Не стоит пренебрегать дидактическими материалами — они содержат задания, которые будут на аттестации. Простого понимания материала недостаточно — теория без практики мертва, нарешивайте побольше, до автоматизма и калькулятора в голове.

4. Контрольные и самостоятельные работы — писать. Это даёт понимание, какие темы ребёнок усвоил хорошо, а к каким нужно ещё вернуться.

5. Гуманитарные предметы — только с практикой. Это могут быть атласы и контурные карты по истории или географии. Попробуйте выполнять задания вместе с детьми, а не отмахиваться, мол, это ваша работа. Эссе и биографические проекты — по литературе и обществознанию, презентации собственных работ по технологии (совмещение с информатикой).

6. По иностранным языкам притча во языцех — общение с носителями. Я подбираю в Инстаграм аккаунты из Германии (оба учат немецкий) на интересные детям темы, и язык потихоньку сам вползает им в головы.

-4
Инстаграм аккаунты на немецком, которые читают дети:
@wildliferoamers фотограф-анималист, чаще всего публикует фото птиц, но встречаются и другие животные. Читаем сами публикации и комментарии. Стоит, наверно, переходить к комментированию.
@silverserenity1983 Почти моя ровесница, художница, выросла на "Сейлормун". Собирает тематических кукол и рисует не только аниме. Это не профессиональная деятельность, а хобби, аккаунт не коммерческий.
@uesrta аккаунт небольшого транспортного предприятия, там автобусы, троллейбусы, трамваи. Коммерческий, понятно. Младший с самого раннего детства увлечен автотехникой.

Этого вполне достаточно, чтобы ребёнок почувствовал поддержку родителей, что очень хорошо поднимает самооценку в таком возрасте и, кстати, смягчает проявления пубертатного периода.

Самооценка и есть залог успеха. Как говорят: «Нет ничего невозможного, если ты обнаглел до нужной степени». Но наглеть мы не будем, а вот верить в свои силы и поддерживать друг друга — обязательно. И ради бога — не ругайте их, если они чего-то не поняли, сядьте рядом и разберитесь вместе. Иногда бывает, что и взрослым не даются школьные примерчики. Ну и пусть их вундеркинды решают, а мы и так обойдёмся!

Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другие статьи автора:

Мать-гиена, или как у нас с детской самостоятельностью

Дочь – «блондинка», сын – мизантроп и изобретатель. Можно ли учить одинаково?

Как учить Нехочуху

Читайте статьи других авторов:

Книги о понятной и имеющей смысл истории для сдающих по ней экзамен

4 способа оценки знаний ребёнка при обучении дома. Первый самый действенный

Наглядно о проведении ОГЭ и ЕГЭ 2021 г.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.