До 1893 года художники, сдавшие выпускной экзамен в государственном учебно-художественное заведение, или преподававшие в нем (таких заведений в России тогда было всего два: Академия художеств в Санкт-Петербурге и Московское училище живописи, ваяния и зодчества) формально приравнивались к государственным служащим и имели свое место в иерархии чинов, примерно соотнесенной с позициями чиновничьей «Табели о рангах».
Пожалуй, самым знаменитым из «троечников», получивших чин неклассного художника в России был первый русский импрессионист Константин Коровин.
Экзаменационная комиссия отвергла его свободную живописную манеру передачи в красках ощущения радости и восторга от жизни, влепив ученику Саврасова, Перова и Поленова «тройку». Правда, уже в 1900 году за участие в оформлении российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже этот упрямец по кличке «Костя-колорист» получил 2 золотые и 7 серебряных медалей выставки вкупе с орденом Почетного легиона. А в 1905 году Константин Коровин стал академиком Императорской академии художеств. Полученный на экзамене статус неклассного художника был ему совершенно безразличен, поскольку он и так был из неподатного (купеческого) сословия.
Следующей по значимости степенью было звание классного художника 3-ей степени, приравненное по статусу к 14-ой позиции «Табели о рангах» (уровень прапорщика). Этот чин присваивался получившим по результатам экзаменов Большую серебряную учебную медаль. Из известных художников такой статус, к примеру, имел Илларион Прянишников.
Звание классного художника 2-ой степени давалось при получении Малой золотой учебной медали вместе со статусом 12-ой позиции «Табели о рангах» (уровень поручика).
Звание классного художника 1-ой степени давалось при получении на экзамене Большой золотой учебной медали вместе со статусом 9-й позиции «Табели о рангах» (уровень штабс-капитана). Но тут уже в придачу шли немалые «плюшки», ключевым из которых было право на пенсионерскую поездку в Европу на срок до 6 лет для дополнительного совершенствования мастерства за счет Императорского общества поощрения художеств.
Для обладателей большой золотой медали открывались еще 4 ступени карьеры в рамках иерархии Академии художеств:
- звание «назначенного», для чего художник должен был выполнить произведение на заданную тему и получить одобрение этого произведения от Совета Академии;
- звание «академика», которое «назначенный» мог получить, написав конкурсное произведение на звание академика;
- далее академик мог претендовать на звания адъюнкт-профессора Академии художеств (штат Академии предусматривал 6 вакансий адъюнкт-профессоров);
- а высшим уровнем был статус профессора Академии художеств (всего 2 вакансии).
Добившись в сентябре 1894 года своего наивысшего признания в качестве профессора Академии художеств Илья Репин писал: «В целом я вполне удовлетворён новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым».