Найти в Дзене
Euro Welder

Противотанковый "ёж": ложь советской пропаганды

Оглавление

Противотанковый "ёж" - простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмный шестиконечный крест, выполненный с помощью соединения между собой трёх металлических заготовок, путём клепания или сварки.

Оборонительные противотанковые "ежи"  на одной из улиц осаждённого Ленинграда.
Оборонительные противотанковые "ежи" на одной из улиц осаждённого Ленинграда.

Одним из, пожалуй, самых узнаваемых символов Второй Мировой войны несомненно являются противотанковые "ежи" , образ которых запечатлён на многих фотографиях и кадрах кинохроники тех лет.

Противотанковый "ёж", вопреки разрозненным мнениям, представлял достаточно серьёзную проблему для некоторых моделей танков в определённых условиях и вокруг его создания взрощено немало противоречащих и лживых фактов. В данной статье будут представлены свидетельства и интересные факты по созданию и применению этих легендарных сооружений.

-2

Ложь советской пропаганды о создании противотанкового ежа

Советская пропаганда и даже подавляющее большинство современных источников приписывают изобретение противотанкового "ежа" (в 1941 году) генерал-майору инженерных войск - Михаилу Львовичу Гориккеру.

Генерал-майор М.Л.Гориккер. Основная должность в годы ВОВ - начальник обороны Киева.
Генерал-майор М.Л.Гориккер. Основная должность в годы ВОВ - начальник обороны Киева.

3 июля 1941 года на танкодроме Московского танкотехнического училища прошли испытания якобы разработанного в кротчайшие сроки Михаилом Львовичем танкового "ежа", которому последний дал название - "противотанковая звёздочка Гориккера".

Для испытания "изобретения" Гориккера перед перед комиссией продемонстрировали наезд на "ежи" двух советских танков: БТ-5 и Т-26.

Иллюстрация наезда лёгкого танка Т-26 на противотанковые ежи.
Иллюстрация наезда лёгкого танка Т-26 на противотанковые ежи.

Из акта испытания "противотанковой звёздочки Гориккера" (лагерь КТТУ - Сырец 3,7 1941 года):

  • Лёгкий танк Т-26 при первой заезде на препятствие был выведен из строя - сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие к трубке, в результате чего, масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машин.
  • Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал имея в результате этого дефекта в виде помятости днище танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов и танк потребовал двухчасовой ремонт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением.

За создание противотанкового "ежа" генерал-майору Гориккер был награждён фотоаппаратом марки "ФЭД".

Исторические факты изобличающие ложь советской пропаганды в присвоении изобретения противотанковых "ежей"

На самом деле изобретение и строительство противотанковых "ежей" уже во всю развёртывалось на территории Чехословакии с 1933 года, задолго до так называемого "открытия" советским генералом.

Иллюстрация противотанковых "ежей" в инженерной "методичке" РККА за 1941 год.
Иллюстрация противотанковых "ежей" в инженерной "методичке" РККА за 1941 год.

На фото выше можно наблюдать занимательные изображения в инженерной "методичке" академии РККА им. В.В. Куйбышева за 1941 год (ссылка на книгу), где на 13-й странице предоставлен доклад В.Н. Ускова о долговременных укреплениях Чехословакии.

Книга утверждена к печати в конце апреля 1941 года, то есть за несколько месяцев до предоставления комиссии якобы инновационных "звёздочек Гориккера".

-6

Что касается немцев, то с инновационными долговременными сооружениями и в частности с противотанковыми "ежами" чехов они знакомились не из учебников, а напрямую, ещё перед аннексией Чехословакии - в 1938 году, о чём красноречиво свидетельствуют сделанные в то время фотоснимки:

1938 год, Южная Моравия (Чехословакия). Немецкие солдаты позируют с противотанковыми "ежами" перед фотографом.
1938 год, Южная Моравия (Чехословакия). Немецкие солдаты позируют с противотанковыми "ежами" перед фотографом.
1938 год, Южная Моравия (Чехословакия). Лёгкий немецкий танк после пробы преодоления препятствия из железобетонных и стальных "ежей" .
1938 год, Южная Моравия (Чехословакия). Лёгкий немецкий танк после пробы преодоления препятствия из железобетонных и стальных "ежей" .

Мог ли офицер в чине генерала не знать о существовании противотанковых "ежей" задолго до своего "открытия", учитывая все вышеприведённые факты? Этот вопрос, очевидно, риторический..

Во многих источниках также приводится то, что генерал Гориккер якобы не сделал открытие, а произвёл доработку "ежей" и предложил изготавливать их меньших размеров - 0.9 - 1.0 метров высотой, для того, чтобы они проскальзывали по переднему скошенному бронелисту танка и попадали под днище. Танк, наезжая на него как на мячик, обнажался для атаки сил обороны.

Полное опровержение этому мы можем видеть на фото выше, где, как видно, уже в 1938 году "ежи" имели небольшой размер, изготовленный с учётом средней высоты клиренса танков того периода. Кроме того, сохранились чешские чертежи противотанковых ежей 1937 года, где очень хорошо видны его необходимые небольшие размеры:

Чехословацкий чертёж противотанкового "ежа" 1937 г. Изготавливался из 3 отрезков уголка 140*140 с толщиной 13 мм, скреплялся болтами или заклёпками 20 мм на "косынках" из металла толщиной 10 мм. Вес - 197 кг.
Чехословацкий чертёж противотанкового "ежа" 1937 г. Изготавливался из 3 отрезков уголка 140*140 с толщиной 13 мм, скреплялся болтами или заклёпками 20 мм на "косынках" из металла толщиной 10 мм. Вес - 197 кг.

Единственное новшество, которое предлагал генерал-майор Гориккер состояло в том, что противотанковые "ежи" могли свариваться, кроме стандартных металлопрокатных уголков, швеллеров, двутавров - из утилизованных рельс и не должны были соединяться между собой какой-либо проволокой.

Однако на деле сварные конструкции довольно сложно было монтировать по месту установки, в отличие от болтовых соединений и по факту, из-за отсутствия чёткого технического задания, их размер, зачастую, превышался при монтажах.

Слева направо: московские сварщицы при изготовлении противотанковых ежей из рельс (1941); огромный противотанковый ёж, сваренный не по правилам из отрезков швеллера, найденный археологами пол Вязьмой.
Слева направо: московские сварщицы при изготовлении противотанковых ежей из рельс (1941); огромный противотанковый ёж, сваренный не по правилам из отрезков швеллера, найденный археологами пол Вязьмой.

Изобретатели "ежей" - чехи, также предлагали схемы установки ежей с использованием надолбов и соединением проволокой, которые вычеркнул из своей схемы Гориккер.

Такая схема установки служила дополнительным препятствием для сапёров и атакующей пехоты, а также наступающий танк при таране такого заграждения собирал на себя, как паутину, заграждения и в какой-то момент останавливался из-за недостаточной тяговой силы двигателя.

Предложенная Гориккером сварная конструкция "ежей" была менее прочная, чем соединённая болтами (которая выдерживала нагрузку до 60 тонн), а отдельное её использование без надолбов и соединением проволокой была не столь эффективна. Об этом свидетельствует и более позднее предписание начальника штаба инженерных войск 69 армии Григория Александровича Мазина (состав 2-го Белорусского фронта):

Как видно, даже в официальных секретных документах название "звёздочка Гориккера" не использовалась, а способ установки, украденный у чехов, потребовал возврата к его первоначальным истокам.

🙏С Уважением E.W.
🙏С Уважением E.W.