Едва отмыв сажу с сожженного британцами Капитолия, американцы продолжили активно осматривать окрестности, на предмет что и где плохо лежит и что в хозяйстве пригодится. Помимо нависающей британской Канады соседями США на континенте стали малонаселенная заснеженная русская Аляска, карибские колонии европейцев и полтора десятка свеженезависимых государств на юге, усиленно разбирающиеся с бывшими метрополиями, взаимными границами и внутренним обустройством. На их фоне США выглядели очень внушительно.
Ситуации изменилась в 1822 году, когда Священный Союз(Россия, Австрия, Пруссия с примкнувшими к ними прочими континентальными монархами), урегулировав в целом по своим понятиям жизнь в Европе, не поручил Франции навести законный порядок в революционной Испании и вернуть ее мятежные колонии под власть законного монарха. При поддержке Великобритании, уже активно осваивавшей освободившееся после ухода иберийских колонизаторов пространство, США выступили против планов Священного Союза. В послании президента Джеймса Монро Конгрессу 2 декабря 1823 года была сформулирована Доктрина Монро, согласно которой все "независимые" государства Нового Света и те, которые США впоследствии признает независимыми, находятся под "крышей" Северо-Американских Соединенных Штатов. "Америка для американцев". Для североамериканцев.
Американцам удалось договориться с Российской империей и де-факто раздел сфер влияния состоялся. С тех пор отношение американцев к Латинской Америке как к своему заднему двору вылилось в сотню интервенций, свержений правительств, переворотов, отжатию громадных территорий у несчастной Мексики.
Несмотря на все перепады военно-морской активности, на континенте у США конкурентов не было. Ситуация кардинально изменилась в первой половине 80-х, когда южноамериканские страны начали активно развиваться, а некоторые, из-за нерешенных территориальных проблем с соседями, начали усиливать свои флоты. Это прежде всего Бразилия, Чили и Аргентина, три региональные супердержавы.
Почивающий на лаврах былого могущества образца 1865 года американский флот неожиданно обнаружил, что после двух десятилетий застоя ничего не может противопоставить на западном побережье единственному чилийскому эльсвикскому крейсеру "Эсмеральда" в Панамском кризисе 1885 года. Штатам пришлось с позором ретироваться, оставив оккупацию Панамского перешейка на будущее.
А бразильский флот в 1883-1885 годах пополнился двумя броненосцами английской постройки-«Ричауэлло» и «Акидабан», которые оказались самыми мощными кораблями Западного полушария. США могли противопоставить им лишь несколько устаревших мониторов.
Председатель комитета Палаты представителей по военно-морским делам , конгрессмен Хилари А. Герберт охарактеризовал ситуацию так: «Если бы весь этот наш старый флот был выстроен в боевом порядке посреди океана и противостоял бы -«Ричауэлло», сомнительно, что хоть одно судно под американским флагом вернулось бы в порт ».
Бразильская империя заняла первое место по флоту на Американском континенте. США пришлось довольствоваться вторым. А значит безнаказанные интервенции в южноамериканские страны могли и не получиться. Да и за безопасность своих портов пришлось побеспокоиться.
Изоляционисты были посрамлены, Конгресс выделил финансирование на два первых американских броненосца современного образца. Один назначили броненосным крейсером (USS Maine) для рейдерских операций, а второй должен был защищать побережье (USS Texas).
Однако наличия денег было недостаточно. Условием Конгресса была постройка кораблей на отечественных верфях. А состояние американского судостроения в то время без слез описать невозможно. Даже накопленный в гражданскую войну опыт был утерян, когда взялись заново создавать мониторы, не нашлось специалистов, чтобы просчитать нагрузки, пришлось броневые плиты подгонять по месту в процессе строительства.
В проектировании современных броненосцев опыта также не было. Объявили международный конкурс на создание проекта. Техзадание к нему большей частью было переписано из спецификации «Ричауэлло», даже диагональное расположение главного калибра. Размеры и осадка должны были соответствовать имеющимся портам и докам, скорость планировалась в 17 узлов, водоизмещение около 6000 длинных тонн и цитадельная система бронирования. Конкурс выиграла британская фирма Barrow Shipbuilding Company( часть Naval Construction & Armament Co. из Барроу-ин-Фернесс). Автором проекта стал генеральный директор фирмы Уильям Джон.
