Найти в Дзене
BlackTyres

2021: Сколько "живет" аккумулятор?

Оглавление

Любая аккумуляторная батарея имеет свой ресурс, который нужно учитывать при покупке. Даже продвинутая кальциевая батарея или AGM служить вечность точно не будет.

Мы поговорим не только о сроках службы разных видов аккумуляторов, но и разберем вопрос о том, как ухаживать за АКБ, чтобы тот прослужил как можно дольше.

-2

Какой срок службы у автомобильного аккумулятора?

Сроки эксплуатации очень сильно зависят от технологии, но в среднем все аккумуляторы служат 3-5 лет. Они могут работать и дольше, все зависит от условий эксплуатации и ухода. Гарантийный срок от большинства производителей составляет 1-2 года, именно столько оригинальная модель будет работать без нареканий, если ее специально не портить и не эксплуатировать в износ. Качество дальнейшей работы полностью зависит от водителя.

Рассмотрим сроки службы основных типов аккумуляторных батарей для авто. Всего их семь:

  • Сурьмянистые (Sn) – 2-4 года.
  • Малосурьмянистые – до 5 лет.
  • Кальциевые (Ca/Ca) – 5-6 лет.
  • Гибридные (Sn/Ca, Ca+) – 3-4 года.
  • EFB – 6-7 лет.
  • Гелевые – до 15 лет.
  • AGM – 8-10 лет.

Это не абсолютные цифры, и не стоит думать, что какой-то эксперт может назвать срок службы с точностью до года. Сигналом к "смерти" АКБ является низкое напряжение под нагрузкой (меньше 8,5 В во время запуска двигателя), он быстро разряжается и заряжается. Видите такое – пора менять аккумулятор.

-3

Причины сокращения срока службы

Чаще всего проблема в том, что водитель спустя рукава относится к своей машине. Особенно это касается необслуживаемых аккумуляторов, про которые большинство водителей быстро забывает. Нестабильность в работе может быть вызвана и тем, что владелец выбрал устройство, которое просто не подходит ни его требовательному автомобилю, ни под условия климата, в котором АКБ будет эксплуатироваться.

-4

Глубокий разряд

Если аккумулятор будет долго стоят полностью разряженным, емкость и долговечность упадет очень сильно. Есть хорошо защищенные модели (но все равно уязвимые), но хуже всего глубокие разряды переносят кальциевые АКБ: достаточно пару раз им лишиться энергии, как они безвозвратно потеряют большую часть своей емкости.

Перезаряд

Может возникнуть либо из-за неполадок в бортовой сети, либо в зарядном устройстве. Опаснее всего перезаряд для гелевых АКБ.

Недозаряд

Актуально для автомобилей с большим количеством электроники на борту, а также для водителей, которым ежедневно приходится существовать в ритме коротких поездок по 30 минут и меньше. Аккумуляторная батарея просто не успевает восстановить свой изначальный заряд и сильно теряет в емкости из-за этого.

-5

Короткое замыкание

Основная опасность в том, что аккумулятор может полностью выйти из строя без возможности восстановления. Даже если все обойдется, на изначальную мощность можно уже не рассчитывать. КЗ возникают либо из-за брака, либо из-за сульфатации и ржавчины, что опять же означает отсутствие должного ухода за устройством.

-6

Сульфатация

Окисление пластин аккумулятора появляется из-за низкого напряжения на электродах (ниже 10,8 В). Причина может быть в низкой температуре и повысившейся плотности электролита. Пока батарея разряжается, падает плотность, а пластины покрываются налетом.

-7

Температура

Холодной зимой аккумулятор показывает все, на что он способен. В мороз электролит кристаллизуется и становится вязким, что мешает прохождению заряда. Летняя жара заставляет электролит выкипать, из-за чего происходит постепенное оголение пластин, они перегреваются и осыпаются, приводя к короткому замыканию или даже возгоранию.

Результатом и того, и другого является снижение емкости, порча электродов, деформация корпуса и коррозия.

Увеличиваем срок эксплуатации аккумулятора

Дадим пару советов о том, как сделать так, чтобы АКБ работал как можно дольше:

  1. Следить за уровнем электролита и, когда нужно, доливать дистиллированную воду. Актуально это для сурьмянистых и малосурьмянистых моделей, у которых потери электролита происходят постоянно. Однако выкипание актуально и для кальциевых батарей, но чаще всего те герметичны, и открыть крышку у них возможности нет.
  2. Подзаряжать аккумулятор на небольших токах (1-2 А) с периодичностью раз в месяц, пользуясь при этом стационарным зарядным устройством. Оптимальное напряжение без нагрузки – 12,7 В.
  3. Отсоединяйте клеммы, если оставляете машину в гараже на зиму. На улице в мороз автомобиль на несколько дней оставлять тоже не стоит из-за замерзания электролита.
  4. Правильно отрегулировать реле – оптимальный уровень напряжения 13,8-14,4 В.
  5. Отладить стартер, чтобы он активировал мотор "с пол-оборота". Так нагрузка на аккумулятор значительно уменьшится.

6. Установить устройство строго горизонтально, по возможности избегать частой тряски и вибраций.

-8

Заключение

Самое главное в уходе за аккумулятором – понимать принципы его работы и знать слабые места, а для этого придется разобраться в типологии АКБ. Жителям больших городов нужно хотя бы раз в неделю проводить за рулем больше 40 минут, чтобы дать аккумулятору восполнить заряд и так избежать недозаряда. Всегда подбирать устройства по характеристикам автомобиля, время от времени замерять напряжение и не оставлять машину на морозе очень надолго.

Чтобы понять, как подобрать аккумуляторную батарею по ее характеристикам, читайте нашу статью.

Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!

Год публикации 2021.