Есть судебные дела, которые хранятся особо тщательно – за семью печатями. В первую очередь, к таковым относятся дела, которые слушались особыми или специальными судебными присутствиями Верховного Суда СССР. Ведь по закону такие присутствия образовывались для рассмотрения дел «исключительной важности».
Известно, что специальные судебные присутствия Верховного Суда СССР рассматривали дела советских маршалов М.Н. Тухачевского, Г.И. Кулика (1942 г.), Л.П. Берии (1953 г.).
Дела в отношении маршалов в судейских мантиях решением Политбюро ЦК также было определено рассматривать в особых присутствиях Верховного суда СССР. Было сформировано три таких присутствия. Их персональные составы неизвестны до сего времени. Судебные процессы в отношении высокопоставленных судей-взяточников были абсолютно закрытыми, слушались без участия сторон. Поэтому «утечек» не произошло, судебные дела до сего времени засекречены и недоступны для исследователей.
Наш рассказ основан на косвенных документальных свидетельствах, к каковым, прежде всего, относятся постановления Политбюро ЦК и докладная записка Генерального прокурора СССР Г.Н. Сафонова, а также – материалы журналистских расследований, проведенных, в частности, обозревателем журнала «КоммерсантЪ-Власть» Е. Жирновым[1] и некоторые другие источники.
Когда автор работал в здании на Поварской, 15 (в те годы в здании Верховного суда располагалось Управление военных трибуналов), старшие товарищи рассказывали о деле судей-взяточников шепотом. Не потому, что боялись. Просто – сами мало, что знали.
Между тем, послевоенная кампания по борьбе со взяточничеством была одной из самых масштабных. В 1948-1949 годах в общей сложности арестовали около 250 человек, в том числе 27 судей, 22 работника аппаратов судов и 27 адвокатов.
Кампания охватывала значительное количество регионов – РСФСР, Украина, Башкирия, Латвия, Грузия… Судей-взяточников выявили и арестовали в Московском городском суде, Киевском областном суде, Краснодарском краевом суде…
Наш рассказ – только о московских процессах.
Расследованием дел в отношении судей-взяточников занималась группа следователей, сформированная Прокуратурой СССР. Курировать следствие было поручено лично новому Генеральному прокурору страны Г. Н. Сафонову, назначенному на эту должность 4 февраля 1948 года.
Вскоре последовали аресты. В числе первых оказались за решеткой судьи Мосгорсуда Чурсина и Гуторкина. Точнее, Чурсина к тому времени уже перешла на работу судьей Верховного суда СССР. Поэтому в системе получения взяток, помимо московских судей, она стала связующим звеном с сотрудницами Верховного суда Сафроновой и Уманской.
После того, как Чурсина начала активно сотрудничать со следствием, круг обвиняемых стал стремительно расширяться.
26 мая 1948 года был отстранен от должности заместитель председателя Верховного суда СССР А.П. Солодилов. Он должен был стать основным фигурантом дела, но на следующий день застрелился в своей квартире.
14 июля 1948 года был арестован председатель Московского городского суда А.В. Васнев. Для многих это явилось шоком. Васнев был опытным судьей, занимал эту должность в течение десяти лет. Под его председательством было рассмотрено немало громких дел.
Кульминация наступила в августе. За провалы в работе были отстранены от работы семь членов Верховного суда СССР, включая председателя суда И.Т. Голякова, а также его заместителя – председателя Военной коллегии – печально известного армвоенюриста В.В. Ульриха. Основание для снятия с должности у Голякова и Ульриха одно и то же – за «факты злоупотреблений служебным положением некоторыми членами Верховного суда СССР и работниками аппарата».
В решении Политбюро «О положении дел в Верховном суде СССР» говорилось: «Проверкой вскрыты позорные факты злоупотреблений служебным положением некоторыми членами Верховного суда СССР и работниками его аппарата, которые за взятки снижали меры наказания и освобождали преступников. Состав консультантов засорен лицами, не внушающими политического доверия, в аппарате имеет место семейственность...».
Тогда же, в знойном августе Генеральный прокурор СССР Г.Н. Сафонов направил руководству страны докладную записку.
Из докладной записки прокурора СССР от 31 августа 1948 года:
«Докладываю, что за последнее время Прокуратурой СССР вскрыты многочисленные факты взяточничества, злоупотреблений, сращивания с преступными элементами и вынесения неправосудных приговоров и решений в судебных органах Москвы, Киева, Краснодара и Уфы. Расследованием установлено, что эти преступления совершались в различных звеньях судебной системы, а именно — в народных судах, Московском городском суде, Киевском областном суде, Краснодарском краевом суде, Верховном суде РСФСР и, наконец, в Верховном суде СССР.
