Найти тему

Образ Человека в трилогии Властелина Колец через призму философии

Сразу оговорюсь, что изложенная ниже интерпретация является целиком и полностью субъективным взглядом автора на разбираемую трилогию и ни в коем случает не претендует на истинность. Также, немаловажным является упоминание того факта, что речь в, кхм, статье, будет идти именно о трилогии фильмов Джексона, так как о произведениях самого Толкина я судить, увы, не имею возможности. Впрочем, я практически не сомневаюсь, что всё "высказанное" фильмами уже содержалось в первоисточнике. О лоре я сужу исключительно по фильмам и тому, как этот лор раскрыт именно в них, дабы цельность моих заключений оставалась в принципе возможной.

Формальности соблюдены, далее я буду вести своё изложение, стараясь не отвлекаться на всевозможные разглагольствования. А посему, перейдём к сути и я расскажу вам, почему Властелин Колец является настоящим культурным достоянием нашей эпохи.

Итак, во вселенной Толкина (Джексона) мы наблюдаем крайне иерархичную расовую систему, основными критериями отбора в которой служат такие категории, как мораль и превосходство духа. Когда мы станем говорить о расах Средиземья, мои измышления станут более понятными, а сейчас я объясню, почему именно дух и мораль. Начать стоит с объяснения понятия категорического императива Канта как высшей нравственной категории, являющейся всеобъемлющей для Человека. Это как бы всеобщий принцип бытия, согласно которому Человек в своих решениях [должен] руководствоваться высшими моральными соображениями. Тут я вставлю некоторую ремарочку - дело в том, что в этом и последующих моих объяснениях некоторых терминов, я буду делать упор не на точность этих объяснений с точки зрения той дисциплины, к которой они принадлежат, а на их доступность неискушённому читателю. Поэтому огромная просьба к академическим философам - пожалуйста, не бейте.

-2

А поскольку вся немецкая классическая философия так или иначе упирается в Канта, я не вижу причин не упомянуть о смежном с категорическим императивом термине - абсолютном духе Гегеля, что тоже являет собой высшую форму бытия в плане, как вы уже поняли, духа. Вот, как данное объяснение можно дополнить, чтобы стало более понятно: Формами абсолютного духа как самосознания абсолютной идеи являются в системе Гегеля искусство, религия и философия, в которой абсолютная идея полностью завершает процесс своего самопознания и достигает «абсолютного знания».

Поздравляю, теперь вы знаете, на чём строится и чем движим мир Средиземья. Что-то вроде "правильной" версии нашей вселенной, в которой действует нравственный аргумент бытия Бога Канта. В чём он заключается? Если кратко, то Кант разграничивал царство природы и царство свободы (кхм, людей) следующим образом: Человек не может найти источник нравственного закона в природе, а посему, если он (нравственный закон) и существует на самом деле, и Человек действительно ему следует, то источником этого закона должна выступать некая трансцедентальная высшая сила, которую являет собой Бог. Это я всё к чему - у Толкина этот закон действует и высшая сила, может и не в лице Бога, но есть. Сейчас объясню, как именно это выражается, давайте наконец перейдём к расам.

Итак, в начале первого фильма нам говорят о расах Людей, Эльфов и Гномов. Все они существуют в некой синергии и все вместе следуют нравственному закону, живя припеваючи. Но вот появляется кольцо, кольцо Всевластия, олицетворяющее собой высшую форму порока, который порождает и алчность, и тщеславие, и чуть ли не все семь смертных грехов. И вот, Иссильдур, наследник правителя Людей побеждает Саурона, который владеет кольцом и, соответственно, воплощает собой порок. Но победив его, Иссильдур поддаётся искушению порока и это губит его, а вместе с ним и величие людского рода. И тут повествование переносит нас к Хоббитам - маленькому народцу, живущему на отшибе в своём замкнутом мирке. Хоббиты воплощают собой абсолютно искренние и чистые моральные качества, будь то верность, чувство долга, справедливости и прочее. И вот кольцо приходит к одному из представителей хоббитского народа - Смеголу, завладевая его духом и выворачивает его буквально наизнанку - тот становится воплощением порока, а именно существом безвольным (у Канта, а за ним и Шопенгауэра воля представляет собой эссенциальную категорию человеческой сущности, а Голум её как бы лишается), завистливым и всё в этом духе (хех, дух).