Британский проект предусматривал вооружение из четырех 254-миллиметровых орудий, но американцы потребовали для своего первого нормального броненосца "взрослые" пушки, как у остальных. На небольшом корабле удалось поставить лишь две 305 мм.
"Техас" был по очереди следующим после "Мэна", название он получил в честь знаменитого штата, став первым кораблем этого имени в американском флоте. От первенца он отличался главным образом артиллерией главного калибра и ее расположением("Мэн" был вооружен 254 мм орудиями, расположенными в башнях по диагональной схеме, но ближе к оконечностям, а носовая башня была справа). Это придавало "Техасу" большую продольную устойчивость и меньшую заливаемость орудий на ходу и в свежую погоду.
Из-за диагонального размещения башен главного калибра в центральной части корабля, надстройка была разделена на три части, чтобы орудия имели максимальный сектор обстрела. Однако ни надстройки ни палуба не были рассчитаны на давление газов при выстреле. Зато все орудия главного калибра теоретически можно было использовать при стрельбе в любом направлении одновременно, даже по траверсу через палубу.
Постройка броненосца была утверждена Конгрессом 3 августа 1886 года.
Броненосец 2-го ранга «Техас» был заложен на верфи ВМФ в Норфолке 1 июня 1889 года. Состояние тогдашнего американского судостроения закономерно привело к долгострою. 28 июня 1892 года корабль был спущен на воду и окрещен Мейдж Хьюстон Уильямс ( Madge H. Williams), внучкой Сэма Хьюстона ( Sam Houston), первого президента Республики Техас.
Во время строительства выяснилось, что англичане ружья кирпичом не чистят диагональная схема в Европе вышла из моды, ибо при стрельбе по траверсу через палубу газами сносились все надстройки, а то и палуба.
Совет по строительству предложил в ходе постройки пересмотреть размещение артиллерии (переставив башни вдоль центральной оси), но строительство зашло уже далеко, переделка требовала дополнительных средств, а перспективы удлинить долгострой были так безрадостны,что секретарь(министр) флота Бенджамин Трейси решил оставить все как есть.
В итоговом варианте кроме двух 305 мм 35 калиберных пушек "Техас" получил шесть 152 мм и двенадцать 57 мм орудий. Центральная часть корабля защищалась цитаделью и главным поясом в 305 мм толщиной. Корабль получил вертикальные паровые машины тройного расширения, работавшие на два винта.
После трехлетней достройки на плаву 15 августа 1895 года броненосец был передан флоту, первым командиром стал капитан Генри Гласс.
Стоимость корабля составила 4 202 121,49 долларов США, встречается еще упоминание о 2,5 миллионах долларов, но это, видимо только корпус.
Заложенный вторым, в строй "Техас" вступил на 32 дня раньше "Мэна".
Прогресс американского судостроения шел гигантскими темпами, всего через три месяца после "Техаса" вступил в строй головной эскадренный броненосец USS Indiana, получив новый линкорный номер ВВ-1 (battleship).
«Техас» USS Texas. Военно-морская верфь Норфолка, Портсмут, Вирджиния. Заказан к постройке 3 августа 1886.Заложен 1 июня 1889г. Спущен на воду 28 июня 18 ноября 1892 г. Введён в эксплуатацию 15 августа 17 сентября 1895 г. Выведен из состава флота 11 февраля 1911. Переименован "Сан-Маркос" 15 февраля 1911 г. Потоплен как корабль-мишень 21- 22 марта 1912 г. Останки погребены в грязи у Танжера, Вирджиния
Водоизмещение 5728 т (стандартное),6316 длинных тонн( 6417) т (полное). Длина 94,1 м. Ширина 19,5 м. Осадка 6,9-7,5 м.
