Про Ермила Гирина заходит разговор в 4 главе - "Счастливые". Когда странники прогнали всех мужиков за их убогие рассказы о своем несчастном счастье, крестьянин Федосей советует нашим героям найти все же Гирина:
"(...)Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,
Так и шататься нечего…"
И Федосей начинает рассказ про этого необыкновенного человека.
Вдохновитель народной солидарности
Держал Гирин мельницу, которую за долги вынесли на торг. Ермил все же не хотел отдавать свою мельницу - и, приехав в город, по деньгам выторговал ее у купца Алтынникова.
Но стряпчие были все же на стороне купца, как человека более высокого сословия. Поэтому они ужесточили условия для выкупа, сильно увеличив задаток. Купец мог дать такой задаток сразу, поскольку жил в самом городе. А с Ермилом денег не было, и стряпчие это знали, - что Ермил живет далеко и приехал в город без денег, так как на торг издалека сразу с деньгами не приезжают.
Однако Ермил, поняв сговор стряпчих и купца против него, не сдался. Он вышел на городскую площадь и, объяснив ситуацию, призвал весь народ на помощь.
Архетип праведника
Здесь есть тонкая аллюзия на образ Иисуса Христа. Потому что Ермил, обращаясь к народу, как бы упоминает эпизод чудесной рыбной ловли в море, присутствующий в Евангелии:
Богат купец Алтынников,
А всё не устоять ему
Против мирской казны —
Ее, как рыбу из моря,
Века ловить — не выловить.
Весь народ понял, что дело в несправедливости, и в их силах сообща помочь человеку их сословия.
И чудо сотворилося:
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Как Иисус набрал огромное количество рыбы в озере, в котором для других не было рыбы, так и Ермил набирает целую тысячу рублей с мужиков-бедняков. Ермил набрал даже больше денег, чем нужно.
Итак, щедрость народная посредством литературного намека (аллюзии) - "чудо сотворилося" - словно сравнивается с огромным количеством рыбы, которое набрал Христос в Галилейском озере.
Таким образом, Ермил - праведник, образ которого восходит к самому Спасителю в христианской религии. Он во всем следует законам нравственности и позже даже предстанет похожим на юродивого.
Счастье - в доверии и честности
Ермил не только получил свою мельницу благодаря народу, но и через неделю, съездив домой и рассчитываясь с людьми, убедился еще и в их кристальной честности. Один лишний рубль, который у него оказался, никто не захотел присвоить себе.
То есть не только Ермил праведен - праведны и люди.
Так и не нашел Гирин обладателя того рубля - и тоже не оставил себе, а отдал его слепым.
Эта история переполняет душу гордостью за русский народ. Думается, что, по мысли Некрасова, именно в таких моментах и состоит то неуловимое, но настоящее счастье, что иногда все же встречается на Руси.
Юность Ермила - как он заслужил любовь и авторитет
Но Федосей продолжает свой рассказ про Гирина. Мы узнаем, почему же люди так безоговорочно доверяли Ермилу: они знали его уже давно, в бытность его писарем:
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Все сожалели, когда Ермилу выгнали, чтобы взять на его место "прожженного" "хапугу" из кутейников (церковнослужителей).
Слава Богу, на место старого князя скоро приехал новый и велел мужикам выбрать бурмистра.
Ну, мы не долго думали,
Шесть тысяч душ, всей вотчиной
Кричим: «Ермилу Гирина!»-
Как человек един!
За 7 лет ни одной чужой копейки не зажал бурмистр Гирин,"не тронул правого".
Проступок и раскаяние
Один лишь раз отступил он от принципов - выгородил он своего брата от рекрутчины, послав вместо него сына вдовы.
Но за этот свой проступок он так сразу же раскаялся, что решил повеситься. Отец поставил его под караул, чтобы сын себя не убил. Поэтому семьей Гириных было решено вернуть сына Власьевне. А сам Ермил пришел как юродивый каяться перед народом и упал в ноги ко вдове.
Сына вернули матери, а брат Ермила ушел в рекруты, как полагается. Ермил заплатил штраф. Однако с тех пор Гирин не считает себя достойным быть старостой и становится простым мельником.
И стал он пуще прежнего
Всему народу люб:
Брал за помол по совести,
Народу не задерживал,
Приказчик, управляющий,
Богатые помещики
И мужики беднейшие —
Все очереди слушались...
Заканчивается глава заключением другого рассказчика, седовласого попа:
Да! был мужик единственный!
Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет (...)
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!