Найти тему
Транспортная планета

"Чижик" - частный трамвай на востоке Санкт-Петербурга

Оглавление

В прошлый раз мы знакомились с трамвайной системой Санкт-Петербурга.

Напоминаю, трамвайную сеть северной столицы обслуживают два перевозчика - ГУП "Горэлектротранс", ему принадлежит большая часть сети и ООО "Транспортная концессионная компания", обслуживающая маршруты в Красногвардейском районе города на востоке. О самом современном, частном трамвае, который получил имя "Чижик", мы сегодня и поговорим.

проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M

История

К началу 2015 года трамвайная сеть Санкт-Петербурга располагала 42 маршрутами, около 200 км сети и около 700 вагонами. Хроническое недофинансирование хозяйства привело к тому, что на линиях в основном работали старые морально устаревшие вагоны конца 80-х-начала 90-х годов XX века - ЛВС-86К и ЛМ-68М. Так же не хватало средств на ремонт трамвайных путей, тем более на строительство новых. Одним из вариантов решения проблемы - сдача сети в концессию. Для начала было решено отдать только часть сети.

В начале 2015 года стало известно что в концессию отдадут одну из самых напряженных частей сети петербургского трамвая - в Красногвардейском районе. Трамвайная сеть была передана группе ЛСР в концессию на 30 лет. Для деятельности трамвая была создана ООО "Транспортная концессионная компания", трамвайная сеть получила свое название - "Чижик" и соответствующее оформление.

Первый участок трамвайной сети по проспекту Наставников (между конечной станцией "Хасанская улица" и улицей Косыгина) трамваи 8-ого маршрута "Горэлектротранса" покинули 19 сентября 2016 года. С 3 июня 2017 - началась реконструкция трамвайной линии по проспекту Наставников (между Ириновским проспектом и улицей Косыгина), улице Косыгина, отменены маршруты № 59, 64, маршрут № 10 продлен до Ржевки.

Первые вагоны частного трамвая "Чижик" начали работу на маршруте № 8 с 7 марта 2018 года по отремонтированной линии по проспекту Косыгина и проспекту Наставников.

проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M

С 22 сентября 2018 года закрывается на реконструкцию трамвайная линия по Рябовскому шоссе, трамваи 30-ого маршрута отменяются, маршрут № 10 укорачивается до улицы Коммуны.

С 15 декабря 2018 года - начинает работу второй маршрут "Чижика" - № 64 от Ладожского вокзала до Ириновского проспекта по отремонтированной линии по проспекту Наставников.

С 14 января 2019 года закрывается очередной участок трамвайной сети на реконструкцию - по Ириновскому проспекту, трамваи 10-ого маршрута укорачиваются до Бокситогорской улицы.

И наконец, 1 сентября 2019 года - трамвайная сеть "Чижик" начинает работу в полную силу: открывается после реконструкции трамвайная линия по Ириновскому проспекту и Рябовскому шоссе, открыта построенная с "нуля" трамвайная линия по улице Потапова и новое трамвайное депо для хранения и обслуживания подвижного состава ООО "Транспортная концессионная компания". Маршрут № 64 продлевается до железнодорожной станции "Ржевка"; восстанавливается маршрут № 59 по новой линии по улице Потапова от улицы Электропультовцев до Ладожского вокзала и организуется новый маршрут № 63 от улицы Передовиков до Ладожского вокзала.

проспект Косыгина, маршрут №59, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут №59, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут №63, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут №63, Stadler B85600M

Описание сети: было - стало

При "Горэлектротрансе" маршрутная сеть состояла из 5 маршрутов: № 8 Хасанская ул. - Ладожский вокзал; № 10 Ладожский вокзал - проспект Солидарности; № 30 Железнодорожная станция "Ржевка" - Финляндский вокзал; № 59 ул. Коммуны - Ладожский вокзал (работал по будням); № 64 Железнодорожная станция "Ржевка" - Ладожский вокзал. В начале 2010-х от проспекта Солидарности до улицы Коммуны следовал маршрут № 7, но к началу реконструкции сети он до Ириновского проспекта не доезжал из-за ремонтных работ на его трассе. Большей популярностью пользовались маршруты № 8, 10, 64; маршрут № 30 исполнял роль "воздуховоза" с интервалом 20 минут; маршрут № 59 - чисто разгрузочный, в помощь № 64. Маршруты № 10 и 30 - связывали Красногвардейский район с другими частями города, а все остальные - работали в пределах района.

