Несмотря на то, что в этом виде спорта два спортсмена сражаются друг с другом на мечах, фехтование на самом деле намного безопаснее, чем многие другие популярные виды спорта. Пятилетнее исследование профессора спортивной науки доктора Питера Хармера показало, что оно особенно безопасно для детей и молодежи.
В письме в Вашингтонскую академию фехтования Хармер, который является членом медицинских комиссий Ассоциации фехтования США и Международной федерации фехтования, написал, что футбол в 14 раз опаснее фехтования, а баскетбол в 10 раз.
Было обнаружено, что из 22 видов спорта, изученных в исследовании, фехтование связано с гольфом как имеющее наименьший риск для игроков.
Исследование также показало, что за десятилетие, предшествующее 2005 году, 143 человека умерли в школьном и студенческом футболе, 63 - в баскетболе и 20 - в футболе. "Данные исследования ясно показывают, что это [фехтование] - очень безопасное занятие, особенно для новичков", - написал Хармер.
В то время как за 100-летнюю историю фехтования в Соединенных Штатах не было смертельных случаев, было три смерти от травм, связанных с фехтованием, на соревнованиях по всему миру с 1995 по 1997 год. И одна особенно ужасная и трагическая смерть на чемпионате мира 1982 года погиб российский олимпийский фехтовальщик Владимир Смирнов. Инцидент потряс мир фехтования и стал переломным моментом с точки зрения безопасности в спорте
"Несмотря на общее (неправильное) представление об опасностях, связанных с участием в фехтовании, - писал Хармер, - данные исследования ясно показывают, что это очень безопасное занятие, особенно для новичков в хорошо контролируемых и тщательно организованных учебных ситуациях, проводимых опытными тренерами с хорошим оборудованием".
Последние слова оказались решающими для безопасности в фехтовании. Существует три разных типа мечей для фехтования - рапира, шпага и сабля - и существуют различные наборы правил и типы оборудования, которые обеспечивают безопасность и хорошее зрелище для всех участников.
Владимир Смирнов особенно хорошо владел рапирой и шпагой. Возможно, он был лучшим фехтовальщиком в мире на момент своей смерти. На Олимпийских играх 1980 года в Москве он завоевал золотую медаль в личном зачете на рапирах среди мужчин, серебро в командном зачете на рапирах и бронзу в командном зачете среди мужчин.
В следующем году он стал чемпионом мира на рапирах, но, как сообщала The New York Times, когда он поехал в Рим защищать свой титул в 1982 году, случилось непредвиденное.
Маттиас Бер из Западной Германии, сам олимпийский чемпион, сломал рапиру о костюм Смирнова, и по инерции вогнал зазубренный край в глазницу россиянина, пронзив его мозг. Он умер десять дней спустя.
В 2012 году агентство Reuters сообщило, что смерть Смирнова навсегда изменила фехтование. Иоан Поп из Международной федерации фехтования сказал, что "это был несчастный случай, который сделал безопасность в фехтовании превыше всего".
Лезвия из углеродистой стали, подобные тому, что проткнули маску Смирнова, были заменены на более прочный материал, называемый мартенситностареющей сталью. Костюмы теперь изготавливаются из кевлара или сверхпрочного нейлона, а маски также были модернизированы.
Эти улучшения значительно снизили количество тяжелых травм в этом виде спорта, что сделало его одним из самых безопасных видов соревнований на планете.
Технологические обновления также сделали фехтование более точным и приятным для просмотра. Широко распространено мнение, что единственные объекты, движущиеся быстрее кончика фехтовального лезвия на Олимпийских играх, - это пули на соревнованиях по меткости.
Обзорность была улучшена за счет кругового освещения пола, а электроника в костюмах участников предупреждает официальных лиц о точных попаданиях в цель. Мгновенное воспроизведение в замедленном режиме также добавило большей прозрачности подсчету очков в спорте, который ранее зависел от субъективных решений судей, которые могли подчиняться национальным интересам.
Со времени смерти Смирнова в международном фехтовании погибло всего семь человек, поэтому, хотя его наследие определенно не было тем, на что он надеялся, его смерть сделала спорт намного безопаснее для последующих поколений.