Бронирование-Гарвеевское
пояс — 152—305 мм, траверсы 152 мм
палуба — 25-51-76 мм
башни главного калибра — 305 мм лоб, бок, тыл 76 мм, крыша 25 мм
барбеты — 305 мм
рубка — 229-305 мм
Двигатели-2 паровых вертикальных машины тройного расширения, 4 двойных паровых котла, форсированная 8610 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 17,8 узлов. Запас топлива 796/850 тонн. Дальность плавания 2900 миль, 3125 миль на 10 узлах. Экипаж 389-392 человека(30 офицеров).
Вооружение- 2х1 — 305-мм/35 Mark 1, 4х1 — 152-мм/30Mk III, 2х1 — 152-мм/35Mk III, 10 — 6-фунтовых (57 мм) /45 Driggs-Schroeder Mk I, 2 x 1 - 57мм/40 Hotchkiss Mk I/II , 4- 6 — 1-фунтовых (37 мм) /40 Driggs-Schroeder Mk I , 4х1 револьверные пушки 1-pdr 37 мм/20 Hotchkiss Mk I. 2 х 1 пулемета Гатлинга. Минно-торпедное вооружение- 4 подводных 356-мм ТА
Летом 1897 года усовершенствовали артиллерийские установки 305 и 152 мм, немного увеличив скорострельность, сняли носовой и кормовой торпедные аппараты, а на башни установили новые оптические прицелы.
В 1901 году "Техас" отправили на ремонт и модернизацию. Удлинили мачты и дымовую трубу, сняли последние два бортовых торпедных аппарата, вдвое усилили бронирование элеваторов боеприпасов главного калибра. 3 ноября 1902 года корабль вернули в строй, только после ремонта он смог в форсированном режиме достичь лишь 13,9 узла.
В 1904 году броненосец пережил следующую модернизацию-короткоствольные 152 мм заменили на новые 35 калиберные и сняли две 1 фунтовые пушки.
К 1910 году снято еще по одному 1 фунтовому и 37 мм револьверному орудию, добавлены две 6-фунтовки.
Стальной корпус броненосца имел традиционный для того времени носовой таран. Двойное дно шло на большую часть длины и у бортов заканчивалось на уровне нижнего края бронепалубы. Корпус был разделен на 129 водонепроницаемых отсеков. Метацентрическая высота составляла 0,8 метра. Машинно-котельное отделения перегораживала продольная водонепроницаемая переборка.
По сравнению с USS Maine корабль был короче и шире, скорость не была приоритетом для броненосца прибрежного действия. Однако на испытаниях броненосец легко преодолел контрактную скорость в 17 узлов, продемонстрировав на форсированном режиме 17,8. Американские инженеры тогда не могли точно предугадывать результаты своих технических решений.
Силовая установка корабля состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения производства фирмы Richmond Locomotive and Machine Works и четырех двусторонних огнетрубных цилиндрических котлов. Машины работали на два винта. Мощность машин при естественой тяге 5600 л.с., при форсированной -8610-8701 л.с.
На борту могло находится до 877 коротких (796) тонн угля, которого должно было хватить на 3200-4000 миль на 10 узлах. Стандартный же запас топлива-500 тонн.
Прибрежный броненосец «Техас» оказался, как ни странно, быстроходнее назначенного броненосным крейсером «Мэна».
Главный броневой пояс броненосца был изготовлен из гарвеевской стали (первоначально планировалась сталежелезная или сталеникелевая), он прикрывал около 60% длины корабля( по др. данным около 40), в основном машинное отделение, его протяженность 57,3 метра. Высота пояса составляла 2,1 метра(по др. данным 1,98 метра при длине 35,97 м), из них 0,9 метра(по др. данным 1,37 метра) в подводной части. Толщина пояса на миделе достигала 305 мм, уменьшаясь к нижней кромке до 152 мм. Пояс замыкался на траверсы 203 мм плитами. Оконечности не бронировались, скорострельная артиллерия еще не считалась серьезной угрозой. Верхний пояс также отсутствовал. Вместо него защитой служили расположенные вдоль бортов угольные ямы глубиной до 3,51 метров.
