В XVIII веке Церковь в России подчинялась государству, не была в особом почете, да еще модное увлечением западными философами сильно влияло на ее авторитет (как это знакомо!)
Поэтому в 1844 году несколько монахов Троице-Сергиевой Лавры, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу, пришли в разрушенную Корбуху и в ее вековых елях решили основать скит.
«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчаная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп . Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединенные места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более строгого подвижничества монахов. (Не путать со словом "скитаться" - "вести скатальную, скитальческую жизнь, бродить, странствовать, переходить с места на место, без коренного жительства, оседлости; шляться, шататься, бродяжить" - Толковый словарь Даля)
Изначально митрополит Филарет сомневался, что местность для этого подходит: из города доносился шум, особенно сильный от дороги и возвращавшихся по ней «после торга и винопития» крестьян. Однако благословение было дано. О ските всегда упоминали лаврские путеводители, говоря, что расположен он на Корбухе.
Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, где до начала XVII века располагался Успенский женский монастырь, разрушенный поляками в годы Смутного времени. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года.
Скит стал называться Гефсиманским, поскольку именно в иерусалимском Гефсиманском саду находится православная церковь Успения Богородицы, рядом с гробницей Её родителей Иоакима и Анны, а также гробница Ее мужа Иосифа Обручника. (Напомню в скобках, что в том же Гефсиманском саду Иисус молился, был предан и арестован)
В 1850 году из иерусалимской Гефсимании православный писатель и историк Андрей Муравьев привез в новую Гефсиманию "два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней". Один из камней сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».
Но о Черниговской Гефсиманской иконе я расскажу следующий раз, а сегодня скажу только, что до наших дней от Гефсиманского скита дошла лишь ограда с башенками, а скит, популярный среди паломников, находится на другом берегу верхнего Скитского (Корбушинского) пруда и называется Черниговским Гефсиманским.
Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме , о Переславле-Залесском , о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе .