Любой специалист по интернет-маркетингу использует в своей работе множество различных инструментов для автоматизации и повышения своей эффективности и эффективности продвижения. Делать некоторые вещи вручную не то чтобы нецелесообразно, порой и просто невозможно.
Веб-аналитика, сервисы для сбора и кластеризации семантики, анализ обратных ссылок и различные CRM – это своего рода джентельменский набор. Но количество доступных инструментов интернет-маркетинга действительно огромное, особенно если говорить о решениях, ориентированных на точечное выполнение одной конкретной задачи.
Многие из них почему-то не используются большинством специалистов, хотя в некоторых случаях могут быть очень полезными. О таких мы и поговорим далее.
Тепловые карты
Тепловые карты представляют собой графическую визуализацию зон внимания посетителей к сайту. Отслеживаются клики, скроллинг и перемещение курсора мыши, а затем на основе цветового спектра (от теплого до холодного тона) выполняется наложение этой информации на страницу и ее визуализация.
Вот пример как это выглядит на практике:
Теплым тоном выделяются участки по отношению к которым пользователи проявляют наибольшую активность, холодным – те, которые им меньше всего интересны.
Преимущества использования тепловых карт следующие:
- возможность отслеживать реакцию пользователей на определенные изменения на сайте (оптимизация конверсии);
- можно понять как лучше организовать компоновку контента/элементов в дизайне сайта;
- легче определить оптимальные места для размещения CTA-элементов на посадочных страницах.
Инструменты:
- карта кликов (тепловая карта) в Яндекс.Метрике;
Вебвизор в Метрике
Очень полезный инструмент для анализа поведения посетителей, который записывает взаимодействие посетителей с сайтом в формате видеороликов. Что выгодно отличает его от сервисов, которые предлагают аналогичные возможности – Вебвизор полностью бесплатный.
Данные собираются по каждой странице и для отдельного пользователя, что позволяет сделать точечную аналитику по посадочным. Например, с целью повышения коэффициента конверсии конкретной страницы или диагностики возможных проблем.
Иногда визуально все может быть хорошо, но конверсия падает, а поведенческие факторы ухудшаются. Может оказаться, что причиной является определенная техническая проблема о которой вы не догадывались. Узнать подобное можно как раз благодаря таким записям.
Преимущества использования Вебвизора:
- возможность провести точечный анализ на уровне конкретной страницы и пользователя;
- можно выявить неочевидные проблемы на сайте, которые сложно обнаружить другими методами.
Вебвизор доступен в качестве компонента Яндекс.Метрики и активировать его можно в настройках при установке кода отслеживания на сайт.
Триггерные письма и цепочки email-рассылок
Обычной email-рассылкой сейчас никого не удивишь. А вот триггерные рассылки на практике пока реализуют не многие, хотя это очень интересный инструмент.
Суть триггерных рассылок в том, что они запускаются в ответ на определенное событие («триггер»). Часто реализуются в виде цепочки писем, которые отправляются с целью побуждения пользователя к совершению действия.
Примеры триггерных писем/цепочек:
- письмо для подтверждения заказа и дальнейших действий;
- напоминание о брошенных корзинах;
- цепочка приветственных писем для нового пользователя в сервисе и т. д.
Основное преимущество использования триггеров и цепочек писем состоит в частичной или полной автоматизации этого процесса, а также получения дополнительной прибыли, возможности удержать клиентов и стимулировать повторные покупки.
Инструменты:
- такой функционал доступен на платных тарифах большинства сервисов email-рассылки, к примеру, в SendPulse или Mailchimp.
Отслеживание звонков (call-tracking)
Учет и отслеживание звонков с сайта (call tracking) – полезный инструмент для бизнеса, ориентированного на получение лидов (заявок с сайта). Если большая часть заказов осуществляется клиентами по телефону, вам вполне стоит задуматься над использованием подобных систем.
