Найти в Дзене
Zafer Dogan

История татарской общины в Москве. Откуда пришли и чем занимались татары в столице

Оглавление

Активная миграция татар в Москву началась в XIX веке. В столицу за лучшей жизнью они приезжали, в основном, из Касимова (город в Рязанской губернии), а также Нижегородской и Симбирской губерний.

Выходцы из Касимова занимались меховым делом. Они закупали в Туркестане шкурки ягнят, так называемую мерлушку, перерабатывали их и выгодно продавали. Бухарский каракуль ценился, как в России, так и в Европе. Многие разбогатели и стали покупать себе дома в Москве.

-2

Татарская слобода обосновалась в Замоскворечье. Балчуг - татарское слово, означает «влажное место». Оно действительно часто затапливалось Москвой-рекой.

В 30-е годы приток татар в Москву был за счет крестьян, бежавших из Поволжья от коллективизации. По приезду в столицу они шли работать дворниками, носильщиками на вокзалы и в торговые ряды. Были среди них и проводники поездов дальнего следования. Для того поколения татар устроиться дворником в таком огромном городе как Москва было отличным вариантом. Эту традицию упоминали в своем литературном творчестве многие писатели.

Получив работу дворника, татары жили в Москве своей приватной жизнью в выданной домоуправлением комнате. По пятницам ездили помолиться в мечеть на Проспекте Мира.

-3

Даже в советские годы, они могли купить халяльное мясо (конину) на Пятницком рынке возле метро Новокузнецкая. С родственниками и земляками татары поддерживали тесные отношения.

В Брежневский период проживающие в столице татары стали активно внедряться в сферу торговли. Чаще всего они работали в продуктовом секторе в молочных и мясных отделах. Татары - народ торговый. Наиболее предприимчивые занялись спекуляцией. В дело шел любой дефицит, от одежды до ювелирных изделий. Некоторые из них, в те годы, продолжая работать дворниками, стали весьма состоятельными москвичами.

-4

Со временем у московских татар второго-третьего поколения работа дворника или носильщика стала считаться не престижной. Подобная специализация осталась в прошлом, так же как ассирийские чистильщики обуви на улицах столицы. Татары, проживающие в Москве, пошли получать средне-специальное и высшее образование. Уже в 90-е годы среди них появилось много лиц творческих и свободных профессий. Их внуки уже не будут работать на низших должностях в системе ЖКХ.

Неизбежным следствием этого процесса стала утрата родного языка у московских татар. Теперь, если он где-то и сохранился, то не выходит за рамки бытового общения. На это также повлияло прекращение массового притока мигрантов татарской национальности после развала Советского Союза. В частности, лимитчиков перестали завозить в столицу. Ее татарская община в результате прекратила рост и даже стала постепенно уменьшаться. По переписи населения 2010 года в Москве проживало 149 тысяч татар.

Сейчас московские татары в большинстве своем стали русскоязычными. Тем не менее, в столице существует и ведет активную общественную деятельность Татарский культурный центр в Замоскворечье.

-5

«Эхо Москвы» начало учить своих слушателей татарскому языку. Три раза в день по одной минуте в эфире канала звучат татарские слова и их значение на русском.

Примечание: Откуда в Касимове так много татар?

Ещё с середины XV века на Рязанских землях активно расселялись тюркские племена. Там возникло ханство, просуществовавшее пару веков. Его столицей был город Касимов.

Ассирийцы уже не чистят обувь в своих будках и не продают гуталин и шнурки. Куда они делись и чем заняты

Много ли татар живет за пределами РФ? Оказывается, больше, чем в самой России