1 часть.
Путешествие из Гуамки на Водопадистый через Лагонакское нагорье. Этот трёхдневный выход был осуществлён с 9 по 11 июля 2012 года. Спустя почти 10 лет решил сделать его описание. Долгое время меня останавливало то, что практически все части этого маршрута уже были мной описаны в разное время. К тому же, в тот раз было сделано очень много фото, а формат "вконтакте" не позволяет выкладывать больше 10 фото к одному посту. Поэтому решил выложить эту историю в "Дзене" в виде большого фотоальбома. Все-таки, такой архив не должен потеряться среди десятков тысяч фото в домашней коллекции.
К двенадцати часам дня мы с товарищем приехали в посёлок Гуамка Апшеронского района. В ту пору мы много путешествовали по местным горам и уже хорошо знали лагонакские маршруты и их окрестности. Однако в этот раз было решено сходить в сторону уже знакомого нам водопада под горой Фишт по ранее неизвестной нам дороге. Обычно на альпийские луга мы выходили по старой Гуамской дороге через урочище Штык Гастелло, которая поднимается на Лагонакский хребет. Теперь же решили добраться до посёлка Мезмай и двинуться по старой зарастающей Курджипской дороге в сторону балагана у реки Молочки.
За пару часов по узкоколейной дороге добрались до посёлка через Гуамское ущелье. Был понедельник, поэтому через ущелье был открыт свободный пеший проход.
С некоторых пор пассажирская экскурсионная дрезина не может курсировать от Гуамки до Мезмая из-за сошедшего за ущелье оползня.
Мы легко преодолели каменное нагромождение на середине пути и затем благополучно дошли по шпалам до Мезмая. Затем вышли из посёлка, перешли по мосту через Курджипс, оставив слева тропу на пещеру Исиченко и скоро очутились у развилки.
Свернули на дорогу, уходящую в южном направлении.
Она оказалась хорошо накатанная, но в некоторых местах очень грязная. Особенно много чёрной жижи было на балочных кладках. Там порой приходилось не только держаться обочин, но и заметно от них отходить вглубь зарослей.
Днём было сильно жарко. Я надеялся на то, что скоро дорога подойдёт ближе к ущелью и станет чуть прохладней.
Но этого не произошло. При этом дорога вскоре стала сужаться, мы очутились в тени деревьев.
Мой спутник начал упрекать меня за то, что иду слишком быстро. Ему всегда было трудновато в самом начале пути, только ближе к вечеру начинал разгоняться. Я предложил ему идти своим темпом, а потом меня догнать. Он согласился, но сразу после этого начал идти быстро, так как боялся остаться один. С тех пор подобную тактику я стал иногда использовать в группах.
Тем временем мы подошли к важной развилке. Основная дорога уходит по хребту Безымянному на Ивановскую поляну и далее на гору Мезмай. Нам же нужно было свернуть влево на едва заметную зарастающую грязную дорогу.
Тотчас начался спуск в какую-то балку. Заросшая дорога оказалась совсем грязной. Было видно, что сегодня по ней ездят и ходят довольно редко.
Кладки в балках оказались полостью уничтоженными. Остались торчать только старые железные трубы.
После балки Глубокий Яр подъем стал совсем простым. Некоторые участки были почти что ровными.
В этих местах где-то ближе к реке Курджипс есть древний Тмутараканский вал. Он поднимается над уровнем земли где-то на полметра. В настоящее время камни там сильно заросшим мхом.
Мелкие ручейки стали встречаться ещё чаще.
На одном из ручьев чуть ниже дороги есть небольшие водопады. Я давно знал об их существовании, но каждый раз почему-то руки до них не доходили. Только в 2020 году я, наконец, решил спуститься вниз к Чинаревскому ручью (не путать с балкой Чинаревой).
Далее начался самый грязный участок дороги. Большая часть спуска к основному ручью балки была заросшей огромными лопухами.