Конверсии по объявлениям с указанным номером мобильного можно отслеживать и средствами контекстной рекламы. Но если вы активно работаете сразу по нескольким рекламным каналам и привлекаете трафик по множеству источников, более эффективным решением будет подключение специализированных сервисов.
Они позволяют собрать данные по эффективности различных каналов и на основе этой информации проводить соответствующую оптимизацию. Можно воспользоваться таким функционалом как показ разных номеров (динамический колл-трекинг), запись разговоров, подмена номеров по геолокации и т. д.
Преимущества использования систем отслеживания звонков:
- отслеживание эффективности отдельных рекламных каналов и кампаний;
- оценка уровня сервиса и повышение качества поддержки (работа с менеджерами);
- подробная аналитика, которая позволяет принять решения для повышения прибыльности бизнеса.
Инструменты:
- встроенные инструменты Google Ads и Яндекс. Метрики (отчет «Целевой звонок»);
- сервисы Callibri.ru, CallTouch, и прочие.
A/B тестирование
A/B тестирование или сплит-тестирование, подразумевает создание двух версий определенного элемента на сайте, а затем демонстрация его одинаковому количеству пользователей с целью определить наиболее удачное решение.
Самый простой пример: сделать два варианты дизайна баннера для промоакции, а затем показывать его пользователям по очереди, чтобы понять, у какого варианта будет самая высокая кликабельность.
Также нужно помнить, что для корректных выводов необходимо набрать достаточный объем показов (например, по 1000 и выше) и обеспечить соответствие ряда других схожих условий (дни недели, время суток и т. д.). Только в таком случае можно принять правильное решение, а не сделать ошибочные суждения на основе ситуативных данных.
Вариантов применения A/B тестирования на практике можно придумать очень много: графические баннеры, CTA-элементы, блоки контента, заголовки email-рассылок, формы подписки и т. д.
Преимущества A/B тестирования:
- возможность повысить конверсию и продажи;
- обратная связь со стороны реальных пользователей;
- снижение риска ошибки при внедрении изменений на сайте;
- понятные и простые в интерпретации результаты.
Инструменты:
- Realroi.ru – простой в использовании и пока что бесплатный русскоязычный сервис;
- для популярных CMS можно найти плагины, например в 1C-Bitrix уже встроен специальный компонент.
Инструменты персонализации
Персонализированный маркетинг остается перспективной, но пока еще не достаточно распространенной в применении практикой. Хотя в этом нет ничего особо сложного, как может показаться на первый взгляд. Вопрос больше в желании и наличии достаточного времени на внедрение.
Вот несколько несложных методов персонализации, которые вы можете быстро начать применять на практике:
- сегментация email-рассылки по различным характеристикам аудитории;
- предложение дополняющих продуктов покупателям на основе истории заказов;
- предоставление релевантных товаров/контента на основе истории просмотра;
- автозаполнение полей при оформлении заказа (для авторизованных пользователей);
- персонализация цены в соответствии с накопленными бонусами или скидкой (в реальном времени, а не пересчет в корзине);
- запуск различных кампаний ремаркетинга в зависимости от посадочной, которую посетил пользователь и т. д.
Как видите, здесь нет ничего сложного – никаких AI, BigData и десятков разработчиков в штате 🙂
Относительно преимуществ использования таких методов на практике, здесь все понятно – персонализированный подход к клиентам повышает показатель конверсий, а значит и объем продаж/прибыль. Кроме того, это положительно влияет на лояльность аудитории к бренду.
Подведем итоги
Многие широко используемые инструменты интернет-маркетинга доказали свою эффективность на практике. Но это не значит, что нужно ограничивать себя и отказываться от экспериментов в новых направлениях.
Иногда именно нестандартные решения и точечная аналитика по определенным направлениям, позволяет ощутимо повысить конверсию с сайта и другие важные коммерческие показатели. В этой статье я перечислил именно такие интересные инструменты – несложно начать использовать их на практике, чтобы получить получить ценные данные, которые позволят уйти в отрыв от конкурентов.
А у вас есть что добавить от себя к этому списку? Пишите в комментариях!