Чтобы заставить людей заплатить за какую-нибудь чушь, не обязательно обманывать их через телевизор и газеты. Иногда, как ни странно, можно вообще никого не обманывать.
В начале 2000-х в нашем институте группа энтузиастов "на коленке" прессовала некие таблетки для чудо-нано топливного фильтра ДВС (двигатель внутреннего сгорания). Осторожные расспросы выявили следующую схему распространения чудо-фильтров:
Администрации какого-нибудь маленького города делается предложение резко улучшить экологическую обстановку в городе и на 20% сократить потребление топлива автотранспортом. Вот, кстати, и нано-фильтр, который это гарантированно обеспечит (красивые сертификаты прилагаются). Производитель фильтра, естественно, произведёт администрации определённые отчисления от суммы реализации - "мы же интеллигентные люди..."
И вот администрация города директивно обязывает автобазы города, автопарки - ну что там у них ещё есть - оборудовать автотранспорт указанными фильтрами. Пора, пора наконец подумать об экологии!
Автобазы, кряхтя, закупают фильтры, устанавливают - хуже не становится... Администрация принимает отчисления и благодарно пишет на гербовой бумаге отзыв о "реально выявленном положительном эффекте применения фильтра".
Цикл завершён.