Подготовка к Олимпиаде длилась 4 года, но и этого едва хватило – важно было не ударить в грязь лицом перед миром. И речь далеко не только и не столько о спорте.
В 1976 году МОК предоставил Советскому Союзу право провести первую в стране социализма Олимпиаду. За 4 года в Москве построили Олимпийскую деревню, спорткомплекс «Олимпийский», велотрек и Дворец спорта, конноспортивный комплекс и гребной канал, несколько гостиниц и пресс-центр… Все самое важное из запланированного успели возвести.
Но ещё сложнее, нежели это строительство или тренировка спортсменов, оказалась чисто политическая задача — показать благополучную жизнь простого советского человека, а также «силу советского патриотизма». А это не так-то просто при товарном дефиците и охоте граждан на импортные вещи. Для начала пришлось взяться за самое простое — еду.
Гастрономический праздник, или Две недели социалистического изобилия
Одно дело вкусно и сытно накормить обитателей Олимпийской деревни или гостиниц для иностранцев, и совсем другое — наполнить полки московских магазинов и закрома заведений общепита разнообразной снедью. Только своими силами, как хотелось бы правительству, сделать это не удалось, хотя производство некоторых удивительных для советского человека продуктов промышленники наладили.
Привезли немало товаров из Югославии и других социалистических стран, большой заказ на продовольствие СССР сделал в Финляндии: в Москву доставили финское масло и джемы, расфасованные кофе и перец, сыры «Viola» и соки «Marli» с трубочкой, пиво и одноразовые стаканчики, жвачки и йогурты, сыры и салями (в вакуумной упаковке и нарезке!).
Благодаря этому Олимпиада для множество москвичей осталась в памяти как пищевой, а не только спортивный праздник. К несчастью, импортные товары и баночное пиво быстро покинули полки гастрономов, да и во время игр они продавались далеко не во всем городе. Хотя возле спортивных объектов и гостиниц их было полно, так что в целом с задачей демонстрации товарного благополучия власти как будто справились.
Но и это не всё. Ещё кое-что могло «сформировать у иностранных гостей неправильное представление о советской действительности» — сами советские граждане. Об этом тоже позаботились заранее.
Иностранные агенты, или Жвачка со стеклом: почему боялись иностранцев
Интуризм и тем более Олимпиада означали наплыв иностранцев в пределы СССР. Но если одной рукой правительство приоткрыло железный занавес, то другой пыталось закрыть глаза, уши и рты советских людей. Разные меры, чтобы минимизировать их контакты с зарубежными гостями, принимались и прежде, а в 1980 г. парткомы и чиновники задействовали весь арсенал.
В первую очередь из Москвы постарались удалить наиболее уязвимых — детей и подростков. Сотни тысяч школьников массово отправили в летние пионерские лагеря. Дети сильно подрывали репутацию СССР, когда обменивали или просили у иностранцев жвачки, конфеты и другие заграничные лакомства.
Слухи об опасностях общения с иностранцами получили большое хождение. Их подпитывали ответственные работники предприятий, преподаватели вузов, сотрудники милиции… Детей и взрослых предупреждали — не заговаривать с иностранцами (потенциальными шпионами) и тем более не принимать никаких подарков. Подобное поведение трактовалось как просьба о милостыни. Тяга к жвачкам и джинсам «недостойна» и свидетельствует о бедности в СССР. Но самое главное, по словам агитаторов — подарки опасны. В жвачках и конфетах спрятаны лезвия, стёкла, иглы и т.д.
Об опасности инфекционных заболеваний тоже говорили немало. Во время Олимпиады рекомендовалось не пользоваться стаканами автоматов с лимонадами, и даже появился слух, будто некий африканец мыл в таком стакане свой половой орган. На ряде предприятий руководство инструктировало работников — надо «чаще мыть руки, не пить газировку из автоматов».
Сложно сказать, насколько эффективными оказались все усилия по изоляции советского человека от тлетворного общения с иностранцами. Падение железного занавеса к 1980 году уже давно стало вопросом времени — а время всегда берет своё.