Расследованием установлено, что:
а) указанная преступная деятельность отдельных судебных работников продолжалась несколько лет и получила широкое распространение;
б) что отдельные судебные работники, совершая эти преступления в разных звеньях судебной системы, были связаны между собой и, таким образом, действовали организованно;
в) что преступные элементы, искавшие и находившие пути освобождения от наказания, действовали главным образом через посредство адвокатов и всякого рода дельцов, которые в виде промысла занимались посредничеством во взяточничестве, будучи близко связаны с отдельными судебными работниками;
г) что в указанной выше преступной деятельности принимали участие отдельные народные судьи, члены Московского горсуда, члены Верховного суда РСФСР, члены Верховного суда Союза ССР, заместители председателя Верховного суда СССР.
Хотя следствие по этим делам еще далеко не закончено, однако только по Москве арестовано 111 человек, в том числе: судебных работников – 28, адвокатов – 8, юрисконсультов – 5 и прочих – 70».
Судебным процессам, состоявшимся в 1949 году, предшествовало еще одно решение Политбюро ЦК, принятое 9 мая. В то время День Победы был еще рабочим днем. Но сам по себе факт знаменательный – решение как бы знаменовало собой победу над взяточничеством.
Постановление Политбюро имело гриф секретности – «Особая папка» и называлось так – «О порядке рассмотрения дел разоблаченных нескольких организованных групп взяточников, орудовавших в Верховном Суде СССР, Верховном Суде РСФСР, Московском городском суде и в ряде народных судов города Москвы».
В 1949–1950 годах состоялось несколько закрытых процессов над судьями-взяточниками. На большинстве из них председательствовал сам председатель Верховного Суда СССР А.Н. Волин. Он был назначен на эту высокую должность с должности прокурора РСФСР в августе 1948 года, т.е. в самый разгар компании по борьбе с судьями-взяточниками.
Информация о самих судебных процессах по изложенным выше причинам носит отрывочный характер. Как уже сказано, наш рассказ о 3-х московских процессах.
Мосгорсуд. Особое судебное присутствие Верховного Суда СССР рассматривало дело по обвинению Васнева, Гуторкиной, Обухова, Праушкиной Чурсиной и ряда других бывших работников Московского городского суда и районных народных судов (Короткая, Бурмистрова и Александрова) с 24 мая по 11 июля 1949 года. Всего по этому делу проходило 34 человека.
Предварительное и судебное следствие показало, что преступный промысел был поставлен в суде на поток[2]. За взятки выносились явно неправосудные определения и приговоры, по которым преступники полностью или частично освобождались от наказания. В основном, это были расхитители социалистической собственности и спекулянты.
Из докладной записки прокурора СССР от 31 августа 1948 года:
«Так, например, бывший коммерческий директор «Мосвинводторга» Николаев был освобожден от наказания за взятку, причем весь состав судей, вынесших незаконное определение о его освобождении, в лице Чурсиной, Гуторкиной, Праушкиной, а также секретаря Фесенко в тот же день пошли в гости к Николаеву, на квартире которого была организована пьянка.
Спекулянты Симонишвили и Антоневич за взятку были освобождены с помощью Гуторкиной от наказания (они были правильно осуждены нарсудом к 5 годам лишения свободы)…
Характерно, что перечисленные лица являлись не только получателями взяток, но и посредниками в передаче взяток другим судебным работникам. Так, например, Гуторкина, которая была связана с бывшим адвокатом Сендеровым, была посредницей в передаче им взятки в сумме 15 000 руб. Чурсиной и Обухову. В свою очередь, Чурсина была посредницей в передаче взяток членам горсуда Обухову, Праушкиной, а также народным судьям Короткой и Васильевой…».
Бывший председатель Мосгорсуда Васнев и бывшие члены Мосгорсуда Чурсина, Гуторкина, Праушкина, Обухов были осуждены судебным присутствием за взяточничество к 10 годам лишения свободы каждый. К различным мерам и срокам наказания были также осуждены 25 взяткодателей и посредников.
Верховный суд РСФСР. Всего по этому делу было арестовано 23 человека. 9 из них являлись работниками Верховного суда РСФСР. Среди арестованных – старший консультант суда Попов, секретари Уголовной коллегии суда Андрианова, Глухова и Болтянская. В преступные схемы оказались втянутыми и приняли в них участие заместители председателя Верховного суда РСФСР Васильев, Пашутина, Бочаров, судьи Тюлякова, Шевченко, и некоторые другие судебные работники.
Согласно выводам следствия, совершению преступлений в суде «способствовала нездоровая обстановка семейственности». Преступный шлейф, если судить по эпизодам в обвинительном заключении, тянулся еще со времен войны. Схема была простой. Секретари сначала договаривались с родственниками осужденных, а затем – с судьями и руководящими работниками Верховного суда об истребовании дел для их пересмотра. Предлоги были надуманными – осужденные являются, якобы, их родственниками, знакомыми и т. д.
