В 1961 году Владимир Коренев сыграл Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия». С тех пор эта роль стала и счастливым билетом, и проклятием артиста. С одной стороны, у него появились миллионы поклонниц, а с другой – режиссеры отказывались приглашать советского секс-символа в другие картины. Они боялись, что зрители не воспримут Коренева в другом образе…
Проклятый сценарий
Фильм по роману Александра Беляева «Человек-амфибия» рождался с большим трудом. Сценарий со множеством подводных эпизодов лежал в литературной части киностудии имени Горького ещё с сороковых годов, но никто из режиссёров не решался браться за очень непростые с технической точки зрения съемки. Как показать жизнь Ихтиандра под водой? Как опустить в море камеры и световое оборудование? Как установить декорации на дне? Эти проблемы казалась неразрешимыми.
Ситуация изменилась, когда французский учёный и исследователь морских глубин Жак-Ив Кусто сделал первые подводные съемки. Они облетели весь мир и конечно же дошли до Москвы. На киностудии имени Горького документальные фильмы учёного увидели режиссёр Владимир Чеботарёв и оператор Эдуард Розовский. Они решили повторить опыт Кусто и сразу же вспомнили про старинный сценарий "Человек-амфибия". Их решимость была такова, что фильм тут же поставили в производственный план.
И всё же это по-прежнему оставалось рискованной затеей. Ни одного художественного фильма под водой ещё не снималось. В арсенале киностудии имелись подводные камеры, но не было герметичных осветительных приборов. А без них на малочувствительной плёнке не появится четкое изображение, которое нужно для художественного фильма. Кроме этого, уйти под воду предстояло всей съемочной группе, вместе с артистами. А где найти таких рискованных артистов? Да еще и с умением погружаться?
Эти вопросы и предстояло решить. Главная надежда была на русскую смекалку.
Ихтиандр с последнего курса
На роль Ихтиандра режиссёр Владимир Чеботарев искал необычного исполнителя. Он сразу решил, что это должен быть неизвестный актёр с «неземной» внешностью. «Чтобы в его глазах отражались небо и море», – говорил он ассистенту. Задача казалась невыполнимой: артист, дебютант да еще и писаный красавец… И все же такой претендент нашелся на последнем курсе ГИТИСа - института театрального искусства. Уже тогда Владимир Коренев сражал наповал своей необычайно эффектной внешностью. Его невесте Алефтине Константиновой приходилось буквально охранять своего жениха от девичьего нашествия. После театра, где она уже работала как актриса, она бежала в институт своего жениха и выуживала его из толпы студенток. «Иначе я бы его просто не нашла, – воспоминает актриса. - За ним всегда толпа девок увивалась. Да и на курсе на него поглядывали. Я ревновала безумно поначалу».
Хлопот у Алефтины заметно прибавилось, когда Владимир начал сниматься в фильме "Человек-амфибия". Охранять жениха ей пришлось уже на съемочной площадке, за тысячи километров от Москвы.
Баку – город кино
Съемки фильма начались в Баку. Старинный азербайджанский город уже не раз становился кинематографической Меккой. Его узкие улочки во многих фильмах играли иностранные кварталы, например в «Бриллиантовой руке», где столица Азербайджана изображала Стамбул. На это раз образцовому советскому городу предстояло стать клоакой западного мира, где злобный Педро Зурито мечтает о красавице Гуттиэре. В один день с магазинов сняли вывески и повесили броские названия на английском. В таких декорациях Владимир Коренев делал свои первые шаги в мир кино.
Поначалу, он сильно терялся в компании куда более опытных Михаила Козакова и Анастасии Вертинской. Зато за кадром у него по-прежнему не было отбоя от поклонниц. Девушки снова преследовали симпатичного артиста по пятам. А он и не возражал, хотя за два месяца до начала съемок расписался с Алефтиной Константиновой.
Об ажиотаже вокруг своего новоиспеченного мужа девушка узнала совершенно случайно. Был июнь. Только что в театре имени Станиславского, где работала Алефтина, закончился театральный сезон. Она возвращалась домой по улице Горького и случайно встретила Михаила Козакова. Актёр только что прилетел со съемок «Человека-амфибии» и огрошил бедную девушку с первого раза:
- Ты что, сумасшедшая? Что ты здесь делаешь? Поезжай в Баку, там толпа девок вокруг Коренева ходит!
Сразу после этих слов Алефтина понеслась в кассы и уже наутро села в самолет.
Увидев законную супругу в Баку, Коренев жутко разозлился. Он сразу же понял цель её приезда и велел разворачиваться на месте и следовать в обратном направлении. Огорченная девушка так и сделала, но пока она ехала брать билет, её перехватили более опытные подруги: жена режиссёра и жена оператора.
- Что ты? И не думай возвращаться. За киношниками нужен глаз да глаз, - в один голос убеждали они.
И Алефтина, вопреки протестам мужа, осталась в Баку. Когда «сухопутные» съемки закончились, вся съёмочная группа, включая жён, переехала на Крымский полуостров, где предстояло снять самое главное - эпизоды с морем.
Крымский заплыв
В Крыму Кореневу было уже не до девчонок. Съемки потребовали всех его физических и душевных сил. Так как в СССР, да и в мире, никогда еще не проводились художественные съемки под водой, всё приходилось делать впервые. Проблемой становился каждый кадр. Например, как снять Ихтиандра под водой? Ведь артист не может долго плавать без акваланга. Придумали, что за Кореневым в воде будет следовать подводник-каскадер и давать ему подышать каждые десять секунд. Так и снимали – короткими отрывками по десять секунд.
Но это на пленки они были короткими, а на деле съемки длились от рассвета до заката. Артисту приходилось по нескольку часов сидеть в воде, а на глубине – она плохо прогревается даже в самое жаркое лето. Из одежды на Владимире был только костюм Ихтиандра, который был сшит из тонкого полиэстера с нашитыми чешуйками.
Холод моментально пробирал до костей. После команды «Стоп мотор» артисту нужно было 40 минут, чтобы согреться. Алефтина кутала его в несколько теплых одеял, а сверху накидывала тулуп, который киношники привезли из костюмерной - он остался от какого-то фильма - но и это не помогало согреться. Самым мучительным было после перерыва снова погружаться в холодную воду.
Правда, потом костюмеры немного утеплили облачение Ихтиандра. Они сшили резиновую кофту, которая затягивалась у талии, шеи и запястий. Туда попадала морская вода, нагревалась от тела и какое-то время сохраняла тепло. И все равно, это мало спасало на протяжении многочасового заплыва.
Перед съемкой все артисты прошли краткий курс подводного плавания, но это совсем не дало гарантии в опасных ситуациях, выйти из которых могут только опытные водолазы...
От смерти на волоске
Не только холодная вода была главной проблемой артиста. С риском для жизни снимался каждый морской эпизод. Хотя съемочная группа и продумывала все до мелочей, Коренев дважды был на волосок от смерти. Чаще всего подводил человеческий фактор. Так в сцене, когда Ихтиандра привязывают к якорю и бросают в море, артисту дали акваланг без кислорода. Подводники впопыхах забыли заправить баллон.
О том, что ему нечем дышать, Владимир понял, когда оказался на глубине крепко привязанным к якорю. Всплыть – невозможно. К счастью, артиста страховал каскадер Рэм Стукалов. Он отдал ему свой акваланг и быстро всплыл без оборудования, рискуя получить разрыв барабанных перепонок. Все обошлось, но проблемы не закончились.
Сцене, где Ихтиандра бросают в море на цепи, тоже чуть не стала роковой для артиста. На этот раз подвела массовка, а именно матрос, который держал эту самую цепь. Он не рассчитал свои силы и разжал руки. Тяжелый реквизит, весом 60 килограммов, стал уходить под воду, грозя утащить за собой и Коренева, который был привязан к другому её концу. Спастись помог случай. Оператор Эдуард Розовский, который был под водой и приготовился снимать сцену, мгновенно выбросил камеру и схватил тонущую цепь. Дорогущая техника утонула, но зато артист остался в живых.
Обнажёнка из холодильника
Все старания оказались не напрасны. Фильм имел грандиозный успех. За год «Человека-амфибию» посмотрели 65 миллионов человек. И это только те, кто смог попасть на заветный сеанс. А это было непросто. Билеты моментально сметались из касс. Зрители прорывались в зал любыми способами. На одном из сеансов необилеченная толпа выдавила витрину в кинотеатре «Россия», чтобы только взглянуть на сенсационный фильм. Надо ли говорить, что все артисты "Человека-амфибии" стали невероятно популярны, но основная лавина зрительской любови досталась Владимиру Кореневу.
Это поклонение было похоже на стихийное бедствие. От Ихтиандра сходили с ума миллионы девушек СССР. У его подъезда постоянно стояла толпа фанаток, а ещё штук пятнадцать обожательниц жили в подъезде. Если Владимир и Алефтина куда-то отправлялись на машине, за ними ехала другая «тачка» - с поклонницами. В их доме день и ночь разрывался телефон. Алефтина накрывала его подушкой, только чтобы он не звонил. Она вспоминает, что однажды поехала с мужем в Ленинград. «Уф, - думали по дороге. – Хоть здесь отдохнем». Но как только пара вышла из гостиницы, то увидели прежнюю толпу – их ждали уже здесь.
В стране, где не было секса, Коренев стал настоящим секс-символом. На его московский адрес приходили мешки писем. Девичьи послания артист никогда не читал. Он складывал их в большую коробку из-под холодильника, которая стояла в прихожей. Когда тара наполнялась, её выносили на помойку. Однажды ради интереса Владимир взял сверху первое попавшееся письмо и обалдел. В конверте был фрагмент голого тела, явно женского. Подпись гласила: «Володечка, ради тебя я сфотографировалась голой. Я буду каждую неделю посылать тебе часть фотографии, чтобы ты собрал меня целиком». После такой корреспонденции, артист ещё быстрее попытался избавиться от коробки.
Моя фанатская няня
Среди фанатов попадались разные люди. Одна из ярых поклонниц стала для Кореневых почти что членом семьи. Это девушка Валя, которая приехала из Караганды, чтобы увидеть любимого Ихтиандра «живьем». Сначала она поселилась в подъезде Кореневых, затем устроилась на работу в колхоз в ближайшем Подмосковье. Отработав смену, Валя мчалась к подъезду своего любимого артиста и дежурила до вечера. Затем – отправлялась домой на последней электричке.
Однажды Валя заметала, что жена его любимого Володи беременна и предложила свои услуги: стирать, убираться, ходить за покупками. От денег она наотрез отказалась. А Алефтине действительно нужна была помощь. Когда на свет появилась дочка Ира, Вале доверили гулять с коляской. А потом взяли в дом как няню: у Алефтины наконец-то наладилась карьера в театре.
Когда дочка подросла, любимым времяпровождением с няней-фанаткой было сходить в кино и в очередной раз посмотреть «Человека-амфибию». Так Ирина Коренева познакомилась с творчеством своего же отца.
Дети Ихтиандра
Супруги Кореневы вместе уже 57 лет. За это время было всякое. Судачили о романе артиста с Анастасией Вертинской, партнершей по фильму. А несколько лет назад на телевидении появилась женщина, которая заявляла, что она - внебрачная дочь Ихтиандра. Кореневы всей семьей посмотрели передачу, но только пожали плечами. Подробностей у мужа Алефтина не выясняла. Даже если и было что-то на стороне, она знает, что на первом месте у мужа только она и дочь. Ведь за все 57 лет, которые супруги были вместе, они ни разу не поссорились.
- Я никогда не называла мужа дураком, идиотом, какими-то словами, которые в ходу у супругов со стажем, - вспоминает Алфетина.- Я его всегда безумно любила и люблю.
После выхода фильма «Человек-амфибия» Владимир Коренев продолжал сниматься в кино. Ролей, подобных Ихтиандру, у него больше не было. Это трудно объяснить, почему. Если бы такая ситуация случилась бы в Голливуде, такого популярного артиста рвали бы на части, но в СССР не было института «звезд». Слишком большой популярности даже боялись и всячески пытались понизить её градус. Коренев работал в том же театре имени Станиславского, где и его жена. На сцену он выходил во множестве постановок. Его театральную карьеру безусловно можно считать удачной. Позже к семейному театральному союзу присоединилась и дочь Ирина – она тоже стала актрисой театра имени Станиславского. Династия Кореневых продолжается!
Владимир Борисович Коренев ушел из жизни 2 января 2021 года. Вечная память артисту.