Найти в Дзене
Вход в будущее

Нужно ли креститься. Беседа перед таинством Крещения

Оглавление

Сегодня Крещение Господне! Поздравляю всех православных христиан с одним из самых любимых русским народом праздников. В эти торжественные дни многие люди, которых не крестили в детстве, задумываются о том, стоит ли креститься, если Бог и так есть в их сердце. Для сомневающихся в необходимости таинства Крещения, предлагаю прочесть диалог одного очень известного священника с пришедшим в Церковь человеком.

Крещение Господне
Крещение Господне

Священник: – Вы пришли в Церковь, для чего вы пришли?

Пришедший: – Я уверовал в Бога и хочу креститься.

- Как вы себе представляете Бога?

- Бог – это то, что стоит над материей…

- Почему вас не удовлетворяет учение, что всё материально?

- Потому что такое учение не объясняет существование Духа.

- А откуда вы заключили, что есть Дух?

- Оттуда… что присутствие Духа наблюдается в жизни: разум, свобода, совесть.

- А разве нельзя сказать, что разум, свобода и совесть – продукт материи?

- Этого сказать нельзя, потому что разум объясняет материю, сама материя себя объяснить не может, это всё равно что самому себя создать, все равно, допустим, что книга написала саму себя. Совесть не может быть продуктом материи, ибо тогда не существует греха и всё становится безразлично: добро ли ты делаешь или зло, но мы знаем, что совесть – неподкупный голос, не то, что может диктовать нам материя. Свободу тем более не объяснить с материальных позиций, ибо свобода не подчиняется материальным законам.

Беседы с отцом Дмитрием Дудко
Беседы с отцом Дмитрием Дудко

- И потому вы верите в Бога, только потому?

- Нет, не только потому. Верю в Бога я ещё и потому, что сам по себе я не могу освободиться от греха. Грех меня порабощает, затемняет сознание, приглушает совесть и лишает свободы.

- Что такое по-вашему крещение?

- Это то, что должно меня освободить от греха, дать внутренние силы для борьбы с ним, одним словом, то, что должно помочь мне.

- А разве вы считаете, что заповедей, что можно делать и чего нельзя, недостаточно?

- Я считаю, что заповеди только помогают мне распознать грех, а нужно ещё то, что даёт силы.

- Почему вы думаете, что такие силы даст вам крещение?

- Потому что я уверовал в Бога. Конкретнее – в Иисуса Христа. Он сказал: создам Церковь и врата адовы не одолеют её, вот я и пришёл в эту Церковь. Крещение – это то таинство, которое приводит к нам благодать, силу Божию.

Крещение в храмовой купели с полным погружением
Крещение в храмовой купели с полным погружением

- А почему вы думаете, что без крещения Бог не даёт…

- Потому что Христос сказал: кто будет веровать… спасён будет, это таинство от Него. Во-вторых, если Бог непосредственно мне даст, Он должен поработить меня, или если не поработить, то развить во мне гордость: смотрите, мол, какой я, имею дело с самим Богом. При таинстве Крещения я как бы естественно развиваюсь, все равно что посеяно зерно, и оно даёт рост.

- Значит, вы уверовали в Бога и должны креститься?

- Да.

- Неужели вам нужно крещение для того, чтоб освободиться от греха?

- Да, для этого.

- Вы чувствуете, что грех несроден вашей природе?

- Да.

- А ещё для чего вам крещение?

- Чтоб достичь спасения.

- А почему вам нужно спасение, неужели недостаточно того, что вы живёте на земле – это ведь жизнь! – и потом умрёте?

- Этого мне недостаточно. Раз есть смерть, когда бы она не пришла, нет жизни. А я хочу жить.

Освящение зимней купели
Освящение зимней купели

- А откуда вы заключили, что жить хотите?

- А оттуда, что я не хочу умереть.

- Но вы, так или иначе умрёте, вы с этим не можете смириться?