Трамвайная сеть при "Чижике" заметно трансформировалась: маршруты № 8 и 64 сохранились без изменений, маршрут № 59 продлен по новой трассе до улицы Электропультовцев, открыт новый маршрут № 63 к улице Передовиков. Если на маршрутах № 8 и 64 минимальный интервал составляет - 8 минут, то маршруты № 59 и 63 ходят гораздо реже с интервалом от 18 минут.

Главный недостаток новой маршрутной сети разорванность исторически сложившихся маршрутов. Если маршрут № 30 не жалко, он и так возил воздух, то вот с маршрутом № 10 ситуация иная. Пассажиры потеряли прямую связь Новочеркасского и Среднеохтникого проспектов с Ладожским вокзалом. Сейчас для того, что бы добраться до метро "Новочеркасская" на трамвае от Ладожского вокзала нужно ехать на маршруте № 63 до улице Передовиков и там пересаживаться на маршрут № 10, оба маршрута далеко не частоходящие. Из-за разрыва "десятки" жители Ириновского проспекта и Большой Пороховской улицы потеряли удобную и быструю связь с метро "Ладожская".

Классическая трамвайная маршрутная сеть Красногвардейского района на начало 2010-х
Классическая трамвайная маршрутная сеть Красногвардейского района на начало 2010-х
2020 г., сеть линий частного трамвая "Чижик". Маршрут № 10 обслуживают трамваи ГУП "Горэлектротранс".
2020 г., сеть линий частного трамвая "Чижик". Маршрут № 10 обслуживают трамваи ГУП "Горэлектротранс".

Что же жители Красногвардейского района приобрели с появлением трамвая "Чижик" и почему он современный?

Во-первых, при реконструкции трамвайных линий использовались самые современные технологии: практически бесшумные трамвайные пути;

Во вторых, современные остановочные пункты с платформами вровень с полом вагонов; остановки оборудованы навесами; табло показывающими время прибытия трамвая; а так же схемами трамвайных линий

В третьих, на линии создана "зеленая волна", благодаря которой при подъезде трамвая к светофору сигнал меняется на зеленый

В четвертых, на линиях работают современные низкопольные вагоны, вмещающие большое количество пассажиров; благодаря современному подвижному составу и современным трамвайным путям скорость трамваев выросла почти в 2 раза, как следствие и время поездки уменьшилось в разы.

Но, есть тут и явные недостатки: разрыв исторически сложившихся трамвайных маршрутов, а так же отмена дублирующих "коммерческих" автобусов.

Трудно представить, но благодаря современному подвижному составу, трамвайным путям и качественному и своевременному содержанию всего этого ООО "ТКК" удалось создать современный трамвай европейского уровня. Показательна в этом случае и статистика: за сутки "Чижик" перевозит 80 тысяч пассажиров, как "Горэлектротранс" всего лишь перевозил на данных маршрутах 47 тысяч человек. Скорость движения трамваев у "Чижика" - 25 км/ч, а у ГЭТа на так же полностью обособленных участках была всего лишь 13 км/ч. Благодаря росту скорости "Чижик" использует на 4 маршрутах 20 вагонов, как государственный перевозчик на этих маршрутах эксплуатировал 42 вагона.

Подвижной состав

Еще в начале реализации проекта "Чижик" ООО "ТКК" выбрала для своей сети модель трамвая Stadler B85600M. Все 23 вагона поступили в Санкт-Петербург в 2017-2018 годах.

Надо, сказать, что и выбранная модель трамвая то же необычная. Разберемся по порядку.

проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M

Stadler B85600M - это трамвай шведской компании Stadler, собранный в Белоруссии. Трамвай трехсекционный, низкопольный. Имеет 2 кабины управления и двери с двух сторон. В отличие от уже привычных петербуржцам "Витязей" Stadler B85600M имеет более длинную среднюю секцию, которая опирается не на одну, как обычно, а на 2 тележки. Stadler B85600M окрашен в фирменные светло зеленые цвета сети "Чижик". В таких же ярких зеленых цветах оформлен салон трамвая. Вагон вмещает в себя 376 пассажиров, мест для сидения - 66.

салон трамвая Stadler B85600M
салон трамвая Stadler B85600M

Трамвай имеет необычный дизайн и выделяется на фоне типовой застройки Красногвардейского района.