Выпуклая броневая палуба толщиной 51 мм сталеникелевой стали защищала от осколков. В центральной части она находилась на уровне ватерлинии, а к оконечностям уходила ниже нее, прикрывая рули и винты. В центральной части палуба переходила в скосы до 76 мм.
У башен лобовая часть защищалась 305 мм плитами, сбоку и сзади толщина брони составляла 76 мм, крыша - 25,4 мм. Под орудия главного калибра была изготовлена цитадель диагональной формы(каземат) с плитами гарвеевской брони в 305 мм, она прикрывала механизмы орудий и прислугу. Элеваторы боеприпасов прикрывались 152 мм броней.
Боевая рубка располагалась перед дымовой трубой. Толщина стенок составляла 305 мм, крыша - 38,1 мм.
Основное вооружение броненосца-два 305-мм/35 Mark I орудия, каждое по 46,5 тонн в круглых башенных установках Mark 2 с гидравлическим приводом . Башни располагались по модной тогда диагональной схеме. Это позволяло увеличить сектор обстрела, при этом в рамках центральной бронированной цитадели. Увы, в реальной жизни попытка стрелять по траверзу через палубу приводила к разрушению надстроек и палуб газами.
Больше в американском флоте(кроме "Техаса" и "Мэна") такая схема не применялась.
Максимальный угол возвышения орудий достигал 15°, дальность стрельбы 394,6 кг снарядом с начальной скоростью 640 м/с - 11 000 метров.На дистанции в 5000 метров он мог пробить 330-миллиметровую гарвеизированную броню. Заряжание производилось только при фиксации ствола в диаметральной плоскости или на траверс и под углом 0 °. Естественно скорострельность была низкой,не более одного выстрела в 4-5 минут. В 1897 году установку модернизировали, механизм заряжания стал вращаться вместе с орудием. Скорострельность немного улучшилась. Боекомплект 77-80 выстрелов на орудие.
Вспомогательная батарея была представлена шестью 152 мм орудиями, четыре из них, 30 калиберные, стояли в казематах-спонсонах батарейной палубы по бортам, а две длинноствольные 35 калиберные открытые щитовые установки-на главной палубе, на баке и юте.
Вес снаряда 47,6 кг, начальная скорость около 590 м / с, максимальная дальность 8200-9000 метров. По документам пушки числились скорострельными, но из-за архаичной системы заряжания стреляли медленно и печально. Лишь перед войной ситуации смогли исправить. Сектор обстрела орудий в казематах-160, а в оконечностях-240 градусов. Боекомплект 100 выстрелов на орудие.
Состав противоминной артиллерии неоднократно изменялся. По проекту на 1891 год было предусмотрено 22 скорострельных пушки. На батарейной палубе также разместили двенадцать 6 фунтовых 57 мм орудий Дриггса-Шредера и Гочкиса в небольших казематированных установках вдоль корпуса. Их скорострельность 20 выстрелов в минуту, вес снаряда 2,7 кг, начальная скорость 538 м/с, дальность около 8000 метров.
Кроме того по два пятиствольных 37 мм орудия Гочкиса стояло на носовой и кормовой надстройках, а на каждом боевом марсе находилось по две 1 фунтовых 37 мм пушки Дриггс-Шредера (снаряд 0,5 кг, начальная скорость около 610 м / с, дальность около 3200 м, скорострельность около 30 выстрелов в минуту).
Броненосец имел четыре подводных торпедных аппарата 356 мм.По одному на нос и корму и на каждый борт, ближе к кормовой части. Первоначальный проект предусматривал перевозку двух минных катеров, вооруженных однофунтовой пушкой и торпедным аппаратом, но после неудачных испытаний этих катеров на "Мэне", от идеи отказались.
Все недостатки первого американского мореходного броненосца проявились практически сразу. При первом же доковании в сухом доке Нью-Йорка. В районе киля были обнаружены трещины. Приемная комиссия флота США в январе 1896 года потребовала усилить корпус корабля. Вроде бы даже сделали и пробный прогон сделали...
В сентябре 1896 года возле Ньюпорта( штат Род-Айленд) корабль сел на мель. Человеческий фактор с отказом техники.
