Крещение (или Богоявление) всегда было одним из самых популярных и любимых праздников на Руси. При этом католики называют Богоявлением праздник поклонения волхвов — день Трех царей, из-за чего иногда возникает путаница.
Крещенский вечер
(18 января по новому стилю)
Он завершал Святки и, соответственно, время святочных гаданий. При этом гадания в крещенский сочельник считались особенно правдивыми, но страшными. Последнее было связано с представлением о том, что накануне праздника нечистая сила пребывает в сильном раздражении и поэтому особенно опасна. В нашей литературе этот обычай увековечен прекрасной балладой Василия Жуковского «Светлана».
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны».
Собственно, поэт перечислил все самые распространенные девичьи гадания, некоторые из которых дожили и до наших дней. Современного читателя могут смутить разве что подблюдные песни.
Суть гадания: девушки складывали свои кольца, брошки и другие украшения (в крайнем случае — булавки или монеты) в глубокую чашу или блюдо, накрывали платком и пели песни-пожелания на следующий год. В это время одна из девушек поочередно вынимала украшения подруг. Иногда на роль водящей выбирали замужнюю женщину или вдову, тогда она сама не принимала участия в гадании.
Соответственно, песня рассказывала владелице драгоценности, что ее ждет в новом году. Чаще всего песни говорили о свадьбе, но встречались и другие темы — дорога, богатство, безбрачие и даже смерть. Вот лишь некоторые примеры:
«Катилось колечко
По бархату,
Прикатилось колечко
Ко яхонту.
Кому вынется
- Тому сбудется,
Тому сбудется
- Не минуется».
(к свадьбе)
«За рекой мужики живут богатые,
Гребут жемчуг лопатами.
Кому вынется
Тому сбудется,
Не минуется».
(к богатству)
«За дежей сижу,
Пятерней вожу,
Еще посижу,
Еще повожу.
Ай диво, ай слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется!»
(еще год сидеть в девках)
«Сидит воробей
Под застрехою.
Глядит воробей
На чужую сторону.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется».
(к отъезду)
«Идет смерть по улице,
Несет блин на блюдце.
Кому кольцо вынется
- Тому сбудется,
Скоро сбудется,
Не минуется».
(к смерти или поминкам в доме, так как блины — поминальная еда)
Что касается «прополки» снега, то действительно существовал фривольный обряд, согласно которому в крещенский сочельник девушки в одной нижней рубашке, а иногда и нагишом, пололи снег во дворе и бросали его в разные стороны. По направлению шума после этого действия определяли, в какую сторону выйдет замуж девица, если, конечно, не замерзнет.
Пока девушки пытались узнать свою судьбу, старики и старухи рисовали мелом над дверью и окнами кресты, чтобы уберечь избу от нечисти.
По этой же причине в этот вечер суеверные крестьяне опасались давать приют бродячим животным и незнакомцам, так как считалось, что черт и другие представители нечистого племени могут принять любое обличье.
Например, бес мог превратиться в собаку или воробышка, а ведьма — в кошку.
Однако коварнее всех был Огненный Змей (он же — огняник или летавец), который специализировался на одиноких девицах, вдовах и тех замужних женщинах, которые пребывали в разлуке с мужем. В небе он выглядел как падающая звезда, однако при приземлении, сопровождаемом громом и молниями, превращался в красавца, который страстными взглядами и речами соблазнял неопытную барышню. Жену или вдову он часто посещал в образе ее живого или покойного мужа.
Впрочем, итог был один — жертва такой любви бледнела, худела, заболевала и быстро умирала. В этом случае были бессильны и заговоры, и зелья, и даже молитвы помогали далеко не всегда. Поэтому в домах, где было много незамужних дочерей, кресты рисовали особенно усердно. Также отпугнуть нечисть мог снег, собранный в канун Крещения за околицей села, в поле.
Вообще крещенскому снегу, как и воде, приписывались волшебные свойства. Его засыпали в колодцы, чтобы вода не загнивала, а источник не пересох. Растопленный снег использовали для лечения от судорог и головокружения, спрыскивали им холсты, чтобы придать ткани белизну, поили скот (чтобы не замерз) и домашнюю птицу (чтобы хорошо неслась). Утром девушки умывались водой из крещенского снега, чтобы сохранить красоту. Крестьяне верили, что обильные снегопады на Крещение предвещают богатый урожай.
В средней полосе России также было принято вечером зажигать особые свечи, перевитые цветными нитками или лентами, которые ставили около кувшинов с освященной водой. Считалось, что такие свечи приобретали защитные свойства, поэтому их зажигали во время родов.