Затем дорога резко свернула на север, делая большую петлю. Каньон потихоньку приближался. Однако через некоторое время дорога снова развернулась в южном направлении и стала уходить вверх, траверсируя снизу Безымянный хребет.
Грязи тут уже было меньше. Дорога немного расширилась.
На следующей балке мы увидели остатки старого бревенчатого моста.
За Чинаревским ручьём мы пересекли балку Пальмовую. Это левый приток Курджипса. Кстати, такое название носит правый приток этой же реки ниже по течению. Да, многие местные названия повторяются.
У следующего пустыря пришла пора поворачивать влево. Развилка, напоминающая букву "У" довольно странная, так как основная дорога (верхний правый конец буквы) скоро заканчивается на русле Безымянного ручья.
Дорога стала еще шире. На высоте выше тысячи метров чаще стали встречаться хвойные деревья.
На длинной поляне было уютно. Солнце уже не припекало так, как в середине дня, поэтому идти было совсем легко.
Понемногу стали открываться виды на ближайшие вершины. Но пока что эти виды были лишь фрагментарными.
Скоро на пути показалась очередная важная развилка. Две дороги уходили первонально параллельно друг другу, далее постепенно отдаляясь.
Её мы назвали "оленьи рога". Правый путь идёт вверх и соединяется с дорогой на гору Мезмай недалеко от границы леса. В те годы на этом пересечении стояли два вагончика. Теперь их там нет. Нам следовало остаться на левой, то-есть нижней дороге. Она продолжала очень плавно подниматься к лугам вдоль течения реки Курджипс.
Сама река была от нас слева приблизительно в полутора километрах.
Качество дороги стало лучше. Видимо, к балагану на Молочке стали ездить через Ивановскую поляну и вагончики. Далее нам снова стали попадаться ручьи.
Широкая старая дорога на гигантской просеке на этом участке хорошая видна с горы Мезмай. Её саму тоже отлично видно с этой дороги.
Мой приятель уже не чувствовал усталости. Виды на альпийские луга воодушевляли и гнали вперёд.
Недалеко отсюда есть малозаметный поворот влево. Тропа уходит там на спуск в верхнее ущелье Курджипса. Там много глухих мест. Наверняка в скалах до сих сохранились гроты, в которых никто не был.
Я никогда не скучаю на таких длинных дорогах. Они только кажутся однообразными. На самом деле на каждом их участке есть что-то интересное, а иногда чуть от них в стороне можно обнаружить что-то совсем удивительное, вроде пещер или больших водопадов. Мне нравится наблюдать постепенную смену природных зон, растительности и ландшафтов. Поэтому не понимаю тех, кто начинает маршрут по высокогорьям Лагонаки от кордона на хребте Каменное море, расположенном уже у границы лугов.
Скоро просека достигла максимальной ширины.
В одном месте вправо уходил едва заметный волок. Он соединяется с небольшим пригорком на горе Мезмай. Мимо него проходит спуск с горы в сторону Глубокой балки. В конце июля 2012 года я решил изведать этот путь и убедился, что лучше там не ходить. Волок давным-давно капитально зарос высоченным борщевиком. Тогда мне едва удалось спуститься и не получить ожоги. Так что, не рекомендую.
Мы продолжали идти в сторону Молочки. Тут слева заметили пихту гигантских размеров.
Горы Мезмай уже осталась позади, но мы до сих пор не вышли на луга. Теперь справа проглядывали луга подножья Мурзикала (район урочища Хакуриновского).
В отличие от горы Мезмай, там сохранились снежники. Чуть дальше наша дорога пересекла достаточно многоводный приток Курджипса.
Здесь уже пришлось разуваться для перехода. Вода оказалась значительно холоднее, в сравнении с другими ручьями.
Курджипское ущелье теперь было всего в шестиста метрах от нас. За ним поднимались стены плато Утюг. Это плато со стороны лугов по форме напоминает трапецию, из-за чего и возникает ассоциация с предметом для гладки вещей.
Тут неожиданно впереди послышался какой-то резкий звук. Из кустов выскочила косуля, перебежала через дорогу и через несколько секунд скрылась за деревьями. Впервые я увидел дикого зверя так близко. Поскольку мой приятель шёл чуть позади, он не успел ничего увидеть. Увы, так часто бывает с моими спутниками. Жаль, сфотографировать косулю не удалось, ведь встречи с лесными обитателями слишком неожиданные и краткосрочные.
Иногда на деревьях стали встречаться маркировочные красные тряпочки. До балагана у границы леса оставалось не больше двух километров.
Не прошло и десяти минут, как начался спуск к следующему ручью.
В тени окружающих высоких гор на спуске было прохладно и сыро. На увлажненном травяном участке ноги успели промокнуть и испачкаться.
Перед самим ручьём дорога закончилась. На другом берегу уже поднималась по склону широкая тропа.
Лес кругом уже почти полностью состоял из высоких хвойных деревьев - признак близости альпийских лугов.
Мы добрались до высоты 1500 метров. Позади осталось около тридцати километров пути от Гуамки. Осталось преодолеть последний подъем и выйти на травянистую долину левобережья Курджипса. Там было решено искать место для лагеря.
Тропа порой раздваивалась. Мы догадывались, что любое ответвление выведет к границе леса, поэтому выбирали путь наобум. В итоге вышли к Молочному ручью, промахнувшись мимо балагана. В этот раз он был нам не нужен, поэтому не стали возвращаться.
Балаган на Молочке - известное место в туристических кругах. Располагается он близко к границе заповедника посреди пихтового леса. Туристы в основном посещают его зимой. Также там располагается лагерь краснодарской школы инструкторов. Летом в балагане живёт пастух. В те годы там хозяйничал Женя Губа.
Мы вышли к Молочке чуть выше деревянного моста. На другом берегу увидели продолжение тропы.
Когда-то совсем давно мне доводилось гулять по лугам верховья Курджипса. Тогда удалось запечатлеть мост.
На другом берегу началась зона субальпийских лугов. Всюду попадались колючие луговые растения вперемешку с чабрецом и ядовитой чемерицей.
Мы шли по нижним уступам хребта Мурзикал. Ничего не мешало отличному обзору!
У южной окраины плато Утюг можно было разглядеть смотровую площадку перед кордоном заповедника. Присмотревшись, мы увидели там машины и отдыхающих.
По лугам разгуливали лошади и коровы. Они натоптали среди колючей травы множество троп. Один конь нами ненадолго заинтересовался.
Начался спуск к реке Курджипс. Сразу же мы заметили внизу палаточный туристический лагерь.
Нужно было искать место для стоянки где-нибудь подальше. На Мурзикал решили не подниматься, так как совсем недавно ходили через урочище Хакуриновское на Оштен. Спустились в итоге к реке.
Перебрались на другой берег. Вода в реке казалась совсем ледянящей!
Но и тут оказалось довольно шумно. Ведь стоянка все равно близко, а людей там много.
Тогда было решено подняться ближе к автостоянке. В ту сторону вверх серпантином уходила тропа через хвойный лес.
Минут за двадцать пять подобрались к выходу на дорогу. Расположиться решили в лесочке недалеко оттуда.
Вечером перед сном отправились на прогулку.
Перед наступлением темноты на дороге уже не было такого количества машин и людей, как за пару часов до этого.
Решили зайти в ущелье Жолоб. Там вовсю шло строительство новых гостиниц и домиков для проживания.
А ведь когда-то здесь была только одна гостиница - турзаба "Лагонаки".
Уже при сумерках мы стали возвращаться обратно. Вышли снова на тропу и скоро остановились на ближайшем ровном месте чуть в стороне. Стали готовиться ко сну.