Найти в Дзене
Знание — сила

Джотто и ранние фрески

Когда речь заходит об истории западной живописи, сложно решить, с чего следует начать. Художники существовали и до Джотто, но он посредством своих простых, неподвластных времени композиций сумел вывести все западное искусство на новую широкую дорогу, став легендой еще при жизни. Он выполнял заказы для папы и короля Неаполя, его имя упоминается также в «Божественной комедии» Данте.

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ, 1303, ДЖОТТО Примером свойственной Джотто уверенности в построении многофигурных композиций служит картина, на которой Марфа и Мария Магдалина изображены, умоляющими Христа воскресить их брата Лазаря. Здесь запечатлен самый драматический момент этой истории – Христос простирает руку над склонившимися перед ним фигурами женщин на фоне каменистого пейзажа.
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ, 1303, ДЖОТТО Примером свойственной Джотто уверенности в построении многофигурных композиций служит картина, на которой Марфа и Мария Магдалина изображены, умоляющими Христа воскресить их брата Лазаря. Здесь запечатлен самый драматический момент этой истории – Христос простирает руку над склонившимися перед ним фигурами женщин на фоне каменистого пейзажа.

Джотто ди Бондоне (1267–1337) был сыном флорентийского крестьянина. Бедного паренька заметил художник Чимабуэ, когда тот рисовал овцу, и поразился точности рисунка. Джотто быстро овладел мастерством под руководством нового учителя и вскоре открыл собственную мастерскую и начал принимать заказы на роспись стен в церквях во Флоренции и других крупных городах Италии.

Джотто в основном писал фрески. При использовании этой живописной техники водные краски накладываются на сырую штукатурку; по мере высыхания краски и штукатурка образуют одно целое.

В Италии эта техника повсеместно использовалась для украшения церквей и других культовых зданий. Величайшим достижением Джотто являлся цикл росписей, созданный им в капелле Скровеньи, или Капелле дель Арена, в Падуе, куда вошли сцены из жизни Иисуса и Девы Марии. Он также написал фресковый цикл, посвященный святому Франциску, в верхней церкви в Ассизи.

Но признание Джотто получил благодаря тому вкладу, который он внес в построение правильной человеческой фигуры в живописном пространстве. Он сумел отказаться от характерного для византийской традиции использования стилизованных фигур, придав изображениям людей на своих картинах намного больше реализма. Взгляните на группу фигур на картине Джотто, и на их лицах вы увидите подлинные эмоции; ему удавалось передать самые разные чувства – благоговение, печаль, сомнение, гнев и ревность – способами, прежде не известными в живописи. Это создает ощущение сопереживания, которое помогает вовлечь нас в происходящее на картине.

"Поцелуй Иуды" Джотто ди Бондоне
"Поцелуй Иуды" Джотто ди Бондоне

В его подробно продуманных сюжетных композициях превосходно чувствуется движение. Положение рук передает протест и волнение, а фигуры персонажей склоняются и сгибаются, отчего возникает правдоподобное ощущение пространства, весомости и дистанции. Джотто также демонстрирует подлинное чувство цвета, особенно там, где это касается его взаимодействия со светом.