(Бытие 6—10)
МИР БЕЗ БОГА
Если бы тогда были газеты и журналы, то они пестрели бы пугающей статистикой! Цифры, приводимые правительствами, указывали бы на полный развал семейной жизни, закона, моральной ответственности и даже совести. Были бы сообщения о грабежах, происходящих каждые две секунды, росте преступлений, совершаемых с особой жестокостью, изнасилований и убийств. Рассказывалось бы о людях, живущих в страхе. Несмотря на свою просвещенность и широкий научный кругозор, многие граждане чувствовали бы себя заложниками в своих собственных странах. Люди бы получали удовольствие, терроризируя стариков, пугая и насилуя женщин, проявляя полное неуважение к правам человека. Что начало барахлить? Что случилось с просвещенным миром, обладающим языком, свершениями, достижениями и работой? Что привело к хаосу и утрате моральных устоев? Куда делись старые правила? Неужели больше не существует эталонов, рамок и границ? Неужели все стало позволено? Неужели цивилизация стоит на краю гибели? Неужели мир вышел из-под контроля? Поиски ответа на все эти вопросы ведут к Быт. 6.
БОЖЬЕ ТВОРЕНИЕ ИДЕТ НЕ ТЕМ ПУТЕМ (Быт. 6:1-12)
«Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (6:1, 2).
Что за проблема описана в заключении браков между “сынами Божьими” и “дочерьми человеческими”? Ясно, что это не тот брак, который установил и создал в самом начале Бог. Мозаика событий, описываемых в первых главах Бытия, представляет попытки человека жить независимо от Бога. Например, Ева хочет быть, как Бог, а Каин гневается на Бога за то, что Он отверг его приношение; позже люди в Вавилоне попытаются стать подобными Богу. Неправильными эти браки были потому, что духовные люди объединялись с людьми приземленными. Упоминание в тексте этих браков говорит о гордости, и мы видим, во что человек превращается - в существо без Бога.
«И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (6:3).
О значении этой Божьей фразы спорят многие ученые. Значение, должно быть, здесь такое: Бог говорит, что Его Дух не будет оставаться в человеке вечно, так как человек смертен. Что-то произошло в отношениях между Богом и человеком, и это что-то заставило Бога принять определенные решения. Бог не нарушит свободу воли человечества. Он не будет силой заставлять человека быть хорошим или добродетельным. Принудительная любовь, вера и надежда - это слова, не вяжущиеся друг с другом. Только человек может решать, верить ли ему, надеяться и любить, как бы Бог ни хотел этого от него. Бог явно достиг той точки, когда Его обеспокоенность состоянием человека заставляет Его принять окончательное решение.
Что имеет в виду Бог, когда говорит: “Пусть будут дни их сто двадцать лет”? Некоторые ученые считают, что Бог теперь принял решение уменьшить до 120 лет продолжительность жизни человека, которая раньше была очень долгой. Вряд ли это правильное толкование, так как некоторые из патриархов (Сим, Авраам, Исаак) проживут значительно дольше, чем 120 лет. Скорее, эти слова означают, что Бог теперь дает еще 120 лет человечеству на то, чтобы оно изменилось, а потом уничтожит землю водой. Милосердие и любовь Бога заставляют Его проявить милость.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5).
На протяжении Своих взаимоотношений с человечеством Бог всегда мог и может определить состояние сердца Своего творения. Божье Слово показывает, что дела человека являются естественным результатом того, что происходит у него в сердце. Самый важный вопрос, который Бог постоянно ставит перед людьми - это: “Кто правит вашим сердцем?” Некогда, в самом начале, человек решил, что Бог будет жить в его сердце. Уравновешенность, порядок, целеустремленность, смысл, радость, верность и любовь характеризуют эти первые взаимоотношения с Богом. И вот теперь человек решил, что он хочет жить без Бога в своем сердце, и его заполнил моральный вакуум.
«И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (6:6).
