Найти тему
Технологии и космос

Кому поклонялись на Руси до принятия христианства?

Оглавление

Доброго времени суток, дорогой читатель, в этой статье я расскажу о том, что нам на самом деле известно о пантеоне древних славян и каим он был.

Если у тебя нет времени, или просто лень читать статью, можешь посмотреть мой ролик на эту тему, заранее спасибо за просмотр.

Если тебе понравилось видео, обязательно подпишись на мой ютуб канал - там еще много интересного про историю славян и Древней Руси, и оставь свой комментарий под видео - все читаю и это очень меня мотивирует.

Когда речь заходит о верованиях и культах древних славян, все сказанное автоматически получает приписку «предположительно», поскольку сохранившихся до нас источников почти нет. Единственное, что не вызывает сомнения – это сам факт наличия у славян пантеона. Так, например, известны названия некоторых богов, о которых мы можем судить исходя из договоров с Византией и некоторых археологических находок, таких как Збручский идол. Однако до сих пор нет четкого понимания, кого именно считать исконно славянскими богами, а кого заимствованными у германцев или пришедшими от иранских народов. Так о пантеоне князя Владимира известно по большей части из повести временных лет, и то вполне вероятно, что в части своей это домысел летописца. Более того, нет однозначного консенсуса, кем именно считали богов – человекоподобными высшими существами, силами природы или просто обожествленными ушедшими предками. Но все же, опираясь на имеющиеся данные, можно строить некоторые догадки.

Так в уже упомянутой повести временных лет говорится о том, что около 980 г. князь Владимир проводил реформу и как пишется: «На холме перед своим двором в Киеве поставил Перуна деревянного, а голова серебряная, ус золотой; Хорса, Даждьбога, Стрибога, Волоса, Симаргла, Мокошь».

Фото Збручского идола с разных ракурсов
Фото Збручского идола с разных ракурсов

Первый и самый главный бог в пантеоне князя Владимира – Перун. Общеизвестно, что олицетворял он грозовое небо, и все что с ним связано. По словам византийского хрониста Прокопия, славяне признавали лишь одного бога – творца молний. Что касается происхождения слова «Перун», существует множество версий: согласно одной оно происходит от индоевропейского корня Park или Spark, согласно другой – что это интерпретация старогерманского Perkunos, или скандинавского Fiorgun, распространен культ Перуна был как у восточных славян, так и у южных. Сохранилось даже название синего ириса – перуника, которое он, по видимому, получил за то, что напоминает грозовое небо. Неизвестно имел ли Перун славянское происхождение, поскольку такой же бог был и у балтов – он имел тоже значение и назывался крайне похоже: «Перкунас». Интересно, что по мнению некоторых исследователей, Перун обрел человеческий облик только в 9-10 веках и следовательно не оставил значительного следа в культуре.

Вторыми по значимости после Перуна были Хорс и Даждьбог. Рядом они стоят не просто так, эти боги имели одно и тоже значение – отвечали за плодородие и были богами солнца. По мнению некоторых исследователей это вообще одни и тоже божество, а его название состояло из двух слов, либо же Хорс был позднее переименован в Даждьбога. Что касается этимологии, слово Хорс происходит от индоиранского корня Xorsed, что буквально означает – солнце. Кстати, хоровод, являвшийся, по всей видимости, древним ритуалом, посвященным богу солнца, и берет свое название именно от имени Хорса, есть теория, что от туда же пошло слово «хорошо». Что касается Даждьбога, его название говорит само за себя и обозначает буквально «дающий бог».

Арт, изображающий Стрибога
Арт, изображающий Стрибога

Следующий в иерархи князя Владимира - Стрибог упоминается в Повести временных лет и Слове о полку Игореве. Стрибог наряду с Даждьбогом встречается еще в Слове Иоанна Златоуста. «Имя и функции этого бога остаются загадочными». Летописи не дают указаний на то, кем славяне считали Стрибога, но в силу того, что в Слове о полку Игореве ветры называются его внуками: «Се ветри, Стрибожи внуци, веють в моря стрелами», делается вывод, что Стрибог есть родоначальник ветров, т. е. их бог. Но если Стрибог – дед ветров, то непонятно кто же их отец?

Следующим богом пантеона является Велес, он же Вослос. Этот бог был известен всем народам балто-славянской общности. Он упоминается и в Повести временных лет, и в Слове о полку Игореве, и в договорах с Византией. До принятия христианства русские дружинники клялись именами своих богов – Перуна и Волоса. В древнечешских памятниках Велес выступает как бес или черт. У восточных же славян Велес выступал в качестве бога скотоводов, плодородия и урожайности, однако одновременно с этим он же являлся покровителем загробного царства. Вероятнее всего это связано это с тем, что загробный мир ассоциировался с подземельем, а именно землей в определенном смысле и заведовал Велес. Вместе с этим существует теория, что Велес являлся просто полулегендарным человеком, а возведен в боги был позже, и скорее всего по ошибке.

Арт, изображающий Велеса
Арт, изображающий Велеса

Симаргл – самый непонятный бог. В чем заключалось значение и какова была сущность этого бога, определенно сказать нельзя. Славянское происхождение данного бога довольно сомнительно, наиболее вероятно, что он, как и Хорс имеет иранское происхождение.

Единственным известным нам восточнославянским божеством женского пола была Мокошь (она же Макошь). Однако неизвестно как происхождение ее имени, так и правильное его написание. Точное ее значение остается также неясным, но многие исследователи склоняются к тому, что Мокошь олицетворяла собой воду или ветер, либо и то и другое. Стоит отметить, что в северных регионах России (имеется ввиду исконно славянских) до сих пор в народном фольклоре сохранились представления о некоем мифическом существе с похожим названием.

Отдельно стоит упомянуть Сварога, поскольку он достаточно широко известен. В древнерусских источниках он ни коем образом не упоминается, равно как и отсутствуют его упоминания и у южных славян. Само имя Сварог вероятно имеет неславянское происхождение и скорее всего как и само божество тоже было заимствованным, о чем также свидетельствует его неширокое распространение – по большей части на территории восточной части современной Германии.

Также надо сказать о «выдуманных богах» имеются ввиду божества, которым поклоняются современные неоязычники, но упоминания о которых либо не встречаются вовсе, либо доказательства их существования у наших предков настолько обрывочны и косвенные, что на их основании нельзя сделать вывод даже о том, что они хотя бы были, не говоря уже об их значении. В первую очередь к таким богам относятся Род и Ярило, однако список их достаточно обширен и время от времени пополняется.

Если тебе понравилась статья, обязательно подпишись на мой ютуб канал - там еще много интересного про историю славян и Древней Руси, и оставь свой комментарий под видео - все читаю и это очень меня мотивирует.