Найти в Дзене
Православная Жизнь

Об «искажениях» на иконах – как на самом деле выглядел Иисус Христос

Оглавление
Христос перед первосвященником (фрагмент). Геррит ван Хонтхорст. 1617 г.
Христос перед первосвященником (фрагмент). Геррит ван Хонтхорст. 1617 г.

Глядя на икону, каждый человек понимает, что это – не портрет, и допускает некоторую условность. Мы привыкли к тому, что Иисус Христос изображается в царских одеждах римлян, но так ли он выглядел на самом деле?

Одежда

По наследованной из Византии иконописной традиции, Спасителя принято изображать в одеяниях, которые носили римские сановники: красном хитоне и синем гиматии. Хитон представлял собой подобие длинной рубахи, а гиматий – своеобразный плащ, сделанный из прямоугольного куска ткани. Цвета одежды символизируют две природы Христа –Божественную и человеческую.

Клав – полоса, нашитая на правом плече, указывают на царственность Спасителя.

Господь Вседержитель
Господь Вседержитель

Однако в реальной жизни Христос не мог носить такой одежды, поскольку не был римским гражданином, поэтому одевался он в соответствии с традициями народа, к которому принадлежал. Обычно древние евреи Евангельского периода носили кетонет и симлу.

Симла (сальма), как и гиматий, выполняла роль верхней одежды. Её обычно делали из куска тёмной шерстяной материи, и сшивали таким образом, чтобы оставались отверстия для головы и рук. Под неё надевали светлый кетонет (хитон) с длинными рукавами.

В. Поленов. Эскиз к картине "Христос и грешница"
В. Поленов. Эскиз к картине "Христос и грешница"

Вокруг талии повязывали кожаный или шерстяной пояс. Иногда его делали из дорогих тканей – шёлка и виссона и украшали. Существовали также молитвенные накидки – талиды, представлявшие собой полосатое покрывало с кистями, которые, по закону Моисея, напоминали о Десяти Заповедях.

Иудейская молитвенная накидка - талид
Иудейская молитвенная накидка - талид

Наиболее реалистичные изображения одежды Христа во время земной жизни можно увидеть в работах художника Василия Поленова, написавшего в начале ХХ века цикл картин, посвящённых Спасителю. Работая над эскизами, он изучил множество исторических источников, и постарался воссоздать обстановку, характерную для Палестины I века.

Картина В. Поленова "За кого Меня почитают люди"
Картина В. Поленова "За кого Меня почитают люди"

Лик Христа

Принято считать, что самое первое изображение лица Спасителя отпечаталось на убрусе. По преданию, когда к Нему обратился посланник царя Авгаря из Остроены с просьбой избавить его от мучившей тяжёлой болезни, Иисус умылся, приложил к лицу ткань, на которой отпечаталось изображение Его Лика. В дальнейшем оно вошло в иконописный канон под названием «Спас нерукотворный».

Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный

В книге монахини Иулиании (Соколовой) (1899 – 1981 гг.), руководителя иконописной мастерской при Московской духовной Академии, содержатся описания внешности Спасителя, взятые из исторических источников. Она приводит выдержку из письма Публия Лентула, проконсула Иудеи:

«В настоящее время явился человек – Он и теперь жив – с высокими качествами, называющий себя Иисусом Христом…Его лицо строго и весьма выразительно, так что те, которые взирают на Него, не в состоянии не любить Его и вместе не бояться. Его русые волосы опускаются гладкими до низа ушей и оттуда падают волнистыми локонами на самые плечи; они разделены наверху головы, как у назареев. Чело гладкое и спокойное, лицо совершенно чистое. Щеки Его покрыты легким румянцем, с небольшой темноватостью. Взгляд имеет приятный и открытый. Нос и рот весьма правильны. Борода довольно густая, небольшая, одинакового цвета с волосами головы, разделяется на две части на подбородке. Глаза голубые и чрезвычайно живые…Стан Его стройный, руки длинные и красивые, плечи прекрасны. Речь Его величественная и плавная, но говорит Он, вообще, мало».

Это описание дополняет грек Никифор Каллист: «Его лицо, – пишет он, – было замечательно красотой и выразительностью... (далее описание сходно с предыдущим). Цвет Его лица был почти пшеничный, когда пшеница начинает поспевать. Его лицо было не кругло, не продолговато. Он много походил на Свою Матерь, особенно нижней частью лица».

Удивительный источник – полотно, в которое, вероятно, был завёрнут Спаситель при погребении, найденное во Франции в 1353 году и названное Туринской плащаницей – подтверждает эти описания.

Реконструкция внешнего вида Иисуса Христа с Туринской плащаницы
Реконструкция внешнего вида Иисуса Христа с Туринской плащаницы

Национальные особенности

Христианство распространено во многих странах, и каждый народ представляет Иисуса Христа по-своему, ведь далеко не все иконописцы имели возможность обратиться к историческим источникам. Русские лики сближают Господа со славянским типом, африканские – с негроидным и т. д.

Спас Нерукотворный. Эфиопия
Спас Нерукотворный. Эфиопия
Господь Вседержитель. Эфиопия
Господь Вседержитель. Эфиопия
Изображение Иисуса Христа у коренных народов Северной Америки
Изображение Иисуса Христа у коренных народов Северной Америки
Корейское изображение Иисуса Христа
Корейское изображение Иисуса Христа

Конечно, нам непривычно видеть чернокожего Спасителя, но, вероятно, так выражается человеческая любовь к Нему.