Иссильдур - человек. Кольцо - порок
Иссильдур - человек. Кольцо - порок

Далее кольцо предаёт Голума и попадает к Фродо. В процессе повествования Фродо с Сэмом замечают лесных Эльфов, отправляющихся в Валинор - место пребывания богов/стихий - Рай, короче. Опять же, метафизическая концепция, существующая в мире Толкиена. Отправляются туда Эльфы потому, что прошли нравственное испытание в отличие от Людей и, тем самым, как бы переросли их в духовном плане - теперь мир Средиземья является слишком уж "низким" по меркам их величия, так что они переходят в иной.

Но! тут возникает очень важный вопрос: Почему Эльфам выпадает такая честь, а Хоббитам нет? А потому, что Эльфам знаком Порок, знакома его природа, и они прошли нравственное испытание, а Хоббиты настолько же чисты в своих интенциях, насколько ограничены в своём познании. Именно поэтому Фродо несёт своё бремя единолично. Да, у него есть помощники, но Кольцо он несёт всегда сам. И именно это он пытается объяснить желающему помочь с тяжкой ношей Сэму. И именно потому, что в итоге Фродо проходит это испытание, он и удостаивается чести отбыть в Валинор вместе с Эльфами (точно так же, как и Бильбо, осознавшего, порочную природу влечения Кольца). Существование нравственного закона и его испытание прямо подтверждается в сцене, где Галадриэль, царица эльфов, в разговоре с Фродо проявляет минутную слабость, но затем, поборов её говорит о том, что испытание она прошла.

Галадриэль проходит нравственное испытание
Галадриэль проходит нравственное испытание

С этим разобрались, а что же Люди? Какое им место отведено в этой истории? Вот тут мы и подходим к самому интересному - отражению философии Хайдеггера в образе Человека Толкина. Далее придётся немного попотеть.

Итак, Люди лишились былого величия и ушли от своей сущности после того, как их предводитель поддался пороку. после гибели всеобщего короля начались междоусобицы, что разобщили их, а единственный, кто мог бы с этим разобраться - Арагорн, законный наследник престола, ушёл в отшельники и даже не якшается со своими биологическими собратьями. И вот появляется кольцо, и мы получаем дилемму двух стульев: на одном Арагорн, способный вернуть людям былое величие, на другом - сын временного наместника престола Гондора Боромир, который это величие собирается Людям преподнести в виде Кольца, видя в нём оружие, способное победить любого врага своей расы.

Тут уж мы можем провести явную параллель с экзистенциальной темпоральностью Хайдеггера, описывающей вертикальное время и согласно которой в настоящем существуют все три времени - прошлое, настоящее и будущее. Так вот Человек должен сделать выбор, какое будущее будет включать в себя это настоящее (хе-хе). Хайдеггер вводит понятие Dasein - отношение бытия и сущего. И пока человек ставит вопросы о бытии и сущем, он является "аутентично экзистирующим". Поскольку в своей онтологии Хайдеггер во многом опирался на Гегеля, для простоты понимания Dasein можно назвать это понятие в некотором роде тождественным абсолютному духу. В противоположность Dasein'у существует понятие Gestell (нем. техника) – механический ответ без вопроса, отчуждение. Техника вытесняет бытие и любую онтологию, ведет к институированию Das Man. Das Man же, являясь безличным местоимением в немецком языке, подразумевает под собой некую химеру знания и делает невозможным аутентичное экзистирование. Фух, ну как-то так.

Так вот! Человек, в образах Арагорна и Боромира находится на пороге решения и должен сделать этот самый выбор. а пока он является лишь Das Man, воплощённым в короле Рохана, чей разум буквально захвачен (та самая химера знания) и наместнике Гондора Дэнеторе, который и является основным желающим перехода к Gestell в виде Кольца, ведь он видит в нём оружие, некий всесильный механизм, способный избавить от всех бед угасающий людской род (даа-даа, это параллель с прогрессом и человеком начала 20-го века, замкнутого в модернистской парадигме).

Das Man (Дэнетор)
Das Man (Дэнетор)

А раз уж мы заговорили о модерне, самое время раскрыть такого персонажа, как Гендальф, что выступает тут олицетворением ницшеанского сверхчеловека. В некоторых моментах очень явно прослеживается параллель с Заратустрой - тот же образ людского наставника (правда, принимаемый людьми с переменным успехом), та же гармония с царством природы (стрекозами, орлами, которые выступают его помощниками) и тот же ход мысли в некоторых моментах. Например, тот самый Дэнотор, отчаявшийся после неудачи в получении Кольца, горит желанием покончить с собой и своим сыном путём самосожжения. Гендальф, конечно же, спасает ни в чём неповинного сына, но буквально толкает нерадивого попашу в вожделенный им костёр. Почему я сделал акцент на слове буквально? У Ницше есть знаменитая цитата, вам, возможно известная - "То, что падает, нужно ещё и толкнуть". Рождается эта цитата вполне закономерно следует из философии Заратустры, втолковывающего людям, что если кто-то вдруг решил, что хочет смерти, останавливать его в этом желании смысла не имеет.