Иногда Писания настолько ясны, несдержанны и откровенны, что читателю бывает очень трудно это воспринять. Намерения и действия человечества настолько глубоко ранят Бога, что Он скорбит. Бога огорчает и печалит безнравственность и зло действий грешащего человечества. Мы должны не очеловечивать Бога, не опускать Его до нашего уровня, а помнить, что Бог - это Божественный Дух с такими отличительными качествами, как святость, справедливость, свобода и любовь. Человечество не может полностью понять Его действия, и Его воля часто остается для человека тайной, которую он познает только тогда, когда Бог открывает ее.
«И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их» (6:7).
Бог принимает решение об общем уничтожении человечества. История об этом будет представлять собой вечное воспоминание о святом гневе Бога на грехи человека. Боль Бога настолько велика, что Он сожалеет о том, что сотворил человечество.
«Ной же обрел благодать пред очами Господа. ...Ной был человек праведный и непорочный в роде своем...» (6:8-12).
Ной и его семья составили единственное исключение из решения Бога уничтожить все человечество. Сердце Бога - это обитель вечной любви, милости и благодати, и данные стихи со всей ясностью открывают нам эту удивительную благодать Божью. Хотя Ной - человек добродетельный и благочестивый, хотя он ходит с Богом, основанием для его спасения от потопа является благодать Бога.
ПОТОП (Быт. 6:13—7:24)
Джон Уиткомб и Генри Моррис описывают в своей книге «Потоп Бытия» разрушительную силу современных наводнений. Там мы читаем о том, как потоки воды легко перемещают гранитные глыбы и валуны весом до двухсот тонн. Вода прорезает глубокие ущелья и превращает отвесные скалы в гальку. Обыкновенные ручейки превращаются в бушующие океаны, по берегам которых скапливаются горы обломков. Авторы книги делают вывод, что если столько разрушений может произойти в течение нескольких часов или дней, то представьте себе разрушения, вызванные библейским потопом, который бушевал на всей земле в течение сорока дней и ночей.
«И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями... Сделай себе ковчег... И вот, Я наведу на землю потоп водный... Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут... И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал» (6:13-22).
Возможно, вам приходилось слышать диалог Бога с Ноем в записи Билла Косби. Косби показывает, что люди, вероятно, думали, что Ноя необходимо заключить в психиатрическую лечебницу. Без сомнения, большая часть человечества отвергла совет Ноя и его призывы покаяться и вернуться к Богу. Конечно, думали они, он лишился разума, раз изо дня в день строит ковчег. Ковчег был прямоугольной формы, приблизительно 130 м в длину, чуть более 20 м в ширину и около 13 м в высоту. План Бога заключался в том, чтобы Ной взял с собой в ковчег по паре всех земных животных и запасся пищей для них и для своей семьи. Ной в точности выполнил все указания Бога.
«И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем. ...Ибо, через семь дней, Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей...» (7:1-24).
То, что Ной в точности выполнил все указания Бога, естественно. Повиновение - это естественный результат установления правильных отношений с Богом. Ной не полагается только на себя и не пытается возвысить себя до уровня божества. Ной надеется на Бога и наполняет свое сердце Богом, который правит его жизнью. Этим объясняется то, что Бог счел Ноя “праведным пред Собою в роде сем”.
Потоп начинается на 600-м году жизни Ноя. Ной и его семья покинут ковчег на 601-м году жизни Ноя. Потоп начинается с того, что великие подземные реки выносят воду на поверхность, а великие небеса открываются для проливных дождей. У многих народов сохранились предания о древнем потопе, разрушившем их цивилизации. Потоп - основной аргумент против доктрины униформизма, утверждающей, что процессы в природе никогда не прерывались. Например, именно по этой причине Петр ссылается на потоп (2 Пет. 3:5-7):
«Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков».
Петр использует потоп в качестве неоспоримого аргумента против тех, кто продолжает упорствовать в своевольном бунте против Бога, утверждая, что с самого сотворения мира ничего не изменилось. Высказывание Петра также является убедительным новозаветным свидетельством в пользу всемирности потопа.
