Если спросить современных детей, каких героев они знают, то, наверняка, чаще всего можно услышать такой ответ: Халк, Тор, человек-паук и прочая заграничная нечисть. К сожалению, реальность на сегодняшний день такова, что дети знают больше героев комиксов, чем наших, русских настоящих былинных героев. Хотя, с другой стороны, это тоже не совсем так: знают они и Илью Муромца, И Добрыню Никитича, И Алешу Поповича. Только вот слегка дебильные и туповатые герои мультфильма никак не вяжутся с образом прославленных богатырей. Нет, я ни в коем случае не против этих мультиков, и сама с удовольствием их смотрю и смеюсь, но факт остается фактом: нашим детям сознательно навязывают какое-то другое представление о геройстве, не нашем, не русском, ведь ничего, кроме смеха мультяшные богатыри не вызывают, а ведь они были на самом деле, и не просто богатырями, а истинными героями Руси.
Кто же такие знаменитые три богатыря?
Достоверной и стопроцентной информации о них, разумеется, е сохранилось, но и по крупицам собранной информации достаточно для того, чтобы аргументированно сказать о том, что все трое действительно существовали.
Илья Муромец – самый главный, сильный и мудрый богатырь нашего славянского эпоса. Помните, как начинается былина: «Из того ли то из города из Мурома, из того ли из села да Карачарова выезжал дородный добрый молодец…». Историки до сих пор спорят, откуда же выезжал Илья Муромец. Кто-то считает, что он выходец из Мурома, что во Владимирской области, кто-то имеет в виду пригород белорусского города Полоцк, рядом с которым находилось село Карачево, кто-то вообще считает Илью Муромца и не русичем вовсе, а пришлым во времена до монгольского нашествия представителем восточного племени, ведь само слово «Карачарово» - тюркского происхождения. Как бы то ни было, но в его реальном существовании никто не сомневается.
Каково же время жизни Ильи Муромца? Судить по былинам не представляется возможным, ведь созданы они уже гораздо позже реальных событий, хотя все же некоторые факты оттуда почерпнуть можно: Илья Муромец служил князю Владимиру, только вот какому из двух?
Первое упоминание в летопись об Илье относится к 16 веку, и там он называется вовсе не Муромцем, а Муровлянином или Муравином.
Многие исследователи соотносят личность этого богатыря с известным по летописям Ильей Чоботом, который по приданию, обладал необычайной силой, а однажды в бою забил врагов до смерти чоботом, то есть сапогом, за что и получил свое прозвище. Есть и еще один герой – инок Илья Печерский, который погиб в бою в 1204 году, защищая монастырь от войск половцев, когда те напали на Киев. Это тоже говорит в пользу существования Ильи Муромца, ведь и по былинам богатырь после подвигов ушел в монастырь. Все эти факты говорят о том, что служить Илья Муромец мог при Владимире Мономахе в 12 веке.
Как бы то ни было, но Илью Муромца причислили к лику святых/, а его мощи до сих пор хранятся в Киево-Печерской Лавре. Стоит отметить тот факт, что в 1990 году был проведен анализ останков богатыря, и ученые пришли к выводу, что былины не появляются на пустом месте. Дело в том, что обнаружилось утолщение всех костей, поэтому и рост был исполинским – 180 см. Да-да, это сейчас звучит смешно, ведь рост в 180 см – это норма, а в 10 веке богатырь был на голову выше все мужчин скорее всего у Муромца были отклонения в работе гипофиза, отвечающие за рост). При этом отмечено, что на лицо признаки неразвитых мышц ног и изменения в структуре позвоночника, которые могли вызвать паралич (помните легенду о том, что богатырь сидел 33 года на печи). Ну и смерть богатыря от копья также подтверждается (Илья Муромец погиб в бою от удара копьем, которое пронзило руку и вошло прямо в сердце. Правая рука так осталась сжатой в крестном знамении.).
Одним словом, когда бы ни жил Илья Муромец, как бы его ни звали на самом деле, то, что он существовал и совершал ратные подвиги, сомнению не подлежит.
А кто же такой Добрыня Никитич? По одной из версий, он являлся дядей князя Владимира, братом его матери Малуши, который и воспитывал племянника. Позже он правил Новгородом и был умелым и грамотным правителем: при нем город необычайно расцвел. Ели эта версия правдива, то два богатыря никак не могли служить вместе.
Но существует и другая версия происхождения Добрыни. Тверская летопись 16 века рассказывает о богатырях, служивших суздальскому князю. Среди них встречается Алексаша Попович и Тимоня Золотой Пояс, которого за добрый и веселый нрав назвали Добрыней. Поучаствовав во многих битвах, отправились они на службу к киевскому князю Мстиславу Старому, с которым бились в 1223 году на реке Калке и погибли там.
Летопись точно указывает места ратных подвигов Алексаши и Добрыни – это Владимир, Суздаль и Рязань, поэтому много фольклорных преданий и легенд о них сохранилось именно в этих регионах. Рязанцы, например, считают Добрыню своим богатырем. Получается по этой версии, что Алексаша (Олеша) Попович и Добрыня могли служить вместе.
Самым младшим из богатырей считается Алеша Попович. Историки считают, что речь идет о ростовском богатыре Алексаше Поповиче, сыне священнослужителя, и жил в 13 веке. По преданию Алеша Попович служил при дворе князя Всеволода большое Гнездо, а потом участвовал в междоусобице его детей и выступал с войском на стороне Константина. Заем он отправился на службу к киевскому князю Мстиславу Удалому и погиб в битве на реке Калка.
В былинах воин изображается не силачом, а хитрецом. Он ловок, коварен и хвастлив (пример тому – его сватовство к жене Дорыни Настасье Микулишне, когда он совал, что Добрыня погиб). Однако в летописях о нем говорится, как о славном воине, который сумел победить в бою хана Тугоркана, более известного у нас как Тугарин.
Таким образом. Можно сделать вывод, что богатыри не могли служить вместе, так как жили в разное время, но былины и людская молва объединила их в одно целое, ведь именно они стали первым символом непобедимого, могучего, бесстрашного русского воина.