"Болеро" - популярная музыка среди фигуристов. Под нее катались и танцоры, и пары, и мужчины.
Но нас все-таки интересуют женщины. Рассмотрим несколько программ. Поскольку это будут прокаты разных лет, технику сравнивать не будем - только хореографию и интерпретацию музыки.
До недавнего времени "эталонным" женским "Болеро" считалась версия Каролины Костнер. С произвольной программой "Болеро" она каталась на Олимпиаде 2014г.
Очень элегантное, "зреложенское" катание в лучшем смысле этого слова. Все технические элементы органично встроены в плавные линии танца. На протяжение проката очаровательная улыбка не сходит с лица Каролины, она игрива, кокетлива, как будто нетороплива на льду. В ее полных достоинства и осознания своей красоты движениях передан гипнотический эффект музыки.
Но чего в этой постановке нет или почти нет? Нет нарастания ритма, нет резких акцентов, и, соответственно, под конец проката нет доходящего до кульминации напряжения. В этом "Болеро" отражена плавная, вводящая в транс сторона музыки.
Следующий прокат - Елизавета Туктамышева, 2015г, Чемпионат Мира, короткая программа.
Кто хотел видеть в "Болеро" страсть и соблазн? Вот это как раз оно. Елизавета катается в почти прозрачном платье, шлет публике совсем не невинные поцелуи, в связках делает характерные танцевальные движения бедрами.
Несмотря на то, что это - короткая программа, она выстроена с явным нарастанием интенсивности, есть и прыжки в музыкальные акценты, и резкие энергичные махи прямыми руками и ногами, и фиксированные позы в такт музыки.
Честно говоря, затрудняюсь дать эстетическую оценку этой интерпретации. Мне такая трактовка не близка. Но многим нравится.
Следующая версия наиболее, на мой взгляд, интересная. Аделина Сотникова, 2012г, Чемпионат России, короткая программа.
Что именно интересно? С этой программой Аделина затем каталась на Юниорском Чемпионате Мира. Ей здесь 15 лет. Девушка юная - и в программе нет и намека на соблазн или страсть (ничего не напоминает?). Сделана попытка структурной интерпретации музыки. Обратите внимание на костюм, а точнее даже - на юбку костюма в движении. Аделина - как огонек, как горящий факел. Ритм танца нарастает очень быстро - искра разгорается в пламя.
То есть, в этой программе хореографы ушли очень далеко от оригинальной идеи "Болеро", и попытались передать саму мощную энергетику музыки как таковую.
В свете этих постановок как выглядит последняя версия - "Болеро" Камилы Валиевой?
Подробно хореография программы Камилы рассмотрена в этой статье. Здесь же только замечу, что, даже по представленным выше вариантам можно судить, насколько по-разному интерпретировалась музыка. А если добавить мужские, танцевальные, парные версии, то разнообразие еще возрастет. Оценивая постановку, можно говорить лишь о том, удалась или нет та или иная интерпретация. Но совершенно бессмысленно настаивать, что "Болеро" должно быть только таким, каким его первоначально задумывал Равель.