Не знаю, какими путями ушла в народ моя статья про деревенскую жизнь - который день получаю десятки комментариев к ней. Уже не имея времени отвечать всем, читаю, тем не менее, каждое ваше слово.
И хочу всё же резюмировать.
Я очень благодарна всем, кто, прочитав, вспомнил своё детство в деревеньке: ранние бабушкины хлопоты у печи, треск поленьев, аромат пирогов и вкус парного молока. Храните эти воспоминания. Деревенские бабушки нынче большая редкость.
Обнимаю всех, кто родился и вырос в деревнях, поселках, уездных городках и не променял их непростой быт на городскую "свободу". Кстати, написав в той статье про свободу лежания на городском диване я ведь язвила. А многие этого не поняли.
Вдвойне обнимаю тех, кто по каким-то причинам или по зову души вырвался из многоэтажного плена в русские просторы и дышит тем же воздухом, что и я. Воздухом счастья, красоты и любви к природе.
Удивляют меня те, кто сравнивает своё и моё. Люди добрые! Ну вы хоть запросите данные какие-то: объём помещения, показатели утепления, количество кирпичей в печи, объем загружаемых в топку дров... Мне даже в такие диалоги вступать не хочется, ибо пустое это сравнение без вводной информации.
И хочу ответить всем, кто дает нам с Шурой советы по отоплению. Электрокотлы, пушки, утепление дома, газ, уголь...
Граждане! Неужели вы думаете, что мы такие дремучие, что и ведать не ведаем, какие чудеса человек напридумлял, чтобы облегчить загородный быт?
Я ведь ни единым словом в той статье не пожалилась на жизнь. Мне всё нравится! Я счастлива так жить! Утепляться парой носков и вязаным пледом, когда в доме не выше 19 из-за дикого холода за окном, и радоваться +25 сейчас, когда степлило.
В этом смысл жизни - ЖИТЬ!!! А не поддаваться безмятежному комфорту. Жить с необходимым, но без излишнего.
Может быть поэтому белозерские бабушки всё ещё полощут бельё в проруби на канале. С платомоя. С помощью палки, чтобы не морозить руки. И отжимают тоже палкой, в ведре. И это, своего рода, наука.
А сушат на улице. Заносят стылые картонки в избу, и тогда можно услышать, как пахнет морозная свежесть. Вовсе не так, как в пачке с порошком.
Да, жизнь не стоит на месте. Но мне вовсе не нравится лететь с ней вместе туда, где не останется ничего настоящего, и в день, когда всё скатится в тар-тара-ры, я знать не буду, как растопить печь и скрыть её, если она хотя бы останется в моём доме. Ведь некоторые даже не задумываются о том, что свежеспиленным деревом костра не разожжешь! Дровам нужно несколько месяцев, чтобы высохнуть.
И статья моя была адресована больше тем, кто не знаком с этой стороной российской действительности.
...
Я люблю Россию, свою Вологодчину, люблю каждый уголок Белозерья с его небесно-синими озёрами и белыми храмами на берегах. Люблю так же, как любил Шукшин, приехавший в наш край и в судьбе героя "Калины красной" отразивший и оставивший нам на память то, что мы даже не пытаемся уберечь от исчезновения.
Десятки каменных церквей руинами стоят посреди деревенских кладбищ Белозерского района, к иным есть тропинки только в престольный праздник, а какие-то, как наша Бизяевская церковь, окруженная мраморными памятниками, уже и неприметны красно-белой кирпичной грудой.
Церковь в д. Садовая, где Шукшин снимал один из самых переломных кадров фильма, еще хранит росписи...
За пять десятков лет, прошедших со съёмок, окрестности изменились, но место узнаваемо.
Всякий раз посещая подобные места, касаясь белых стен полуразрушенных церквей, я думаю о том, как в ту пору, когда окрестные леса были ухоженными полями, наверное, было красиво: на горушках возвышались церкви, колокольный звон лился по округе, праздники объединяли люд, обязуя к прощению, покаянию, смирению и позволяя отдохнуть от тяжелого труда, порадовать и побаловать себя и родных.
Как не хватает нам сейчас этих дней, когда можно притормозить ритм. Мы стремимся галопом, и нам кажется, что вперёд, на самом деле мы, как белки в колесе. А в ранешные времена праздники, сопровождавшиеся не столько радостью застолья, позволяли, мне кажется, выходить на новый виток, ибо не только плоть ублажалась, но и душевное состояние.
Я думаю, вот сколько у меня в детстве было бабушек и дедушек, дядь и тёть - моих соседей по деревне. И все мы столь тесны были по жизни, даже по современной жизни, не стопроцентно крестьянской, дачной, что все они мне родные до сих пор, хотя родственников у меня в избытке.
Мы устали друг от друга, замыкаемся в клетушках своих квартир и стремимся расширить их стены, выменяв каждому по отдельной комнате; мы отгораживаемся высокими дачными заборами.
Но мы ещё набудемся одни...
...
Я люблю старые кладбища, где вместо мраморных плит с художественным оформлением, стоят деревянные кресты, покрытые лишайниками.
С покосившимися оградками, так похожими на деревенские заборы, и овалами черно-белых карточек, выгоревших с годами, на которых ещё можно разобрать даты.
Отлитые в железе кресты с ликами и надписями редкостью своей выдают и редкость зажиточной жизни. Жил народ белозерской глубинки в основном натуральным хозяйством.
А имена прадедов, выпавшие на десятки лет из нашего обихода и ожившие сейчас в новых поколениях, словно обладают уже печатью трудолюбия, степенности и исконной мудрости. Под силу ли современным Савватиям удержать этот внутренний стержень предков?
Отмечены крестами на карте района погосты посреди лесов, подписаны скупым словом "урочище" чьи-то забытые судьбы.
Однако, не всегда термин "урочище" означал "бывшее.
Урочище - место, которое люди "уреклись" называть определенным именем. И не обязательно это населенный пункт. Так, у нас в деревне это, в основном, пастьбы и покосы, которые папа и его братья-сёстры называют, как встарь - Глинянник, Песошня - вероятно, по преобладающей почве. Копанец - оканавленная старая тележная дорога. Власёнкова пастьба, Яшина мельница - по принадлежности. Выселок - место, где был раньше хутор. Чища, Нива, Черёмушник, Зарицкие луга, Поповское болото, Красавец.....
А ныне мы путешествуем по родному Белозерью, испытывая непомерную тягу познать, как же когда-то тесно жили люди. Сколько деревень и хуторов стекались в приход той или иной церквушки, где шли дороги между ними, сколько людей утратило свои истоки, покинув, хоть и вынужденно, могилы предков. И как отрадно видеть на старых погостах подкрашенные оградки, современные пластмассовые букетики, тропинки меж заломанных медведем яблонь.
И как же хочется, повернув время вспять, хотя бы одним глазком взглянуть на кошеные поля, на улочки домов, послушать, о чем толковали деды на завалинке, про кого судачили соседки через огород и под какие наигрыши и песни прошла молодость тех, кто сюда уже никогда не вернется.....