Сверхчеловек толкает падающее
Сверхчеловек толкает падающее

Ну и стоит сказать об Энтах как воплощении рациональности. В раскрытии их образа Джексон уже не гнушается прямых отсылок к аналитической философии, чего стоит объяснение Энта хоббитам того, что (цитата): "Если раговор не стоит того, мы лучше помолчим". Это практически прямое цитирование Людвига Витгенштейна, чей Логико-филосовский трактат завершает фраза "О чём невозможно говорить, о том следует молчать". Чтобы понять, о чём вообще эта фраза, обратимся к положению Мура, отражающее направление мысли первых аналитических философов. Согласно ему, некоторое знание не может быть выражено посредствам языка. Это знание касается в основном какого-либо человеческого опыта, связанного с практическими навыками, эмоциями или когнитивными аспектами восприятия, например, цвета. Примеры: скрипач может сыграть на скрипке и описать, как он работает смычком, однако, рассказывая это он попросту неспособен передать свой навык. Или человек в ходе знакомства с художественным произведением приходит к катарсису, но описать весь спектр чувств, которые он испытывает он никак не сможет. А есть в нашей жизни верифицируемые факты, и высказывание "на улице идёт дождь" может быть подтверждено, либо опровергнуто. Так вот о том, идёт ли дождь на улице, по мнению Витгенштейна, говорить можно, а обо всём остальном надлежит молчать. Далее по сюжету могучий Энт ещё подкинет нам основания для того, чтобы с большей уверенностью отнести его в разряд аналитических философов, увидев своих вырубленных братьев и произнеся фразу "За такое предательство не сыщется проклятья ни на эльфийском, ни на энтском, ни на людском языке".

Демонстрация невыразимых чувств Древня
Демонстрация невыразимых чувств Древня

Если подводить всё вышесказанное под одну черту, то можно выдвинуть предположение о том, что всем этим сказочным миром представлен единый "Человек" как синекдоха. С множеством различных сторон в самом себе - он и алчен подобно Голуму, и некогда величественен, подобно людскому роду, чист в своих побуждениях аки Хоббит, рационален равно Энту, и высоконравственен словно Эльф. Все его стороны пребывают в постоянном противоборстве, а потому он постоянно должен делать Выбор.

-8

Послесловие

Я не говорил об орках и самом Сауроне, так как всем и так ясно, что они являются воплощением абсолютного зла, с которым борется добро - мне было интересно разобрать именно какой-то "внутренний" конфликт.

Но я не могу удержаться от того, чтобы рассказать о моём любимом персонаже - ниже представленном орке, существе строгом во всех смыслах, имеющим железные принципы и, будучи военачальником, нещадным к своим подчинённым.

-9

В самых отвратительных условиях он орёт на них, повелевая стоять. Жалость не его конёк, а его основным инструментом подчинения является страх. Показательно унизить воина для него не проблема и ни одна мимическая мышца при этом не шелохнётся. Этот образ непроизвольно отсылает меня к некоторому личному опыту, навевает очень явные мысли о конкретных его представителях в реальной жизни, чей человеческий облик действительно затуманен слепящим чувством незримого "долга", формирующим те самые привычки и стойкие принципы, порой абсолютно безосновательные, но так сильно завладевшие им, что даже перед лицом очевиднейшей гибели в нём возникает внутренне противоборство.

И так прекрасна сцена, демонстрирующая апофеоз бессмысленности этого противоборства (картинка ниже), когда валун, выпущенный из вражеской катапульты, летит прямиком на головы командира и рядом стоящих солдат, оценивших опасность, разбегающихся в разные стороны. Но командир, хлеставший подчинённых плётками в дождь для того, чтобы они держали строй непрост, в нём внутренняя борьба продолжается до последней миллисекунды - победят его либо его принципы, либо камень - сражение достойное.

-10

Но вот в последний момент он делает шаг в сторону и плюёт на проклятый валун, демонстрирующий ему его "слабость" и это ставит точку на образе этого замечательного, безмерно выразительного персонажа.

-11