Найти в Дзене
культшпаргалка

🟢"Около города Гжатска мне надуло ветром в левый глаз"

Оглавление

Единственный способ составить собственное мнение о личности композитора (и любого великого человека) - прочитать его мемуары, дневники или эпистолярий. Если они есть, конечно. Но если есть, то начинать нужно с мемуаров, потому что, в отличие от дневников и переписки - это то, что написано автором лично для тебя - потомка.

Естественно, что свои мемуары люди не пишут, положив руку на библию. В каком-то смысле они создают свою биографию так, как им хотелось бы, чтобы она выглядела, что-то приукрашивают, что-то умалчивают, что-то забывают. Но тут важнее не "что" (факты биографии можно прочитать в любом другом источнике), а "как" - интонация и голос автора.

К сожалению, очень мало великих композиторов захотели (или успели) написать воспоминания о своей жизни. Вот те, что обязательно нужно почитать.

📗 Михаил Иванович Глинка. Записки

Нет человека, который не испытал бы глубокого шока от чтения "Записок" Глинки.

Образ гения, иконы русской музыки, основоположника и отца национальной классики, человека с печатью глубокой мысли на лице к последней странице этой книги рассыпается в прах.

Первый вопрос после её прочтения: разве этот - почти гоголевский персонаж может быть тем самым великим композитором Глинкой? А второй - зачем Глинка написал о себе ТАК?

Спрашивается, зачем нам знать про то, что "около города Гжатска" ему "надуло ветром в левый глаз", или про то, в каком боку у него болело такого-то числа такого-то года, и какое нам дело до его случайных амуров или того, что однажды наделал на чьём-то ковре чей-то бульдог? И где мысли гения об искусстве, творчестве и жизни, где портрет эпохи и тех замечательных людей, с которыми он общался?

Вопрос "зачем это всё писать?" не раз задавал Глинке инициатор создания этих мемуаров, друг Глинки писатель Нестор Кукольник (который, похоже, не раз пожалел о своей инициативе). "А почему бы и нет!" - независимо отвечал ему Глинка (из пометок на полях рукописи).

А потому, что его биографам пришлось переквалифицироваться в адвокаты и изрядно потрудиться, чтобы защитить Глинку от этой карикатуры на себя самого. Хорошо, что остались письма композитора, воспоминания о нём других людей и его музыкальные сочинения. Иначе мы так и не узнали бы о нём что-то хорошее.

Например то, что Глинка был человеком чести, отличным другом, нежным сыном и братом, знал шесть иностранных языков, очень много читал, отлично разбирался в современной музыке, практически профессионально знал географию, зоологию и очень небанально судил обо всём на свете. А также то, что он действительно был гениальным музыкантом.

⭐Что нужно знать о Глинке

📕 Гектор Берлиоз. Мемуары

-2

Мемуары Берлиоза - книга размером с "Войну и мир" и местами не менее интересная, чем какой-нибудь роман Бальзака. Этому есть две причины: Берлиоз был одарённым писателем (он отточил своё перо, работая музыкальным критиком) и очень незаурядной личностью. Кроме того, сама жизнь дала ему много поводов для того, чтобы описать её как увлекательный роман.

Проклятье матери, первые успехи и провалы, побег через окно из анатомички, безумная любовь и покушение на убийство из ревности, музыкальные и литературные восторги, слёзы и обмороки, обожествление Глюка и презрение к Россини, путешествия (в Россию в том числе), революция, разочарования - чего только тут нет!

Лёгкое перо, отличное чувство юмора, богатая фантазия и много интересных мыслей о разных вещах - от музыки до политики - сделало эту книгу явлением в литературном мире (не только музыкальном). Мемуары Берлиоза с удовольствием читали Флобер и Мопассан.

📘 Рихард Вагнер. Моя жизнь.

-3

Вагнер начал писать свои мемуары по просьбе своего венценосного фаната - юного короля Баварии Людвига II.

