Таймыр - это полуостров и самая северная часть суши огромного Евразийского континента на севере Красноярского края. Но местные называют всю остальную Россию материк.
На Таймыр нет железной дороги, да и просто дороги сюда тоже нет.
Всё сообщение с Таймыром возможно только самолетами или во время короткого арктического лета по Енисею и Хатанге.
Воротами Таймыра считается аэропорты Алыкель в Норильске и аэропорт в Хатанге.
Мобильной связи в большинстве поселков нет, а интернет работает только через спутниковые тарелки.
На Таймыре всегда холодно. Хотя Таймыр и не является самым холодным регионом нашей страны, здесь он уступает Якутии. Зимой температуры в -40С считаются нормальными, зима длится 8-9 месяцев в году, а лето здесь прохладное и холодное.
Но здесь живут люди. Не приезжие, не пришлые, а коренное население этого сурового края - нганасаны и долганы. Нганасаны, вообще считаются самым северным народом Евразии и едва ли не одним из самых древних, их предки проживали в этих местах более десяти тысяч лет назад. Долганы как народ гораздо моложе, но от этого их культура и быт не менее интересен.
На нашем пути встречалось немало поселений как вдоль Енисея, так и вдоль Хатанги и каждое по своему было интересно и непохоже на другие.
Поселок Новорыбная - небольшое национальное поселение долган на берегах Хатанги в 160 км севернее села Хатанга.
Сейчас в поселке постоянно проживает около 500 человек и большинство жителей отсюда никуда не хотят уезжать. Жизнь здесь еще более размеренна и неспешна, чем в недавно посещенной Хатанге.
В этом году поселку исполняется уже 90 лет, но на этом месте много веков раньше была фактория, которая лежала на торговых путях русских купцов.
Поселок находится на высоком берегу Хатанги, а на Таймыре все поселки находятся на высоком берегу, в настоящем субарктическом поясе. Зимой насколько хватает взгляда, вокруг простирается настоящая белая пустыня, холодная и завораживающая.
Но даже в таких условиях здесь живут невероятно удивительные и интересные люди. Они сохраняют свой язык и свою культуру.
Их по праву можно назвать "людьми тундры", ведь вся их жизнь полностью связана с промыслом, оленеводством и тундрой. Хотя домашнего оленеводства почти не осталось в этих местах.
Здесь нет производства, нет туризма, нет ничего кроме рыбалки, охоты и оленеводства. Немного бюджетников, пара магазинов и всё.
До прихода советской власти и "красных чумов", общины кочевали вместе со стадами оленей по тундре.
После прихода советской власти, в этих местах начали образовываться оленеводческие и рыбные колхозы, зверофермы и прочие промысловые артели. Долгане начали оседать в новых поселках.
Были построены уже привычные одноэтажные дома барачного типа и начала появляться какая-никакая инфраструктура.
Но привычных благ здесь нет. Здесь нет котельных, нет водопровода, нет канализации и нет всего того, что является привычным атрибутом жизни на "материке".
Вместо канализации у женщин - ведро в доме, а у мужчин...а мужчин - вся тундра. Вместо отопления - кучи угля рядом с каждым домом и старые добрые печки, а вода берется прямо из реки.
Но жители не жалуются, они привыкли к такому быту. Мы бы так точно не смогли, летом еще как-то, но зимой....
Неизменным атрибутом в таких местах - дизель-электростанция, почта, школа-детский сад и сельский дом культуры. Без этого никак.
Зато развлечений для детей хоть отбавляй. Можно кататься без устали с утра до вечера с горки в реку, можно ходить на лыжах, кататься на буранах и радоваться прочим разным зимним забавам.
А еще здесь есть храм и это невероятно удивляет, зная насколько сложно и дорого доставлять в эти места строительные материалы.
Прогуливаясь по улицам поселка невольно обращаешь внимание на шкурки оленей, которые развешены у многих домов, множество спутниковых антенн на каждом доме, снегоходы у каждого дома и многих улыбающихся людей, прогуливающихся по поселку.
Наше появление на автомобиле здесь вызвало небольшой переполох, легковые автомобили здесь мягко говоря очень нечастые гости, может быть редкие отчаянные авто путешественники раз в несколько лет.
Товары же сюда зимой доставляют по "диким" зимникам из Якутии и из Норильска. Но чаще из Якутии. Вот и сейчас жители поселка ждали очередной караван из Якутии, а вместо него приехали мы.
А летом по Хатанге через северный завоз. В остальное время только вертолетом из Хатанги, да и в Хатангу так просто не попасть, только авиацией.
Летом тут невероятно красиво, впрочем как и во многих других местах Арктики, но как же здесь летом? Местные жители рассмеялись и ответили, что почти также.
Только на улицах все усыпано черным углем, вокруг зеленая тундра и широченная река Хатанга. Летом проще, у каждого есть лодка и тепло.
И только видавшие - виды одноэтажные домики, возрастом не один десяток лет, немного омрачают увиденную картину.
Но нам предстояло двигаться дальше на север к берегам моря Лаптевых, где расположено самое северный поселок этой части Таймыра - Сындасско. Для этого нам нужно было дозаправиться топливом и дождаться нужной погоды.
Но это уже другая история и про тот поселок я рассказывал в предыдущих своих репортажах.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!