Найти в Дзене

Был 57, стал 100. История главного маршрута на севере города

Здравствуйте! Мы открываем новую рубрику «История петербургского транспорта». В ней будем рассказывать о возникновении и изменении маршрутов, о старых трамваях, автобусах и троллейбусах, перевозивших пассажиров по улицам нашего города, о различных фактах и легендах.

Помните, не так давно мы рассказывали о самых популярных маршрутах общественного транспорта? Сегодня мы решили рассказать историю появления лидера пассажирских перевозок – трамвайного маршрута № 100.

Даты открытия участков трамвайных линий по маршруту № 100
Даты открытия участков трамвайных линий по маршруту № 100

Его история достаточно проста и полностью связана с освоением и застройкой новых жилых кварталов на севере Ленинграда. В 1960-1970-х годах быстро росли 5-и и 9-и этажные дома массовых серий в разных районах города. Не стала исключением и территория севернее Муринского ручья (её тогда называли ГДР – «Гражданка Дальше Ручья»). Уже в конце 1960-х годов началась пробивка одной из основных магистралей этой части города – проспекта Просвещения. Причём север Калининского района застраивался быстрее, чем север Выборгского. Параллельно с дорожными работами мимо строящихся и уже построенных жилых домов прокладывались и трамвайные пути: в 1970 году трамваи застучали колёсами по рельсам от проспекта Науки по улице Руставели и проспекту Просвещения до временного трамвайного кольца в районе нынешней станции метро «Гражданский проспект». В 1972 году были проложены пути по проспекту Просвещения до проспекта Культуры, а также по проспекту Культуры и Тихорецкому проспекту.

Около остановки «Проспект Просвещения, дом 106», 2005 год
Около остановки «Проспект Просвещения, дом 106», 2005 год

В новостройках Выборгского района трамвайные пути проложили сначала по пр. Луначарского и пр. Энгельса к Озеркам – в 1974 году. Спустя два года – по пр. Энгельса к Придорожной аллее. Стальная магистраль по пр. Просвещения от пр. Энгельса до пр. Культуры заработала в 1979 году. В том же году было оборудовано кольцо на ул. Руставели у пр. Луначарского. Благодаря строительству последних двух участков в предпоследний день 1979 года был открыт новый маршрут, которому присвоили № 57 «Придорожная аллея – пр. Луначарского». Маршрут проходил по нынешней трассе трамвая № 100: по пр. Просвещения и ул. Руставели, но заканчивался у пр. Луначарского. Самой значимой точкой притяжения тогда была станция метро «Гражданский проспект», открытая годом ранее. Вторая станция метро на маршруте - «Проспект Просвещения» - появилась на десятилетие позже, в августе 1988 года.

Улица Руставели, 2007 год
Улица Руставели, 2007 год

Изначально на линии работали наши, ленинградские, трамваи. А в 1981 году в конце улицы Руставели был открыт новый Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк, в который с 1982 года стали поступать новенькие трамваи модели КТМ-5, построенные в Челябинской области на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Многолетние пассажиры маршрута хорошо помнят эти вагоны по непривычным для ленинградских пассажиров дверям: это была широкая створка, отъезжающая вбок вдоль борта вагона. Работали такие вагоны на маршруте вплоть до 2007 года, когда были списаны по старости.

Новый вагон модели 71-619КТ проходил испытания на маршруте № 57, 2005 год
Новый вагон модели 71-619КТ проходил испытания на маршруте № 57, 2005 год

Вообще 2007 год стал определённой чертой для трамвайного маршрута. Всё дело в том, что тогда праздновался 100-летний юбилей ленинградского-петербургского трамвая. И маршрут № 57 сильно изменился к этой дате: в 2005-2007 годах прошли капитальные ремонты путей на всём протяжении проспекта Просвещения, с 2007 года его стали обслуживать исключительно новые вагоны с низкопольной площадкой. Да и сам маршрут поменял своё обозначение – вместо номера «57» он стал номер «100» (в честь юбилейной даты). А главной его изюминкой стала система приоритетного проезда. Работала она так: при подъезде трамвая к перекрёстку срабатывал датчик на светофоре, и тот переключался зелёным сигналом, давая преимущество рельсовому транспорту. Система проработала не долго, но это был небольшой шаг вперёд: городские власти показали, что трамвай может быть быстрым.

В марте 2009 года трасса маршрута была продлена до Ручьёв. С 2015 года началось очередное обновление трамваев этого направления, теперь больше половины вагонов 100-ки это современные, низкопольные, вместительные и удобные вагоны.

Сейчас маршрут № 100 работает с 5:30 до полуночи (в выходные начало работы немного позже). Режим работы похож на график метрополитена: интервалы движения в часы пик составляют 3 минуты, во внепиковое время и в выходные дни – 5 минут. И только вечером, после 22 часов, трамвая придётся ждать дольше – до 12 минут.

Сегодня трамваи маршрута № 100 ежедневно перевозят более 40 тысяч пассажиров. Вот такой он, петербургский лидер пассажироперевозок, маршрут № 1… точнее № 100!

Улица Руставели, 2018 год
Улица Руставели, 2018 год

#транспорт #транспортпетербурга #историятранспорта #трамвай100 #оргп