Найти в Дзене

Эллинизм: новое измерение греческой культуры

Оглавление

Плох тот дворец, в котором есть читальня, но нет библиотеки... Помните в детстве этот незабываемый трепет, когда ты вытягивал с книжной полки увесистый коричневый том знаменитого издания "Мифы народов мира" и погружался в необыкновенный мир богов, духов, демонов и героев?..  Тогда этот текст и информация ниже - для вас!

Продолжаем публиковать отрывки из нашего грандиозного издания - 16-томника Большая История Искусства. Впервые за 12 лет мы переиздаем эту уникальную библиотеку, которая давно стала библиографической редкостью. Только у нас на сайте вы можете заказать эту Библиотеку по специальной цене 81200 р. Заказав комплект с 11 января по 15 апреля 2021 года, вы сможете сэкономить 37800р. С 15 апреля стоимость Библиотеки составит 119 000 р.

В течение ближайших месяцев мы будем знакомить вас с этим удивительным изданием, над которым работали ведущие итальянские историки искусства, лучшие научные редакторы, потрясающие дизайнеры (в Библиотеке более шести тысяч иллюстраций!) и, конечно, прекрасная полиграфия (мелованная бумага, переплетный шелк, золотое тиснение и прочая роскошь).

Приглашаем вас сегодня заглянуть… в Древнюю Грецию

Фарнезский бык. Римская копия с оригинала Аполлония и Тавриска (конец II в. до н. э.). Неаполь, Национальный археологический музей
Фарнезский бык. Римская копия с оригинала Аполлония и Тавриска (конец II в. до н. э.). Неаполь, Национальный археологический музей

Принято считать, что эпоха эллинизма начинается со смертью Александра Великого (323 г. до н. э.), который распространил греческую культуру на большую часть стран Востока, и заканчивается с битвой при Акции (31 г. до н. э.), предопределившей падение последнего эллинистического царства — Египта. После смерти Александра Великого его полководцы поделили империю, в которой, однако, распространение греческой культуры и языка (койне) привело к созданию единого средства общения, в художественной сфере в том числе. Скульптура обретает большую выразительность и динамизм, а архитектура стремится к монументальности и декоративности. Хотя Афины еще остаются важным центром, на первый план выдвигаются столицы посталександровских царств, такие как Александрия в Египте, знаменитая библиотека которой, уничтоженная пожаром 48 г. до н. э., хранила тысячи томов, и Пергам в Малой Азии.

Тем временем Рим постепенно завоевывает государства, образовавшиеся при разделе империи Александра Великого, и в конце концов подчиняет себе Египет династии Птолемеев.

СКУЛЬПТУРА

Если классическое искусство искало меры и упорядоченности, то теперь оно стремится к зрелищности, старается поразить зрителя; для этой цели оно развивает тенденции позднеклассического периода и продолжает поиски выразительности и новизны. Стоящая мужская фигура по-прежнему используется для изображения божества и для статуй в честь какого-либо лица. Все более распространенными становятся обнаженные женские фигуры, изображающие прежде всего Афродиту. Среди них выделяется необычностью позы Афродита на корточках (III в. до н. э.) — богиня запечатлена в момент омовения. Скульптура приписывается обычно Дойдалсу из Вифинии.

Афродита на корточках. Римская копия с оригинала Дойдалса из Вифинии (III в. до н. э.). Рим, палаццо Альтемпс, Национальный римский музей
Афродита на корточках. Римская копия с оригинала Дойдалса из Вифинии (III в. до н. э.). Рим, палаццо Альтемпс, Национальный римский музей

Этот тип статуи стал очень распространенным: богиня обнажена и сидит на корточках; голова и руки даны в повороте, что придает фигуре изгиб, сказывающийся даже на складках живота, которых требует поза. Так называемая Венера Милосская (150– 100 гг. до н. э.), размером больше натуральной величины, изображает богиню в накидке, драпирующей нижнюю часть тела. Лицо напоминает позднеклассические статуи, а поза — работы Праксителя, но иные пропорции и накидка, которая выглядит так, словно она спадает с тела, позволяют отнести скульптуру к эллинистическому периоду.

Венера Милосская и фрагмент статуи 150–100 гг. до н. э. Париж, Лувр
Венера Милосская и фрагмент статуи 150–100 гг. до н. э. Париж, Лувр

Однако немало внимания уделяется и женским фигурам в одежде — это дает возможность выигрышно изобразить текучесть ткани, окутывающей тело. Пример тому — многочисленные терракотовые статуэтки из Танагры в Беотии. Накидка и хитон, переданные в разнообразной и изощренной манере, создают всегда новые эффекты благодаря позам фигурок — стоящих, сидящих или, как в случае с закутанными танцовщицами, движущихся в быстром ритме.

