Найти тему
Артишоки

Четыре оптические иллюзии, созданные Ян Ван Эйком

Ян Ван Эйк - известный нидерландский художник Раннего Возрождения, живший и творивший на стыке XIV-XV веков. Работал мастер в двух направлениях: портреты и религиозная живопись. Вторая - связана с оформлением алтарей в капеллах, соборах и пр. Очевидно, что речь идет о работах, основанных на библейских сюжетах и ограниченными строгими канонами церкви. Но даже в такой работе Ван Эйк смог удивлять, а иногда - шокировать. Например, изображения Адама и Евы (на алтаре слева и справа), сделанные им, в свое время повергли современников в изумление: очень уж смутил их нагой вид поборников морали.

Гентский алтарь, 1432 год. Собор Святого Бавона, Гент.
Гентский алтарь, 1432 год. Собор Святого Бавона, Гент.

О Ван Эйке говорят, как о создатели масляной краски, хотя он всего лишь улучшил состав, появившийся ранее.

Мы же поговорим о другом отличии творчества великого нидерландца - оптических иллюзиях. Мастер, работавший исключительно на полотне, бросил вызов скульпторам.

Вот его известная работа - диптих "Благовещение" (1440 год, хранится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде). Издалека кажется, будто это две скульптурки из гипса, но нет. Перед вами - рисунок маслом на доске.

"Благовещение", 1440 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
"Благовещение", 1440 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Как художнику удалось добиться этого эффекта? Он отказался от цвета и поместил искусно прорисованные фигуры со множеством складок на одежде, как делали еще скульпторы древности, на черный фон. Обе фигуры бросают тень, а крыло Архангела будто бы выходит за раму. Удивительный эффект!

Гентский алтарь, 1432 год. Собор Святого Бавона, Гент.
Гентский алтарь, 1432 год. Собор Святого Бавона, Гент.

Вот еще одна работа, выполненная в той же техника гризаль. Это часть того самого Гентского алтаря, находятся детали над уже упомянутыми Адам и Евой.

"Портрет мужчины в синем тюрбане", 1433 год. Лондонская национальная галерея.
"Портрет мужчины в синем тюрбане", 1433 год. Лондонская национальная галерея.

Этот портрет мужчины, который делает предложение, тоже удивителен: герой будто бы положил левую руку на раму.

Рама, кстати, в работах Ван Эйка - очень важный элемент, который всегда становится частью самой картины.

Очень много портретов великого мастера скрывают тот же "трюк", что и известная "Мона Лиза": их герои будто смотрят в упор на зрителя с картины. Причем пронзительный взгляд следит за нами, как бы мы не встали относительно полотна (некоторые искусствоведы полагают, что напротив нас никто иной, как сам художник, и это автопортрет):

"Мужчина в красном тюрбане", 1433 год. Лондонская национальная галерея
"Мужчина в красном тюрбане", 1433 год. Лондонская национальная галерея
"Портрет Арнольфини"
"Портрет Арнольфини"

А вот эта картина - "Портрет четы Арнольфини" (супруг, кстати, смотрит на нас с предыдущей картины) таит в себе другой секрет: в зеркале напротив будто бы отражается сам художник за работой.

"Портрет четы Арнольфини", 1434 год, Лондонская национальная галерея
"Портрет четы Арнольфини", 1434 год, Лондонская национальная галерея