9 ноября 1896 года полезли еще что-то подшаманить и...броненосец затонул. Правда неглубоко, прямо у Бруклинского адмиралтейства. Что-то не так наремонтировали. Оказалось сломался хомут на впрыскивающем клапане в машинном отделении. Давлением воды клапан сместило и вода начала заполнять помещение, распространяясь через переборки, кабельные каналы и т.д. Была затоплена батарейная палуба, утонуло несколько членов экипажа. Правда подняли корабль уже через пару дней, высушили, очистили от донного ила. И опять отпустили в море, но не одного, с Северо-Атлантической эскадрой.
Через три месяца, во время визита в Галвестон (штат Техас) броненосец поставили на лучшее место в гавани, по уверениям местных. Но привычным движением, подгоняемый сильным "неожиданным" приливом, "Техас" прочно садится на илистую банку. Потом долго и муторно его оттуда снимают. Моряки народ суеверный, в случайности практически не верят и новый броненосец обзавелся флотским прозвищем-«Old Hoodoo» ( «Старое Несчастье»).
В 1897 году USS Texas охранял восточное побережье.
С началом испано-американской войны в апреле 1898 года броненосец включили в летучую эскадру коммодора Уинфреда Скотта Шлея ( Winfield Scott Schely). Кроме него в эскадру вошли крейсер USS Brooklyn, броненосец USS Massachusets, канонерская лодка Scorpion.
Задачей эскадры было патрулирование кубинского побережья между Сьенфуэгос и Сантьяго-де-Куба. И,соответственно, блокада эскадры адмирала Серверы, который в конце мая добрался до Сантьяго-де-Куба.
Кроме того броненосец привлекали для поддержки высадки десантов на Кубу. 11 июня 1898 года он прикрывал десант морской пехоты в Гуантанамо. На следующий день «Техас» доставил морпехам три полевых орудия и два пулемета M1895 Colt – Browning по просьбе командира десанта подполковника Роберта У. Хантингтона. 15 июня броненосец громил испанские укрепления у Кайманеры. И ...напоролся на испанские мины. В этот раз повезло, мина не взорвалась.
А вот 22 июня при высадке десанта у бухты Кабанос снаряд с береговой батареи открыл счет потерям броненосца в войне. Убило одного и ранило восьмерых.
1 июня 1898 года, понеся тяжелые потери многократно превосходящие американские войска при поддержке нескольких тысяч кубинских повстанцев захватили высоты Сан-Хуан под Сантьяго-де-Куба и приступили к осаде города.
Недостаток запасов продовольствия вынудил испанского губернатора "выставить" эскадру адмирала Серверы с лишними едоками. Утром 3 июля испанские корабли пошли на прорыв.
USS Texas находился в центре линии блокады, между броненосцем USS Iowa и крейсером USS Brooklyn. Texas вышел навстречу испанцам, а затем лег на параллельный курс. Под обстрелом оказался испанский флагман-Infanta Maria Teresa , в него было зафиксировано несколько попаданий с Texas и Iowa. Главным калибром броненосец также стрелял по крейсерам « Вискайя» и « Кристобаль Колон», а 152 мм и ниже-по двум испанским эсминцам.
«Два испанских эсминца быстро вышли из строя и вышли на берег, получив тяжелые повреждения. Один за другим более крупные вражеские военные корабли также уступили место объединенному огню американского флота. Каждый, в свою очередь, отклонился к берегу и выбрался на берег. Таким образом, Техас и другие корабли Летной эскадры уничтожили испанский флот ».
Один за другим испанские крейсера выбрасывались на берег. Пробиться получилось только у броненосного крейсера Cristobal Colon. В погоню за ним отправились USS Brooklyn, USS Oregon и USS Texas. Через 20 минут Cristobal Colon выбросился на мель и затонул.
В сражении при Сантьяго-де-Куба USS Texas израсходовал 8 305-мм, 62 152-мм и 450 57-мм снарядов. Сам получил 5 попаданий, но потерь не имел. Самое серьезное повреждение было нанесено единственным 152 мм снарядом испанцев, поразившим правый борт над главной палубой и повредившим золоудалитель и оба воздуховода.
