Приветствую, дорогие читатели!
Сегодня обращаюсь к очень ограниченному кругу моей потенциальной аудитории - к коллегам, учителям русского языка.
Думаю, у каждого из вас, коллеги, есть свои любимые виды работ на уроках. У кого-то это, возможно, изучение новой темы, кто-то любит делать разборы или закреплять изученное.
Лично я предпочитаю уроки развития речи, особенно в 5-7 классах, и тому есть несколько причин.
- это по-настоящему полезно для жизни, ведь мы учимся выражать мысли связно и красиво;
- это пригодится в сдаче экзаменов выпускных классов;
- это интересно, ведь в творческих работах приоткрывается личность ребенка;
- это даёт возможность учителю посидеть и перевести дух (если вы сначала хорошо поработали и все доступно объяснили);
- и, наконец, это не требует очень серьезной подготовки (по крайней мере в моей практике).
Минус один - потом это надо проверить 🤷
Сегодня я расскажу о том, как работаю над изложением в 5-7 классах, когда ещё не надо готовиться к ГИА. Итак...
Если вам неожиданно поставили замену, или вы по каким-то причинам не успели хорошо проработать тему урока, смело объявляйте изложение. Эта форма не требует предварительной подготовки, а значит, вы не обязаны были предупреждать детей заранее.
Сначала оформите тетрадь: напишите дату и форму работы. С названием повремените.
Сообщите детям, что сейчас прочитаете текст первый раз. Никогда не читайте впустую! Предварительно сообщите, что после чтения они должны ответить на несколько вопросов:
- о чем текст (какова тема)
- что хотел сказать им автор? (какова основная мысль?)
- как можно озаглавить текст, что будет отражать название: тему или основную мысль?
После этого медленно, но не слишком прочитайте текст и обсудите заданные вопросы. Обычно дети справляются с этим заданием без проблем.
После этого предложите ребятам выбрать название. Запишите его на доске, а дети - в тетради. Если изначально у текста было название, предложите детям его угадать или озвучьте сами. Спросите, какое название удачнее: автора или учеников.
Если ответы на все вопросы прозвучали, можно считать, что ученики разобрались в содержании. Следующая цель - поработать с формой.
Объявите, что сейчас прочитаете текст второй раз, поставьте перед учениками новые вопросы:
- сколько микротем услышали (сколько будет абзацев)
- какие пункты для плана можете предложить.
Составление плана - важнейшая часть работы над изложением! Не пренебрегайте ею! Предложите составить простой или сложный план в зависимости от уровня класса.
Напомните, что при составлении сложного плана надо следить, чтобы не повторялись название всего текста и один из пунктов плана или названия более крупных и мелких разделов. Обсуждайте с ребятами каждый момент. Обычно они это очень любят. Хорошо бы вам заранее придумать свои пункты и по мере заполнения проводить сравнения их и вашего варианта и выбирать более удачный вариант.
Когда план составлен, предложите пересказать текст. Первому помогайте, последующим не нужно. Спросите и сильного ученика, и слабого. Отстающим проще запомнить не сам текст, а его пересказ более успешным одноклассником. Двух-трех раз вполне достаточно.
На следующем этапе поработайте с грамматикой. Заранее наметьте трудные слова с точки зрения орфографии или значения. Запишите их на доске, пусть дети найдут в них орфограммы и объяснят их. Так у них появится список опорных слов, а вы проведёте профилактику ошибок.
В этом месте обычно звенит звонок с первого урока.
После перемены напомните, что сейчас прочитаете текст третий раз, задача учеников - вспомнить детали, о которых они забыли.
Я всегда проводила изложения с творческим заданием: сменить лицо говорящего, закончить мысль, ответить на вопрос. На этом этапе самое время объявить третью часть задания. Спросите у ребят идеи по поводу творческого задания. Возможно, это поможет сориентироваться слабым ученикам.
После третьего чтения начинается их активная работа, а ваш отдых! Дети пишут, а вы выдыхаете, периодически отвечая на возникающие вопросы.
У пятиклассников их может быть очень много, поэтому рекомендую ввести "правило первых 10-15 минут". Оно заключается в том, что в указанный период задавать вопросы нельзя, нужно их записать и задать по очереди после окончания времени. Поверьте, это гениальное изобретение!!! Потому что через 10-15 минут вопросов останется намного меньше: или найдут ответы сами, или просто забудут.
В конце урока соберите тетради и приготовьтесь к кропотливой работе по расшифровыванию иероглифов. Поддерживайте себя мыслью, что вы сделали хорошее и полезное дело!
Подыскивать для таких уроков разный интересный материал считаю излишним, так как это только распылит внимание детей.
Вот и все! Была ли статья полезной? А просто интересной? Коллеги, делитесь вашими наработками и неожиданными находками, я с удовольствием поучусь.