- Не только смириться, а я этого не могу понять. Иначе для чего родился? Родился, чтоб жить, а тут должен умереть? Это какая-то бессмыслица, злая насмешка над человеком. Злая насмешка тогда и мой разум, раз он пытается разобраться во всём?

- Что же такое по-вашему смерть, которую мы наблюдаем в жизнь?

- Это результат нашего греха. Оброк греха, по Апостолу. Я хочу крестить, чтоб спастись от греха и от смерти.

- Вы верите в вечную жизнь?

- Да, верю.

- А почему вы верите, что есть вечная жизнь?

- Потому что есть Бог. Не может Бог вечный создавать что-то временное. Раз есть Бог вечный, есть вечная жизнь.

- Ну а почему эта вечная жизнь не принадлежность только Бога, а ещё и человека?

- Потому что Бог не может творить злое, Бог может творить только доброе. Зло не может исходить от Бога. Раз Он нас сотворил, значит, сотворил для жизни. Это и на примерах можно показать. Когда я что-то делаю, я хочу, чтоб это было хорошо, нет у меня желания делать плохо. Хотя я, грешный человек, в силу греха могу делать плохое, но это в силу греха, сам по себе я хочу делать хорошо. Тем более Бог. Раз Он нас сотворил, то это должно быть хорошо. Смерь же, есть самое, что ни на есть плохое, и Бог этого сотворить не может. Поэтому я верю, что вечная жизнь – это и принадлежность человека.

Храм прп. Серафима Саровского
Храм прп. Серафима Саровского

- Так что же такое по-вашему вера?

- Это отрыв от греховной действительности. Вера – это уверенность в том, что есть не только греховная действительность, а есть то, что выше этой действительности, и то, что может вывести нас из бессмыслицы. Вера – смысл существования, без веры всё становится бессмысленным: для чего мы родились, для чего живём, для чего умираем. Всё бессмысленно. Вера – разум, открывающий нам Бога, Который сотворил нас не для смерти, а для жизни. Вера – путь к радости. Веруя в Бога, я не принимаю ужаса греховной жизни, мне светит солнце радости, хотя в греховном мире я не могу радоваться. При такой постановке вопроса и смерть, даже наша земная, – это не уничтожение человека, а переход от бессмыслицы, и тогда смерть – ужас, может быть радостью. Более того, всё остальное становится радостным, если я верую в Бога.

- И ещё вопрос: а что такое Церковь, в которую вы пришли?

- То, что создал Бог, тело Его. Придя в Церковь, это всё равно что я пришёл к Богу. Без Церкви Бога нельзя понять. Отсюда, как церковная принадлежность – Священное Писание в Церкви.

- Так я вас понял: веровать мы можем и в силу своих соображений, а понять можем Бога только из Священного Писания, из того, что нам Бог открыл о Себе?

Крещение Господа Иисуса Христа
Крещение Господа Иисуса Христа

- Да, веруя в Бога, в Церковь, веря и Священному Писанию, которое от Бога и хранится в Церкви. Без Церкви немыслима религиозная жизнь.

- Вас не коробят религиозные обряды? Некоторые люди сейчас говорят, что в Бога, пожалуй, они могут веровать, но зачем Церковь, обряды эти?

- Это непоследовательность этих людей, иначе сказать: головная их вера, и, может быть, мёртвая. Деятельная вера не может быть без обряда. Конечно, обряду нельзя придавать абсолютное значение, иначе можно стать и обрядовером.

- Значит, вы пришли креститься, чтоб не только исполнить обряд?

- Да. А чтоб и жить по-христиански.

- Помоги вам Бог! Помните же, что вы уверовали в Бога, что принимаете крещение во оставление грехов и дарования вам благодатной силы для дальнейшей борьбы с встречающимся в мире грехом, что вы войдёте в Церковь, которая создана Самим Богом, Она – тело Христово. Таким образом, Церковь – не мёртвый обряд, Священное Писание – это голос Божий, Христос разговаривает с вами, слушайте Его.

Священник Дмитрий Дудко. Из книги «Огонь из-под спуда»