СКУЛЬПТУРЫ В СВЯТИЛИЩАХ

На Родосе после землетрясения в 228 г. до н. э. распространяется увлечение строительством экседр и искусственных гротов. Их сооружали в садах, где устраивали фонтаны, устанавливали статуи, чаще бронзовые, идеально сочетавшиеся с окружающей средой и дополнявшие ее. На акрополе города Линдоса, в том месте, мимо которого шли к храму Афины, стоял боевой корабль работы скульптора Пифокрита, известного прежде всего своими скульптурами из бронзы; на корабле находилась ныне утраченная статуя флотоводца Агесандра. Этому мастеру, работавшему на острове в конце III и в первой половине II в. до н. э., приписывается также Ника Самофракийская, в которой еще чувствуется присущее классической традиции стремление к идеализации, несмотря на виртуозную изощренность позы.

В Афинах скульптор Херестрат, работавший в начале III в. до н. э., создает для святилища в Рамнунте статую Фемиды, богини правосудия, дочери Урана и Геи. Надпись на базе не только доносит до нас имя скульптора, но и сообщает, что статуя была принесена в дар неким Мегалдом. Статуя выглядит результатом многочисленных экспериментов, внося, таким образом, важный вклад в понимание того, как формировался эклектический вкус, свойственный этому периоду. Голова, в которой чувствуется влияние Праксителя, составляет контраст складкам одежды, напоминающим статую Артемисии из Галикарнасского мавзолея.

Дамофонт из Мессены. Голова титана Анита из святилища в Ликоскуре. Первая половина II в. до н. э. Афины, Национальный археологический музей
Дамофонт из Мессены. Голова титана Анита из святилища в Ликоскуре. Первая половина II в. до н. э. Афины, Национальный археологический музей

В первой половине II в. до н. э. в Греции работает Дамофонт из Мессены, которому поручаются важные задания по украшению святилищ в Ликосуре, Мессене и Мегалополисе (Пелопоннес); он был также выбран, чтобы реставрировать Фидиеву статую Зевса в Олимпии. Для храма Деспойны (Персефоны) в Ликосуре (Аркадия) он выполнил фигуры Деспойны и Деметры, сидящие на двойном троне; по бокам у них стоят Артемида и местный герой Анит. В том, что осталось от этих фигур, изготовленных из разных материалов и в разной технике, прослеживается эклектический стиль, продолжающий традицию V в. до н. э. Он очевиден в исполнении головы Анита, а традиция Праксителя — в голове Деспойны; впрочем, нельзя не заметить и эллинистические новшества — это, например, борода мужчины с ее живописной взъерошенностью.

Дамофонт из Мессены. Голова Артемиды из святилища в Ликоскуре. Первая половина II в. до н. э. Афины, Национальный археологический музей
Дамофонт из Мессены. Голова Артемиды из святилища в Ликоскуре. Первая половина II в. до н. э. Афины, Национальный археологический музей

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ

190–180 гг. до н. э. Париж, Лувр

-7

СЮЖЕТ

Статуя внушительных размеров (высотой 245 см) была принесена жителями Родоса в дар святилищу Великих богов на острове Самотраки после побед над Антиохом III в морских сражениях 190 г. до н. э. Она стояла на носу мраморного корабля, помещенного в мелкий водоем. Перед поставленным наискосок кораблем был более мелкий водоем, из которого выступали скалы. Этот монумент — один из первых известных образцов (за пределами Родоса) фонтана, в котором сочетаются архитектурные, скульптурные и природные компоненты. Недалеко от статуи обнаружена надпись с именем Пифокрита, который в Линдосе подписал рельеф с изображением кормы корабля, и это позволяет считать мастера автором скульптуры.

-8

КОМПОЗИЦИЯ

У статуи, иконографической предшественницей которой была Ника Пеония, нет ни головы, ни рук.

Ника Пеония
Ника Пеония

Богиня изображена в полете, с простертыми назад крыльями, хотя она касается палубы корабля кончиками правой ступни. Левая рука была, вероятно, опущена, а правая воздета, возвещая победу.

Длинный легкий хитон, перехваченный под грудью, развевается на ветру и обрисовывает тело; он развевается в направлении, противоположном движению торса, повернутого направо и кверху. Направление складок изменчиво, что создает ощущение сопротивления воздуха при полете. Плащ, ниспадающий с плеч, обвивает правую сторону тела и ноги вплоть до кончиков ступней.

-11

  • Уникальный книжный проект — Большая История Искусства в 16-ти томах, - это самая полная Библиотека Истории Искусства в одном комплекте.
  • Каждый том Библиотеки содержит именной указатель, хронологию и библиографию.
  • В Библиотеке более шести с половиной тысяч иллюстраций.
  • Будет выпущено всего 500 экземпляров Библиотеки.
  • Каждому комплекту Библиотеки присвоен индивидуальный номер, подтвержденный сертификатом.
  • В каждый комплект мы вложим четыре пары белых перчаток.
  • Мы ожидаем поступления тиража после 20 апреля 2021 года - и сразу после этого начнем отправку сделанных по предзаказу комплектов.
  • Только до 15 апреля вы можете сэкономить 37800 р., оформив предзаказ на Библиотеку на нашем сайте за 81200 р. После 15 апреля стоимость составит 119000 р.