Из докладной записки прокурора СССР от 31 августа 1948 года:
«В 1946 году к Болтянской обратились родственники осужденных по ст. 107 УК в г. Саратове — Копулкиной С. И., Гудович С. В. и др., дело которых находилось на рассмотрении Верховного суда РСФСР. Болтянская получила от родственников осужденных 50 000 рублей и обещала договориться с членами Верховного суда РСФСР о благоприятном рассмотрении этого дела. С этой целью Болтянская обратилась к члену Верховного суда РСФСР Шевченко П.М. и не постеснялась предложить ему взятку по этому делу. Объясняя свои действия, Болтянская заявила на следствии, что о Шевченко ей было известно как о взяточнике, почему она смело обратилась к нему.
Расследованием установлены восемь случаев получения взяток бывшим старшим консультантом Верховного суда РСФСР Поповым К.Т. за способствование в истребовании Верховным судом РСФСР для пересмотра дел и за составление благоприятных для осужденных протестов на приговоры народных судов...
Работавший до середины 1947 года в должности управляющего делами Верховного суда РСФСР некий Рогозин П. А., после увольнения став юрисконсультом одного из райсоветов г. Москвы, брал взятки за «помощь» при рассмотрении дел в Верховном суде РСФСР. Рогозин использовал в этих целях приятельские отношения с заместителями председателя Верховного суда РСФСР Васильевым Н.В. и Бочаровым В. Д., с которыми он ездил на охоту и рыбную ловлю и оказывал им разные услуги…».
Верховный суд СССР. Всего по делу судей и работников Верховного суда СССР было арестовано около 40 человек. По мнению следствия, зампред суда А.П. Солодилов (который застрелился) получал взятки от адвоката Радчик, арестованной по тому же делу. Всего – на общую сумму 22 000 рублей. Кроме того, Солодилов был связан со старшим консультантом Верховного суда Сафроновой, также арестованной Прокуратурой СССР.
В числе других работников Верховного суда СССР, обвиняемых во взяточничестве и также арестованных по этому делу – судьи Тюляков, Мурзаханов, Кумехов, начальник отдела судебного надзора Уманская, референты Ивановская, Шапошников, начальник хозяйственного отдела Бекаев и др.
В заключение, надо еще раз заметить, что приведенная информация основана не на материалах судебных дел. Не все приведенные в докладе прокурора СССР эпизоды преступной деятельности нашли свое подтверждение в ходе судебных разбирательств, не все упомянутые им судебные работники перешли в ранг обвиняемых, не все обвиняемые были осуждены.
Так, по делу Верховного Суда СССР СССР проходил 31 человек. Всего же, по состоянию на 1952 год было заведено 64 уголовных дела о взяточничестве. К концу этого года было осуждено 58 бывших работников Верховного Суда СССР.
Добавим к этому, что не все осужденные признали в суде свою вину и, находясь в заключении, продолжали писать в различные инстанции обращения о пересмотре их дела в связи с необоснованным осуждением.
Так, бывший председатель Мосгорсуда А.В. Васнев продолжал добиваться своей реабилитации даже после своего освобождения по амнистии в марте 1953 года. В своих многочисленных обращениях он утверждал, что бывшие судьи Чурсина и Гуторкина оклеветали его из мести и с целью отвести от себя главный удар за совершенные преступления.
Работниками отдела административных органов ЦК ВКП(б) была проведена проверка, которая пришла к выводу, что доводы жалоб Васнева являются необоснованными.
Из справки административного отдела ЦК ВКП(б):
«Особое Присутствие Верховного Суда СССР, рассматривавшее с 24 мая по 11 июля 1949 г. дело по обвинению Васнева и ряда других бывших работников Московского городского суда, установило, что Васнев, используя свое служебное положение в личных интересах на протяжении нескольких лет (с 1942 по 1948 г.), давал незаконные установки членам городского суда о благоприятном для осужденных разрешении дел. В виде вознаграждения за такого рода услуги он получал от заинтересованных лиц угощение в ресторанах и на квартирах этих лиц, незаконно получал от торговых работников промтовары и продукты. В ряде случаев Васнев требовал от отдельных заинтересованных по судебным делам женщин вступления с ним в половую связь. Предварительным и судебным следствием установлено, что Васнев, занимая пост председателя Мосгорсуда, своими преступными действиями способствовал разложению значительной группы работников Мосгорсуда…».
Казалось, что после состоявшихся судов столичная Фемида долгое время не сможет оправиться, и что коррупция в судейских рядах исчезнет как явление. Но прошло немногим более десяти лет и все повторилось ( о делах 1961-1962 годов расскажу в другой раз).
[1] Отрывки из документов цит. по - Жирнов Е. Члены Верховного суда брали взятки. Коммерсантъ-Власть. №31, 11.08.2008; Как суды СССР боролись с коррупцией. Коммерсантъ-Власть. №45, 16.11.2009; Предъявлено мне в качестве обвинения было 23 пункта. Коммерсантъ-Власть. №2, 21.01.2013.
[2]По состоянию на август 1948 г. по делу Московского городского суда было арестовано 49 человек, из них 10 – судебных работников, 4 адвоката, 18 взяткодателей и 17 посредников.