Оплата проезда

Система оплаты проезда в "Чижике" такая же, как и во всей трамвайной сети. Можно пользоваться "Подорожником", различными проездными билетами, бесконтактными банковскими картами. Их как и в остальном транспорте Санкт-Петербурга нужно прикладывать к прибору СЭКОП. В отличие от СЭКОПов, которые установлены в трамваях "Горэлектротранса", в "Чижике" они зеленого "корпоративного" цвета трамвайной системы ООО "ТКК".

А вот привычных кондукторов здесь нет. Разовый билет можно приобрести за наличные в специальных автоматах.

Но, и здесь проехать зайцем не возможно. Практически все время, через 1-2 остановки в трамвай заходит контролер и проверяет своим валидатором оплату проезда.

Впечатления

От поездки на трамвае "Чижик" остаются только приятные впечатления, особенно в контрасте с трамваями государственного перевозчика.

проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M

Трамваи все современные, чистые, красивые. Скорость движения вагонов высокая и движется такой трамвай практически бесшумно и плавно, чувствуется только легкий перестук колес. Двери в "Чижике" пассажирам нужно открывать самим, нажав на кнопку с зеленой подсветкой. Таким образом в вагоне трамвая сохраняется тепло.

Так же у частного трамвая качественная инфраструктура. Высокие платформы вровень с полом. На остановках расположены типовые павильоны со скамейкой. Тут же имеется табло с указанием времени прибытия ближайшего трамвая и схема линий "Чижика". Недостаток таких остановок только один, они плохо защищают пассажиров от непогоды. На конечной остановке у Ладожского вокзала где собираются все 4 маршрута "Чижика" остановки маршрутов разнесены.

И так, понятно, что в вагонах работает аудиоинформатор и экраны показывают название остановок.

проспект Косыгина
проспект Косыгина
Схема линий и расписание движение на остановке
Схема линий и расписание движение на остановке
остановочное табло показывает время прибытия ближайшего трамвая, остановка "Улица Осипенко".
остановочное табло показывает время прибытия ближайшего трамвая, остановка "Улица Осипенко".

Интервалы движения на 2 основных маршрутах - 8 и 64-ом от 8 минут, на маршрутах 59 и 63 интервал от 18 минут. На общем участке всех 4 маршрутов по проспекту Косыгина трамваи идут друг за другом почти в притык.

Как я уже приводил выше статистику, трамваи пользуются среди пассажиров большой популярностью, вагоны не ходят пустыми. Большая скорость, высокое качество обслуживания делает свое дело, трамваи пользуются большой популярностью.

Кроме того, ООО "ТКК" не только реконструировала имеющуюся сеть, но построили новый участок линии и трамвайное депо.

Конечная остановка у Ладожского вокзала не имеет кольца, трамваи там разворачиваются на съезде, из-за этого вагоны тратят много времени на маневрах и смене кабины.

Трамвай совершает разворот на съезде у Ладожского вокзала, маршрут № 8
Трамвай совершает разворот на съезде у Ладожского вокзала, маршрут № 8

К сожалению из-за разногласий петербургской администрации и ООО "ТКК" участок новой трамвайной линии, построенной по Гранатной улице в 2019 году так и не используется по назначению. ООО "ТКК" не пускает на свои рельсы вагоны "Горэлектротранса".

Как я уже писал выше, в этом главный недостаток всего проекта. Разорванность сети и потеря исторически сложившихся связей. А так проситься 10 маршрут сделать кольцевым..... Но, это мечты! Сейчас бы хоть какой-нибудь маршрут продлили бы по новой линии по Гранатной улице до Ладожского вокзала!

На радостях от реализации проекта "Чижика" администрация Петербурга обсуждала проект отдать в концессию и другие части сети трамвая: Юго-запад, Комендантский аэродром. Но дальше планов дело не пошло.

Сейчас в рамках государственно-частного партнерства планируется построить трамвайную линию от метро "Купчино" в Шушары.

Проект "Чижик" показал петербуржцам и властям города каким должен быть современный трамвай. Этот пример должен быть образцом для трамваев "Горэлектротранса". Но на даже отремонтированных путях государственного перевозчика трамваи ползут с черепашьей скоростью и гремят своими металлическими частями.

конечная у Ладожского вокзала, маршрут № 59, Stadler B85600M
конечная у Ладожского вокзала, маршрут № 59, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 59, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 59, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 64, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M
проспект Косыгина, маршрут № 8, Stadler B85600M

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что нибудь интересное!

Почитайте другие статьи о транспорте Санкт-Петербурга:

Общественный транспорт Санкт-Петербурга

Трамваи Санкт-Петербурга