Крушение самолета под Брюсселем похоронило надежды на медали ЧМ
Хронология трагедии:
НЬЮ-ЙОРК, 14 ФЕВРАЛЯ 1961 Г. 16.00
Американская делегация собирается в международном аэропорту Idlewild, чтобы отправиться на чемпионат мира по фигурному катанию в Прагу. В ее составе 18 спортсменов плюс несколько членов их семей, шесть тренеров, шеф команды и трое арбитров. Всего 34 человека.
Команда фигуристов очень молодая: многим нет еще и 18. Лори Джин Хикокс, катающейся в паре с братом Уильямом, вообще 15. Главным звездам – точнее, пока звездочкам, но уже с опытом выступлений на Олимпиаде и чемпионате мира – сильнейшей одиночнице США Лори Оуэн и серебряному призеру национального первенства Грегори Келли по 16.
Семейство Оуэн в Америке знают все, ведь чемпионат США 1961 г. впервые транслировали по ТВ. А за день до вылета в Европу портрет Лори, скачущей по льду с очаровательной улыбкой, был опубликован на обложке журнала Sports Illustrated, а внутри – большая статья о новой «приме-балерине». В аэропорту за их автографами выстраивается целая толпа.
Спустя 3,5 часа:
НЬЮ-ЙОРК, 14 ФЕВРАЛЯ 1961 Г. 19.30
Объявлена посадка на Boeing-707-329 авиакомпании Sabena до Брюсселя. Самолет очень надежный: за два с лишним года коммерческой эксплуатации у этой модели ни одной аварии.
Спортсмены летят через Атлантику обычным регулярным рейсом – помимо них на борту еще 27 пассажиров. Их ждет пересадка в Брюсселе и еще один перелет, в Прагу, столицу ЧМ-1961.
Для большинства фигуристов это первое европейское турне, поэтому многие едут с родными.
Прошел еще час:
14 ФЕВРАЛЯ 1961 Г. 20.30
Самолет набрал высоту и взял курс на Европу. Под мерный гул моторов и негромкий рокот разговоров полет незаметно перевалил за середину, а вскоре в иллюминаторах забрезжил западноевропейский рассвет.
Посадка самолета:
БРЮССЕЛЬ, 15 ФЕВРАЛЯ. 9.50–10.00
В расчетное время прибытия американский борт появился в небе над аэропортом «Завентен» и начал заходить на посадку. Но на высоте 270 м получил команду с земли, убрал шасси и пошел на второй круг: на взлетно-посадочной полосе копошился небольшой самолетик. Облетев аэропорт еще раз, Boeing попытался сесть на другую полосу – и вновь стал набирать высоту. На третьем круге очевидцы с земли заметили у самолета крен влево – и он быстро увеличивался. Стало ясно, что у машины техническая неисправность.
БРЮССЕЛЬ, 15 ФЕВРАЛЯ. 10.05
На высоте 460 м крен стал почти вертикальным: самолет, по сути, летел на боку. Затем резко выровнял крылья, вздернул нос и... словно замер в воздухе. А в следующую секунду рухнул вниз, вращаясь вокруг своей оси.
«Я заметил вспышку. Самолет начал стремительно падать с высоты и воткнулся носом в землю, – вспоминал случайный свидетель происшествия, пастор Джозеф Кейт. – Раздался ужасающий взрыв, а дым взвился до небес, как огромный гриб. Я схватил святое масло, вскочил в машину и помчался туда, но жар от огня не дал мне приблизиться. Я стоял на краю дороги и молился, и я отпустил им все грехи».
Лайнер упал в 3 км от аэропорта, возле деревушки Берг. Погибли все, кто находился на борту – 61 пассажир и 11 членов экипажа, а также трудившийся тем утром в поле молодой крестьянин – в него попал осколок разлетевшейся алюминиевой обшивки.
Спасательные работы начались почти сразу, но едва пожарные смогли сбить пламя, стало ясно, что спасать некого. Врачи установили, что все, кто находился в самолете, погибли от удара о землю.
БРЮССЕЛЬ, 15 ФЕВРАЛЯ. 15.00
На место крушения прибыли король Бельгии Бодуэн и королева Фабиола. Потрясенные, они распорядились выделить из казны средства на изготовление дубовых гробов с королевской печатью для отправки тел погибших на родину.
Америку трагические известия из Брюсселя застали ранним утром. Президент США Джон Кеннеди, всего лишь месяц находившийся на посту, искренне переживал случившееся, ведь среди погибших был его друг Дадли Ричардс.
Международный союз конькобежцев, в ведении которого находилось фигурное катание, сначала опроверг слухи об отмене чемпионата, заявив, что соревнования пройдут в запланированные сроки. Но уже на следующий день под давлением общественности и после протестов многих ведущих фигуристов все же принял решение не проводить турнир в знак траура по сборной США. За вычетом военных лет это была первая в истории фигурного катания отмена чемпионата мира. Прага получила внеочередное право принять турнир через год.
Некоторое время спустя:
Точные причины катастрофы так и не были установлены. Комиссия, созданная бельгийским правительством с участием Федерального авиационного управления США (FAA) и Международной организации гражданской авиации (ICAO), рассматривала разные версии, включая терроризм и козни конкурентов. В конце концов она остановилась на размытой формулировке, что к крушению привел отказ одного из механизмов управления полетом, а также возможная неисправность спойлера крыла или хвостового стабилизатора, хотя это и не было подтверждено экспертами и испытаниями.
Вскоре после трагедии исполком фигурного катания США учредил Мемориальный фонд в память о погибших. Благодаря в том числе этому фонду, финансировавшему национальную программу восстановления фигурного катания, юные американские фигуристы быстрее прогрессировали. Одним из бенефициаров этой программы стала 12-летняя Пегги Флеминг, тренер которой Уильям Кипп погиб в авиакатастрофе под Брюсселем. В 1966-м она вернет Америке титул чемпионки мира, а в 1968-м – олимпийское золото и станет символом возрождения сборной США. Которая с тех пор никогда не летает в Европу одним бортом.