По степени торжественности крещенская трапеза ни в чем не уступала рождественской. На столе также присутствовала кутья (или сочиво), кисель, блины и сдоба, гороховая или бобовая каша, узвар из ягод и меда. До вечера соблюдали строгий пост.
Причем свою кутью получали и покойные предки — для них выставляли миски с сочивом на подоконник или порог, а также зажигали свечу.
Болгары также ставили на стол орехи и свечи, горевшие в рождественский сочельник, хорваты ели особый хлеб — летницу, а словенцы пекли три буханки хлеба, каждая из которых должна была сделать человека здоровым и сильным. Греки же готовили пирог с монетой внутри. Тот, кому она попадалась, считался особенно удачливым в новом году.
Кстати, неугомонные девицы гадали на суженого и с помощью кутьи, причем ритуал был довольно-таки травмоопасный. Девушки с чашкой горячего сочива выбегали на улицу и выплескивали в лицо первому встречному мужчине, после чего спрашивали его имя. Остается только предполагать, что именно они могли услышать в ответ после такого ритуала.
Богоявление или Водокрещи
(19 января по новому стилю)
К полуночи ставили воду в чашке и внимательно следили за ней. Если она колыхалась ровно в двенадцать, то выбегали на улицу, чтобы увидеть небо, которое в крещенскую полночь раскрывалось. Благочестивые люди могли даже увидеть райский сад.
На Руси верили, что, глядя в крещенское небо, можно попросить Бога о чем угодно — любое желание исполнится.
Также крестьяне были убеждены, что в полночный миг вся вода превращается в вино, и если успеть зачерпнуть ее, то она так и останется вином.
Колокольный звон заутрени оповещал о начале праздника. Перед избами зажигали вязанки соломы, чтобы согреть Христа после крещения в Иордане.
После службы священники и прихожане отправлялись на реку, где опытные в этом деле мастера вырубали иордань («ердань») — прорубь, ледяной крест, лестницу. Отмечу, что крещенское купание не является обязательной частью церковной традиции, скорее народным обычаем, вошедшим в привычку.
Тем не менее, наши предки были убеждены, что после такого купания нельзя заболеть, хотя многие ограничивались лишь умыванием, а не полным погружением.
Также верили, что крещенская вода буквально смывает все грехи и вообще способствует телесному и духовному здоровью.
Охотнее и усерднее всего купались ряженые, то есть те, кто принимал участие в колядках на Рождество. Из-за того, что подобные игры считались не совсем богоугодным занятием, нужно было символически очиститься.
В Архангельской губернии и других областях Русского Севера верили, что во время погружения в прорубь колядовщики помогали душам предков вернуться на тот свет и возвращали себе свое тело, которое временно предоставляли пращурам во время Святок. Вероятно, зимнее купание в дохристианские времена было частью древнего ритуала очищения водой нового года.
Крещенская вода считалась чудодейственной, ее запасали впрок, окропляли ею дом, двор, все хозяйственные постройки, поили ею скот. В течение недели в освященной реке нельзя было стирать белье.
На Балканах, особенно в Болгарии и Греции, было принято бросать в воду деревянный крест, после чего смельчаки ныряли за ним в воду и вылавливали. Счастливчик пользовался особенным уважением односельчан.
Также в некоторых губерниях (например, в Вологодской) на Крещение устраивали своеобразный смотр невест.
В деревнях он проводился непосредственно около проруби, в городах — на площадях. После праздничной литургии нарядные девушки вместе с матерями отправлялись гулять (на реку или просто в центр города), а парни высматривали себе невест. Причем барышни должны были не надевать ни рукавиц, ни перчаток. Будущие свекрови сопровождали сыновей и трогали невест за руки.
За слишком холодные руки в деревне могли отбраковать — считалось, что такая невестка будет вечно мерзнуть и болеть, и вообще слишком изнеженная для сурового крестьянского быта.
Очевидно, такие смотрины были связаны с обычаем играть свадьбы между Крещением и Масленицей, которые сулили особенное счастье в браке.
Крещенские приметы
Если крещенские морозы превосходили рождественские по своей силе, то год должен быть урожайным. То же самое обещали синеватые облака в крещенский полдень. А вот оттепель на праздник означала теплую зиму. Ясная и морозная погода предвещала засуху летом. Полнолуние в день праздника было признаком сильного половодья весной.
Есть и специфическая примета — для девушек. Если первым встречным мужчиной в крещенское утро окажется молодой парень, то барышня выйдет замуж в этом году, если пожилой — то в этом году на свадьбу можно не рассчитывать.