ЗЕМЛЯ ПОВТОРНОГО НАЧАЛА (Быт. 8:1—10:32)
«И вспомнил Бог о Ное... По прошествии сорока дней, Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона... И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою. И устроил Ной жертвенник Господу...» (8:1-22).
Хотя потоп уничтожает все человечество и всех животных на земле, Бог позволяет Ною и его семье выжить, чтобы все могло начаться снова. Ясно, что у этого потопа есть своя нравственная цель. Ной является исключением из всеобщего уничтожения. Так, Петр утверждает, что Ной и его семья были помилованы благодаря праведности великого патриарха: “И если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых” (2 Пет. 2:5). Если Ной помилован благодаря его правильным взаимоотношениям с Богом, то очевидно, что все те, кто был уничтожен, не имели праведных взаимоотношений с Богом.
Ной с семьей строят жертвенник Господу, который оказался угодным Богу: “...И сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека” (8:21).
«И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. ...Только плоти с душою ее, с кровию ее, не ешьте. ...Вот, Я поставляю завет Мой с вами, и с потомством вашим после вас... Я полагаю радугу Мою в облаке...» (9:1-17).
Бог подтверждает, что земля отдана человеку во владычество. Он позволяет человеку есть мясо, но не кровь. Бог запрещает лишать жизни человека, ибо каждый человек создан по образу Божьему. Завет Бога - это непреходящее обещание, что Он никогда больше не уничтожит землю водой. Радуга служит Его неизменным знаком Своей верности этому завету с человеком. Как и в начале, инициатива в установлении взаимоотношений с человечеством принадлежит Богу. Благодаря Божьей благодати и верности эти новые взаимоотношения становятся возможными через завет, установленный Богом.
«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. ...Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет; и он умер» (9:18-29).
Эти стихи, мне кажется, отвечают на вопросы, почему народы не равны между собой, почему евреи так не любят хананеев. Наш текст отвечает на них следующим образом: Ной лежал в своем шатре, а Хам зашел и увидел наготу отца своего. Он рассказал об этом своим братьям, они вошли в шатер и укрыли Ноя, но при этом лица их были обращены ко входу в шатер и наготу отца они не видели. Когда же Ной проснулся, он благословил двоих своих сыновей, которые укрыли его, и проклял потомков Хама, которыми и были хананеи. История с опьянением Ноя объясняет некоторые более поздние взаимоотношения между иудеями и другими народами.
«Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. ...Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа» (10:1-32).
Этот раздел Писания представляет собой удивительный исторический документ. Он показывает степени родства иудеев с различными народами земли. Здесь упоминаются города, одни из которых были обнаружены археологами, а другие - нет. Например, ученые до сих пор не знают, с чем соотнести город Ресен (ст. 12). Этот раздел также служит основой для гипотезы о существовании одного общего языка, что позже дало людям возможность построить Вавилонскую башню. Наконец, этот перечень народов начинает выделять семитов - семью, из которой произошли Нахор, Фарра и Аврам. Это служит основанием к пониманию начала иудейской истории, положенного Аврамом. Перед нами не сухой и скучный раздел Писания, а один из наиболее поразительных документов в Бытии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потоп является одним из тех исторических моментов, которые не поддаются описанию и пониманию. Это было событие такого колоссального масштаба, что понять все его последствия полностью невозможно. Важно осознать, что Сам Господь Иисус Христос использует потоп и тот аморальный образ жизни, который был уничтожен потопом, чтобы предупредить нас о наших нынешних взаимоотношениях с Богом. Обратите внимание на слова Господа в Лк. 17:26, 27: “И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех”. Иисус предупреждает нечестивых о грядущем дне последнего суда. В словах Христа, как и в Его примере с потопом, звучит некая абсолютная окончательность. Кратко говоря, потоп - один из тех особенных моментов в отношениях Бога с человеком, которые заставляют нас трезво подумать о нашей связи с Ним. Во время потопа были водовороты смерти, означающие Божью справедливость, но там были также ворон и голубь, символизирующие Божью благодать.