Господи, менеджеры, главы CDPR ЗАЧЕМ вы выпустили эту игру в 2020?! Зачем вы профейлили свой кредит доверия и не перенесли игру в 4 раз, где-нибудь на годик вперёд?! А потом ещё на годик, чтобы в срок вышла, а мы тут подождали бы! А вы, разработчики, чего терпели и несли на себе это неуважение со стороны гадких угнетателей, заставлявших вас работать по 13 часов 5 дней в неделю?!
Читая на очередном ресурсе вроде игрового подразделения iXBT, 3DNews, Игромании или DTF новости по Киберпанку, я прихожу в ужас. Возникает ощущение, что с некоторыми гражданами мы играли в разные игры. Единственный вопрос, который в этот момент сидит в моей голове звучит так: Почему все эти анонимные судьи, диванные аналитики и просто пышущие мнением комментаторы не были допущены к разработке игры. Они бы точно всё сделали как надо и по правде. По правде... В мире явно больше честных, справедливых и добрых людей (большинство из них являются комментаторами выше перечисленных ресурсов). Но вот почему-то у руля в большинстве случаев оказываются расчетливые злыдни.
Ладно, это всё слова. Ошибаются все, но когда ошибаются люди из разряда "честных и добрых", по башке им прилетает в 10 раз тяжелее, чем тем самым "злым и расчетливым". Просто чем больше выходит новостей о том, что там с CDPR и Киберпанком, тем больше раздувается этот Пузырь Скандала, который немного начинает затмевать реальное положение дел, как по мне. Народ кричит уже не понимая на кого кричать - на разрабов, глав или на саму игру? Или только на консольную версию игры? Или и версия на ПК тоже говнище? А говнище из-за того, что там багов много, или оптимизация плохая, или невыполненные обещания? И вообще, рано или поздно выпустили? Ой, всё...
В общем, Джейсон Шрайер - Гуд Робин от игровой индустрии, выпустил расследование:
- Разработчиками игра планировалась на выпуск к 2022.
- В 2018 показали "фальшивый" геймплей, который спецом 2 месяца собирался для выставки. О ужас.
- Разработчики перерабатывали, работали по 13 часов в сутки. Потеряли здоровье и семьи. Кранчи-чичи, Шрайер не перестает давить на больное.
- Руководство нетактично расширяло штаб, что привело к неразберихе. Людей как бы не хватало, но в то же время было слишком много.
- Коронавирус
Если кратко, то как-то так. Первым делом под удар попали 2 и 3 пункт. Ой... Про "фальшивый" геймплей - ну простите, это игровая индустрия. Сам Шрайер об этом целую книгу написал, "Кровь, пот и пиксели" - переведена, можно ознакомится. Истории известны десятки, если не сотни случаев, когда разработчики приносили на выставку геймплейную презентацию, в то время как сама игра ещё не готова была от слова "совсем". Просто многие случаи так и остались за кадром. Игровая индустрия это всё ещё индустрия энтузиазма и амбиций. Те же Valve в своё время тащили на E3 билды Half-Life 2, которые вызывали восторг у публики, в то время как у самих ещё даже толком видения не было, о чём будет игра. В книге Шрайера таких примеров ещё больше. Игровая индустрия - это индустрия обмана. Не обязательно в плохом смысле слова. Уж очень много в ней сосредоточено надежд, денег и мечтателей. И чтобы удивить, надо что-то показать. Да и слово это - "фальшивый". Звучит, как будто бы та демка и то, что мы увидели в игре - небо и земля. Дак ведь нет. Вчера пересмотрел даже. Из вырезанного там показали бег по стенам и расширенную версию взлома, большинство несвершившихся ожиданий было озвучено на словах. ИИ толпы толпы какой там был, такой и остался. Тупой.
Про переработки последнее время трещат не смолкая. Шрайер сыграл в этом не малую роль. И в случае с Киберпанком это в очередной раз подняло много-много споров. Мол, вот же эти кровожадные менеджеры, чёрт бы их побрал, заставляют бедняг работать так, что те и семьи теряют, и здоровье просаживают. И тут я вновь хочу рассказать вам про энтузиазм, амбиции и мечту. Разработчики Киберпанка работали над игрой, которую ждал весь мир, которая должна была выйти во время ААА-застоя и показать всем, что можно и нужно делать одиночные игры. Работали над легендой, практически. И представив это, скажите мне, сколько бы молодых разработчиков согласилось пойти в CDPR работать над Киберпанком вообще без малейшего вопроса о том, сколько придётся работать и сколько будут платить? Просто чтобы иметь в своём послужном списке такую здоровую отметку. И многие разработчики самолично остаются на дополнительные часы, ибо горят этим. А потом выгорают и уходят - и это во всей индустрии. На этапе ухода их обычно Шрайер подлавливает, чтобы они на переработки пожаловались. Но это лишь моё предположение.