"Поражение флота Серверы помогло решить судьбу Сантьяго-де-Куба. Город пал перед осаждающими американскими войсками 17 июля, всего через две недели после великой американской военно-морской победы. На следующий день после капитуляции в Сантьяго Испания добивалась мира через добрые услуги французского правительства. Еще до подписания мирного протокола в Вашингтоне, округ Колумбия , 12 августа, американские корабли начали возвращаться домой. Техас прибыл в Нью-Йорк 31 июля. Капитан Филипп был повышен до коммодора 10 августа 1898 года. ".
Уже 31 июля 1898 года броненосец вернулся в Нью-Йорк и возобновил обычное патрулирование восточного побережья согласно регламента мирного времени.
В 1904 году на броненосец перенес свой штаб командующий эскадры береговой обороны. С 1908 года "Техас"поставили стационером в Чарльстоне.
Устаревший и проблемный броненосец в 1911 году перевели в ранг корабля-цели. На нем испытывали устойчивость брони и конструкций перед современными снарядами. Для имитации экипажа использовали манекены. 29 422,70 долларов затратил флот на переоборудование корабля. Само судно 15 февраля 1911 года переименовали в "Сан-Маркос"USS San Marcos, чтобы освободить имя для нового сверхдредноута USS Texas (BB-35), Big T.
Как мишень корабль был полузатоплен в проливе Танжер-Саунд в Чесапикском заливе 21–22 марта 1911 года огнем линкора « Нью-Гэмпшир». 6 апреля по кораблю провели и торпедные стрельбы. 10 октября 1911 года "Сан-Маркос" был вычеркнут из военно-морского реестра.
В 1912 года на корпусе разрушенного корабля соорудили решетчатую мачту по образцу мачты на линкорах типа "Флорида "и провели обстрел ее 305 мм снарядами с монитора "Талахасси"с 910 метров. Мачта была сбита только девятым снарядом, что стало подтверждением ее устойчивости в бою.
В 1940 году на корпус бывшего броненосца, находившийся под водой на глубине от полуметра до двух метров и обозначенный на поверхности лишь неосвещенным буем, напоролся и погиб грузовой транспорт "Лексингтон".
Во время Второй мировой войны на остатках его корпуса оттачивали свое мастерство артиллеристы американского флота. Остов был взорван в январе 1959 года, когда стал мешать навигации. Сейчас остатки корабля глубоко погрузились в ил.
Небольшой броненосец, разработанный британской фирмой для американского флота, стал фактически первенцем нового американского броненосцестроения. Американцы учились у законодателей мод, англичан, но учились быстро. Верфи осваивали технологии строительства крупных кораблей, заводы учились лить броневые плиты и изготавливать большие пушки, инженеры учились проектировать.
Корабль получился вполне на уровне конкурентов и современников-с модным диагональным расположением артиллерии(как на бразильских, китайских и многих европейских броненосцах), центральную бронированную цитадель и еще ряд стандартных для Старого Света технических решений.
Первый блин, несмотря на долгострой, технические недоработки и проблемы с качеством работ, получился вполне боеспособным. По крайней мере для потенциальных противников на то время, типа Испании и Бразилии.
К тому же недостатки активно исправлялись. Артиллерию главного калибра, отличавшуюся крайне низкой скорострельностью даже для того времени, перед войной успели модернизировать. Испанцам хватило.
Бронирование, особенно с учетом перехода в ходе долгостроя с компаунда на гарвеевские плиты, было достаточно мощным. Но ! Цитадельная система была эффективна до распространения скорострельных орудий, здесь "Техас" опоздал. Когда он вступил в строй, его небронированные оконечности были уже очень уязвимы. Еще одно слабое место-промежуток между главным поясом и казематом. Абсолютно незащищенный. Изначально там была только 152 мм броня элеваторов боеприпасов для главного калибра. При модернизации увеличили защиту этого участка до 300 мм.
С силовой установкой повезло больше, машины показали себя достойно и контрактная скорость была превышена.
В ряды бэтлшипов "Техас" не попал, но его роль в создании Нового флота бесспорна.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам