Найти тему
I_drom

Город в популярном месте отдыха средней полосы мог бы стать курортом, но что-то пошло не так

Мало кого этот город оставляет равнодушным. Такого уровня диссонанса между возможностями и потенциалом и полным отсутствием их реализации даже на просторах СНГ нечасто встретишь. Город в просто сказочном месте, с десятками прекрасных старинных домов тихо ветшает и рассыпается. В ЖЖ я писал об этом на примере основных достопримечательностей. Хватало, правда, и улучшений, таки проникших в Осташков за 10 лет. Сегодня сосредоточимся на деталях и аспектах этого города. Совсем уж без позитива тоже не обойдётся. В Осташкове мы застали отправление пригородного поезда, ведомого настоящим паровозом. Это еженедельное событие стало без преувеличения праздником в местном сонном царстве и пока не позволяет совсем уж списать столицу Селигера со счетов.

1. Исследуем немного южную часть города, отдалённую от центра. У большой советской гостиницы расположился стихийный рынок. Здесь с рук можно купить знаменитого селигерского угря (хотя никто не гарантирует, что он и вправду селигерский), грибов, ягод, варенья, солений и пр. Можно походить повыбирать и поторговаться. Многие из продавцов предлагают действительно собственноручно собранные или заготовленные продукты. Ягоды, по московским меркам, очень дешёвые. Постояльцам гостиницы можно только посочувствовать: в тихом Осташкове это одно из самых злачных и шумных мест.

2. Впрочем, за 10 лет, что прошли с моей первой поездки на Селигер, рынок стал чище, меньше и скучнее. Доля реальных частных продавцов заметно снизилась. Их место заняли приезжие с юга и востока, действующие организованно. Они предлагают не уникальные местные товары, а стандартный набор перекупленных из Турции с Китаем овощей, да всякий расхожий ширпотреб. Венцом всему стала "Пятёрочка", внезапно материализовавшаяся в самом сердце базара:

-2

3. Напротив гостиницы - парк, разбитый на старинном осташковском кладбище. Он сильно запущен, среди контингента - молодёжь с баночками алкоголя.

-3

4. В центре парка - часовня Нила Столобенского, построенная в 2005-м году. Двери её оказались закрыты, тропинка почти заросла:

-4

5. Рядом также нашлась старинная городская тюрьма (острог). В 2008-м её отреставрировали и открыли в ней музей, но, судя по всему, он уже не функционирует:

-5

6. На южных окраинах Осташкова расположены также местные спальные районы. Выглядят они тоже не фонтан, но здесь хотя бы нет повсеместной заброшенности. Тут проживает, очевидно, большая часть населения города.

-6

7. Если двинуться ещё южнее, то попадём к железнодорожному вокзалу Осташкова, за которым город, по сути, уже кончается. Станция расположена на заповедной и глухой Бологое-Полоцкой железной дороге. Дореволюционное здание вокзала было повреждено в ходе немецких бомбардировок, так что до нас дошло в сильно перестроенном виде. Привокзальная площадь выглядит заброшенной, перед самим вокзалом разлилась непроходимая лужа. В принципе, статусу здешней железной дороги всё это соответствует. Когда я был тут впервые, из Москвы сюда ещё ходил поезд дальнего следования. Сейчас остался только ПДС из Петербурга, назначаемый по особым датам, да "кукушки" в Бологое, Великие Луки и почему-то Кувшиново (хотя последнюю сам Бог велел до Торжка дотянуть). Всё было бы совсем грустно, кабы не...

-7

8. ...кабы не паровоз, который по субботам таскает "кукушку" из Бологого. Это, в общем-то, беспрецедентное решение, которому я готов аплодировать стоя. Уж не знаю, кто родил идею, пролоббировал её и претворил в жизнь, но факт: между Осташковом и Бологим уже пару лет раз в неделю ходит пригородный поезд под паровозом.

-8

9. На вагонах - имперский орёл, проводницы в дореволюционной форме. При том, это не экскурсия какая-нибудь, а обычный регулярный пригородный поезд, с соответствующей скромной ценой билета.

-9

10. В унылый провинциальный Осташков теперь каждую субботу на пару часов приходит атмосфера настоящего праздника - посмотреть на это чудо собирается столько народу, сколько на этом поезде обычно и не ездит. Это я так сфотографировал, что никого не видно, на самом деле людей на перроне полно. Много городского вида пассажиров с зеркалками. И тут редкий момент, когда посмотреть на поезд со стороны интереснее, чем находиться внутри. На холостом ходу нет привычного гула, только лёгкий свист пара. Зато при трогании паровоз издаёт неповторимый гудок и обдаёт весь перрон паром. Он не горячий, но влажный, а частички угля потом находишь на одежде и в волосах. Ну и звук, с которым паровоз двигается, тоже неповторим. Сын был в восторге. Хотя и я сам на двадцать минут почувствовал себя ребёнком.