Про семьи и здоровье - вопрос приоритетов. Видимо кому-то работать над игрой оказалось важнее, чем заниматься семьёй, не знаю. Вряд ли кого-то насильно держали на работе, закрученного в кандалы. Да, менеджеры говорили, что "вы можете не кранчить, но тогда вашу работу будут делать другие". В расследовании Шрайера об этом говорится. Ну хорошо. Всё ещё вопрос приоритетов. "Остаться на работе, чтобы семью было чем кормить, но потерять эту самую семью - либо уйти с работы и потерять доход". Хотя учитывая, что действие разворачивается в Европе, вряд ли кто-то умер бы с голода.
Я вот сейчас по тонкому льду хожу, и у некоторых может возникнуть впечатление, что я поддерживаю глав, которые заставляли разрабов кранчить - нет. Просто рассказываю, как это смотрится с моей колокольни. Сейчас любят говорить про переработки, потерю семей, вызывать отклик в благородных и добрых сердцах комментаторов. А на деле всё не так просто. Инди-разрабы вообще постоянно кранчат, ещё и за свой счёт. Работают во благо идеи, надеясь занести в историю свои имена.
А разработчики Киберпанка и так совершили чудо. За 4 года студией в 500 человек они собрали игру размером уровня GTA 5 и подобных. Тут мы плавно переходим к руководству CDPR, которое тоже находясь под "амбициями", наделало немало ошибок. Начнём со сроков: разработчики говорили что даты, поставленные руководством CDPR, это булщит. Руководство на все вопросы отвечало: "The Witcher 3". Мол с ним мы справились, значит и здесь всё выйдет. Они забыли, что перед третьим ведьмаком выпустили ещё двух - и это были игры в том же сеттинге. И получились они далеко не шедевральными.
Киберпанк - это вообще ни разу не Ведьмак. Абсолютно другой сеттинг и механики, нужно полностью перенастраивать движок. Стрельба от первого лица и махание мечом от третьего - это абсолютно разные игры. А тут ещё вождение, большой город, будущее вместо замков и лошадей. Разработчики делали совершенно новую, не типичную для себя игру - и за 4 года они сделали её... офигенной. Давайте не будем забывать, что оценки на ПК очень хорошие. А то многие, забыв что сыр-бор начался из-за консольных версий, уже приписывают что-то подобное и ПК-шным. Начинают очень сильно обобщать.
Что про 4 года... Да, выяснилось, что в 2016 разработка была полностью перезапущена. До 2016 это была игра от третьего лица с летающим транспортом, вертикальным миром и т.д. И это тоже, как мне кажется, надавило главам на одно место. Ведь в глазах игроков Киберпанк был игрой, которая вот уже 8 лет находилась в разработке - ну, пора бы и посмотреть, что там такое. Хайп достиг максимума, буквально. Ну вот и выпустили.
Тут напрашивается фраза: "Киберпанк пал жертвой свои амбиций". Но фраза мне эта совсем не нравится, потому что Киберпанк вроде не пал. Да, выходит так, что игру, которую мы должны были увидеть в 2022, мы и увидим в 2022, судя по дорожной карте. И да, заплатили уже. Ну а чего теперь делать то? Как минимум на ПК получили игру, в которой можно провести пару десятков часов - я уже и все 100 провёл. Но понимаю, что возможно кто-то ожидал другого. Но вот чего на столько другого, что теперь готовы игру всеми помоями облить - мне понять сложно. Некоторые комменты почитаешь, так ощущение возникает, что мы в разные игры играем. А может быть это и СМИ так хорошо свою задачу выполняют.
А ещё я не понимаю как в голову разработчикам пришло выпустить консольные версии Киберпанка в ТАКОМ состоянии. Даже если они хотели срубить бабок, то ведь должны были понимать, что начнётся. Интересно, как выглядело их совещание, на котором устанавливалась последняя дата релиза. Неужели никто не обеспокоился по этому поводу? Либо уже так сильно хотели выпустить, что совсем невмоготу было? Не знаю.
Так или иначе, консольную историю Проджектам всё равно придётся допиливать, как и всю игру в целом - и вот она, реальность. Возвращать доверие игроков придётся любой ценой, а они хоть и обломались, но вроде ведут себя более ответственно, чем кто-нибудь другой повёл бы себя в данном случае. Да и на них вся Польша смотрит - столько инвестиций привлекли. Даже государство с разборками полезло. В общем, выход из ситуации один - допил игры. Всё. На этом и закончим.