Глядя на икону, каждый человек понимает, что это – не портрет, и допускает некоторую условность. Мы привыкли к тому, что Иисус Христос изображается в царских одеждах римлян, но так ли он выглядел на самом деле?
Одежда
По наследованной из Византии иконописной традиции, Спасителя принято изображать в одеяниях, которые носили римские сановники: красном хитоне и синем гиматии. Хитон представлял собой подобие длинной рубахи, а гиматий – своеобразный плащ, сделанный из прямоугольного куска ткани. Цвета одежды символизируют две природы Христа –Божественную и человеческую.
Клав – полоса, нашитая на правом плече, указывают на царственность Спасителя.
Однако в реальной жизни Христос не мог носить такой одежды, поскольку не был римским гражданином, поэтому одевался он в соответствии с традициями народа, к которому принадлежал. Обычно древние евреи Евангельского периода носили кетонет и симлу.
Симла (сальма), как и гиматий, выполняла роль верхней одежды. Её обычно делали из куска тёмной шерстяной материи, и сшивали таким образом, чтобы оставались отверстия для головы и рук. Под неё надевали светлый кетонет (хитон) с длинными рукавами.
Вокруг талии повязывали кожаный или шерстяной пояс. Иногда его делали из дорогих тканей – шёлка и виссона и украшали. Существовали также молитвенные накидки – талиды, представлявшие собой полосатое покрывало с кистями, которые, по закону Моисея, напоминали о Десяти Заповедях.
Наиболее реалистичные изображения одежды Христа во время земной жизни можно увидеть в работах художника Василия Поленова, написавшего в начале ХХ века цикл картин, посвящённых Спасителю. Работая над эскизами, он изучил множество исторических источников, и постарался воссоздать обстановку, характерную для Палестины I века.
Лик Христа
Принято считать, что самое первое изображение лица Спасителя отпечаталось на убрусе. По преданию, когда к Нему обратился посланник царя Авгаря из Остроены с просьбой избавить его от мучившей тяжёлой болезни, Иисус умылся, приложил к лицу ткань, на которой отпечаталось изображение Его Лика. В дальнейшем оно вошло в иконописный канон под названием «Спас нерукотворный».
В книге монахини Иулиании (Соколовой) (1899 – 1981 гг.), руководителя иконописной мастерской при Московской духовной Академии, содержатся описания внешности Спасителя, взятые из исторических источников. Она приводит выдержку из письма Публия Лентула, проконсула Иудеи:
«В настоящее время явился человек – Он и теперь жив – с высокими качествами, называющий себя Иисусом Христом…Его лицо строго и весьма выразительно, так что те, которые взирают на Него, не в состоянии не любить Его и вместе не бояться. Его русые волосы опускаются гладкими до низа ушей и оттуда падают волнистыми локонами на самые плечи; они разделены наверху головы, как у назареев. Чело гладкое и спокойное, лицо совершенно чистое. Щеки Его покрыты легким румянцем, с небольшой темноватостью. Взгляд имеет приятный и открытый. Нос и рот весьма правильны. Борода довольно густая, небольшая, одинакового цвета с волосами головы, разделяется на две части на подбородке. Глаза голубые и чрезвычайно живые…Стан Его стройный, руки длинные и красивые, плечи прекрасны. Речь Его величественная и плавная, но говорит Он, вообще, мало».
Это описание дополняет грек Никифор Каллист: «Его лицо, – пишет он, – было замечательно красотой и выразительностью... (далее описание сходно с предыдущим). Цвет Его лица был почти пшеничный, когда пшеница начинает поспевать. Его лицо было не кругло, не продолговато. Он много походил на Свою Матерь, особенно нижней частью лица».
Удивительный источник – полотно, в которое, вероятно, был завёрнут Спаситель при погребении, найденное во Франции в 1353 году и названное Туринской плащаницей – подтверждает эти описания.
Национальные особенности
Христианство распространено во многих странах, и каждый народ представляет Иисуса Христа по-своему, ведь далеко не все иконописцы имели возможность обратиться к историческим источникам. Русские лики сближают Господа со славянским типом, африканские – с негроидным и т. д.
Конечно, нам непривычно видеть чернокожего Спасителя, но, вероятно, так выражается человеческая любовь к Нему.