-10

11. Вместе с запуском паровоза отреставрировали ещё и красивый деревянный вокзал на станции "Куженкино", неподалёку от Бологого. Таким образом, сделаны первые шаги по превращению этой линии в музейную. Кто знает, конечно, что с ней будет дальше, но и это определённо радует. В Осташкове же у вокзала сохранилась дореволюционная водонапорная башня:

-11

12. Также на привокзальной площади расположен страшненький автовокзал:

-12

13. И памятник известному партизану-железнодорожнику Константину Заслонову:

-13

14. Есть в Осташкове ещё один вокзал, речной (хотя правильнее было бы "озёрный"). Отсюда уходят только экскурсионные кораблики по баснословным ценам. Рейсового сообщения нет. Сам причал огорожен забором, выйти к берегу нельзя. Здание, при том, довольно приятное, в духе позднесоветского модернизма:

-14

15. Внутри тоже сохранились симпатичные детали:

-15

16. Рейсовое водное сообщение в Осташкове всё-таки есть, но немного в другом месте. С так называемой пристани "Чайкин берег", представляющей собой одинокий причал, уходят речные трамвайчики на остров Городомля. Там расположен ЗАТО "Солнечный", где производят какие-то военно-космические запчасти. Это единственный способ добраться в довольно крупный населённый пункт (вероятно, даже более цивильный, чем сам Осташков), так что этот маршрут никуда не денется. Народу им пользуется много - все окрестности причала, никак для этого не оборудованные, заставлены машинами. Их, очевидно, бросают тут жители и гости острова, т.к. дальше добраться можно только по воде. В сам ЗАТО, само собой, вход закрыт, но вот прокатиться на кораблике по цене билета на автобус вполне реально.

-16

17. Вблизи пристани - ещё один монумент, напоминающий нам имя партизана Заслонова. На этом месте стоял его родной дом:

-17

18. Неподалёку осташковские стены рассказывают нам о ещё одном местном партизане - Любе Богомоловой. Не дожив до 18 лет, она подорвала гранатой группу немецких карателей, направлявшихся в город, погибнув вместе с ними. Панно, посвящённое ей, на современных пластиковых панелях смотрятся непривычно. Но это всего лишь обычный советский дом, так что тут скорее надо порадоваться, что при реконструкции сохранили изображение.

-18

19. Прилегающие улицы, к сожалению, снова окунают нас в осташковскую действительность. Количество заброшенных / покинутых / сгоревших домов превышает все разумные пределы. Создаётся впечатление, что город умирает.

-19

20. Из всех виденных мною городов Тверской области (а не был я только в четырёх из них) Осташков по уровню разрухи и облупленности будет, пожалуй, на первом месте. Поспорить с ним сможет разве что Вышний Волочёк. А вообще, даже по меркам этого бедного региона Осташков выделяется в отрицательную сторону. Он похож уже даже больше на северную провинцию, типа какого-нибудь Беломорска.

21. Селигер то тут, то там сверкает между домами и в переулках:

-21

22. Иногда в пейзаже возникают купола и кресты:

-22

23. В иных дворах, впрочем, перспективы не видно:

-23

24. Повезло старым зданиям, которые попали в руки муниципальных организаций. В доме милосердия П.И. Орловой-Савиной 1893-го года постройки разместился детский сад. Благодаря этому он в хорошем состоянии:

-24

25. Дом благотворительных заведений, построенный в 1856-м общественным банком Савина, занят средней школой. Школа с 2017-го носит имя академика Савина, уроженца Осташкова, ставшего одним из основоположников системы противокосмической обороны России. Насколько я понял, фамилия Савин в Осташкове вообще распространена, но вполне вероятно, что Савины, построившие школу, и Савин, имя которого она теперь носит, могут быть и дальними родственниками.

-25

26. Если поехать от Чайкиного берега на север, можно попасть на полуостров Житное. Когда-то он был островом, пока его не соединили с городом дамбой. На нём расположен Богородицкий Житенный монастырь XVIII-го века. Сохранилось тут не так много. Полностью восстановлен только храм Иоанна Богослова и Андрея Первозванного да прилегающая к нему келья:

-26

27. Главный собор монастыря, Смоленский, первой половины XVIII-го века, только начинают восстанавливать:

-27

28. В советские годы на территории монастыря располагался маслосырзавод.

-28

29. Считается, что именно здесь изначально располагался город, пока новгородцы не сожгли его дотла. После этого выжившие стали обустраиваться уже на материке.

-29

30. В восточной части Осташкова можно даже погулять вдоль озера по набережной. Многим не нравится, мол, лысая, советский бетон уже потрескался. Но в иных местах у рек и озёр и такой нет, к воде не подойдёшь. На фоне остального Осташкова место неплохое. Даже ларёк какой-то стоит и ресторан в конце. Считай, целый променад:

-30

31. Поколения винтажных указателей:

-31

32. 2019-й год:

-32

33. Живая реклама Билайна?

-33

34. В 2009-м я застал этот остроумный магазинчик ещё работающим:

-34

35. В этом сером здании дома культуры, больше похожем на проходную завода, работает осташковская художественная галерея. Впрочем, ассоциация неслучайна - ДК «Юбилейный» расположен в обособленном западном районе города при кожевенном заводе. Последний источает такой аромат, что находиться тут неподготовленному человеку долго просто невозможно. В Магнитогорске куда приятнее. С другой стороны, это одно из немногих здравствующих и вполне работающих предприятий Осташкова.

-35

36. В 2009-м местные мальчишки делили пару роликовых коньков (девчачьих, судя по всему) на двоих. Катание в одном коньке их не смущало, главное вместе и весело:

-36

37. На рынке можно было купить ГАЗ-69:

-37

38. Торговля была развита плохо. За 10 лет это направление сильно улучшилось:

-38

39. На запреты и штрафы тут всем плевать, видимо:

-39

40. Но тем не менее, нам всё ещё напоминают, что мы в городе художников:

-40

На Селигер хочется вернуться. В Осташков, честно сказать, нет. Тут слишком много отсылок то ли к застою, то ли к 90-м. Какие-то отреставрированные и реновированные куски города пока ещё тонут на общем фоне, а богатство архитектуры, учитывая её состояние, только сильнее удручает. И тем не менее, хочется надеяться на лучшее. Хотя бы ещё через 10 лет.

Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