Найти тему
"Хомо люденс"

За счет чего удалось короткую книгу Толкиена «Хоббит» растянуть на 500 минут фильма

Оглавление

Когда после бурного успеха «Властелина колец» Питер Джексон решил экранизировать другую книгу Джона Толкиена – «Хоббит», долго не могли решить, сколько серий будет в этом фильме и о чем они вообще должны быть.

Так, кинокомпания, нацеленная на финансовую выгоду, была намерена растянуть сюжет до 2 фильмов. Режиссер был против. Сценарист предложил снять 1-й фильм по повести Толкиена, а 2-й – как сказания о том, что произошло между событиями «Хоббита» и «Властелина колец».

Но потом начались сложности, связанные с авторскими правами на тексты Толкиена; из-за этого остановились на 2 фильмах.

И все же в итоге Джексон объявил о съемках трилогии: мол, они сняли много, посмотрели отснятое и решили, что картину надо расширить, чтобы многие сюжеты не остались не рассказанными.

Так в экранизации появилось 3 фильма:

  • фильм 1-й «Хоббит: Нежданное путешествие» включает 169 мин в театральной версии и 182 мин в режиссерской версии;
Режиссерская версия – полная, без купюр; театральная версия – подготовленная для просмотра широкой публики, с вырезанными «излишествами нехорошими».
  • фильм 2-й «Хоббит: Пустошь Смауга» – 161 и 186 мин, соответственно;
  • фильм 3-й «Хоббит: Битва пяти воинств» – 144 и 164 мин, соответственно;
  • итого в сумме: 474 мин – в театральной части и 532 мин – в режиссерской.

Но откуда набрали столько материала, если собственно книга Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» включает, в зависимости от размере кегля, от 238 до 452 страниц?

Рассмотрим главные моменты, за счет которых Джексону удалось растянуть фильм. (Есть, конечно, и другие причины.)

1. Новые сюжетные линии

Например, в кино Темный властелин показан как уже способный материализовать свое «око». У самого Толкиена он в «Хоббите» описан как нематериальная сущность и вообще упомянут вскользь как какой-то там… нeкpoмaнт. Более подробно он рассмотрен автором в «Сильмариллионе».

Не описан у Толкиена и Белый совет. Но как было в фильме обойти стороной этот сюжет? Ведь он дает возможность показать эффектное зрелище и объяснить вопросы, которые потом всплывут во «Властелине колец».

Также в экранизации преувеличенно (по значимости и показанному времени) показана роль лучника Барда.

Слишком подчеркнута и драконья болезнь у Торина Дубощита.

Торин Дубощит. Кадр из фильма "Хоббит"
Торин Дубощит. Кадр из фильма "Хоббит"

Кроме того, режиссер решил с места карьер показать гномам – и телезрителям – полезность Бильбо в походе, заставив его тянуть время до рассвета при разборках с лесными троллями.

2. Красивые панорамы природы и селений

Разумеется, нам во всей красе демонстрируют прекрасные виды природы, снятые на натуре Новой Зеландии.

Или вот город эльфов Ривенделл в «Хоббите» показывается, пожалуй, даже более подробно, чем во «Властелине колец», во всяком случае, в его театральной версии.

Ривенделл. Кадр из фильма "Хоббит"
Ривенделл. Кадр из фильма "Хоббит"

3. Батальные сцены

Герои дерутся подолгу и со вкусом.

Леголас скачет по падающим в пропасть камням, словно для него не существует силы притяжения.

Гэндальф, а затем Галадриэль, Элронд и Саруман по задумке режиссера сражаются с назгулами.

Частенько потасовки идут в разрез с любой логикой. Так, в начале картины компашка из 13 гномов и 1 хоббита не может при полном оружии разобраться с 3 троллями. А в конце фильма почти любой гном запросто, походя, как бы между делом в одиночку поражает направо и налево то одного врага, то другого.

4. Длинные сценки общения

Так, Галадриэль спрашивает Гэндальфа: «Почему полурослик?» – а он со вкусом, душевно отвечает.

Кадр из фильма "Хоббит"
Кадр из фильма "Хоббит"

Много говорильни и в Озерном городе у подножия Одинокой горы.

Да одна сцена неожиданного визита гномьей компашки к мистеру Бэггинсу сколько времени заняла!

Впрочем, все эти сценки получились симпатичными и, как говорится, «по делу». Так, выбор магом именно хоббитов как главных действующих лиц давно надо было пояснить нам, зрителям. А в гномьем визите к Бильбо, к примеру, мы с друзьями обожаем момент, который постоянно цитируем:

«– Извините!..

– Извинения приняты…»

А вот продолжительная, можно сказать, живописная сцена битвы магов в темной крепости и конкретно способ изгнания Саурона Галадриэлью вызывает двойственные ощущения:

  • с одной стороны, эльфийка говорит все верно – мол, «у тебя нет имени, нет формы, возвращайся во тьму...»;
  • с другой стороны, как-то это все получилось несколько упрощенно.

5. Новые персонажи

Причем эти персонажи как второстепенные, так и практически главные.

Из «практически главных» можно назвать Леголаса, Радогаста и Азога.

Так, в книге с Азогом расправились до описанного здесь сюжета.

А Тауриэли у самого Толкиена и вообще не было. Но на появлении романтической линии с нею настаивала кинокомпания. (См. статью «Почему в «Хоббите» Леголас не остался с рыжеволосой эльфийкой».)

Некоторых героев, по мнению критиков, в экранизацию включили неоправданно. Например, отсутствие в картине Галадриэли и Фродо ничего не изменило бы.

А из новых фоновых персонажей можно назвать большую тусовку гномов. Также, между причем, были засняты сам режиссер и некоторые работники киностудии. (Снимался Джексон и во «Властелине колец».)

Итак, фильм получился явно затянутым... как раз на радость нам, любителям Толкиена! :)