⭐Людвиг II и Рихард Вагнер

Записывала эти воспоминания секретарь композитора Козима фон Бюлов - дочь Ференца Листа и на тот момент тайная (но явная) возлюбленная Вагнера (официально она была в другом браке). Время от времени она посылала Людвигу II отчёты о том, как продвигается дело.

⭐Рихард Вагнер и Козима фон Бюлов

Первую часть книги редактировал и готовил к изданию Фридрих Ницше - ещё один восторженный поклонник и ученик Вагнера.

Эту книгу очень интересно читать (особенно первые две части), поскольку Вагнер был писателем с огромным опытом (он написал много трудов по музыкальной эстетике, философии, а также либретто ко всем своим операм) и, что немаловажно для мемуариста - обладал очень хорошей памятью.

Но его жизнеописание могло бы быть гораздо интереснее, если бы Вагнер о многом не умолчал по понятным причинам: он понимал, что вряд ли Козиме (она вскоре стала его женой) приятно записывать истории его былых пламенных романов. А об истории своих взаимоотношений с королём Баварии он не мог писать по политическим соображениям.

Довольно неожиданный бонус этих мемуаров - чувство юмора автора и его отличный дар портретиста. Чего стоит, например, описание фигуры Михаила Бакунина - его товарища по политической борьбе в Дрездене и, возможно, единственной личности в его жизни, не считая Бетховена, которая внушала ему почтительный трепет.

⭐Что нужно знать о Вагнере

📒Николай Андреевич Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни.

-4

Можно бесконечно поражаться тому, какую грандиозную службу сослужил Римский-Корсаков делу русской культуры. Он написал много первоклассной музыки, довёл до ума и выпустил на сцену недописанные оперы своих ушедших товарищей (Даргомыжского, Бородина, Мусоргского), выучил на собственноручно написанных учебниках практически весь цвет композиторов ХХ века ( Лядов, Глазунов, Стравинский, Прокофьев, Мясковский). И увековечил целую эпоху русской музыкальной жизни в своих замечательных мемуарах.

Замечательны они тем, что написаны человеком кристально честным, независтливым и беспристрастным, что, конечно, не отменяет субъективности. Римский-Корсаков не столько автобиограф, сколько Пимен. Вся отечественная история музыки стоит на его "Летописи". Все биографии русских композиторов второй половины 19 века включают цитаты из этого труда.

Кроме всего прочего, это очень увлекательное чтение. Мусоргский, Балакирев, Стасов и другие герои музыкальной жизни России встанут перед вами как живые.

⭐Кого не хватает на картине Репина “Славянские композиторы”?

📙Сергей Сергеевич Прокофьев. Автобиография.

-5

Автобиография Прокофьева - это настоящий бестселлер мемуарного жанра. Своим блестящим литературным даром Прокофьев даст фору как минимум половине прославленных отечественных писателей. Остаётся только удивляться, как щедра природа к некоторым людям.

Вообще Прокофьев написал не одну, а две своих автобиографии: кроме той, о которой идёт речь, есть ещё "Краткая автобиография" (опубликованы также его интереснейшие Дневники). Обе они не закончены. Автобиография состоит из двух частей и заканчивается консерваторскими годами (1910).

Поскольку Прокофьев больше всего на свете не любил ходить проторёнными дорогами, его мемуары не похожи ни на одни другие мемуары даже по названию. Не говоря уже о стиле, в котором узнаётся бодрый и дерзкий ритм его музыки.

⭐Шесть фрагментов из музыки Прокофьева, которые убедят вас в том, что ритм – это страшная сила

Я родился в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, пять лет назад – Лист, восемь – Вагнер, десять – Мусорг­ский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни; он кончил пятую симфонию, но не начал шестой. Римский–Корсаков недавно сочинил «Шехеразаду» и собирался приводить в порядок «Бориса Годунова». Дебюсси было двадцать де­вять лет, Глазунову – двадцать шесть, Скрябину – девятна­дцать, Рахманинову – восемнадцать, Равелю – шестнадцать, Мясковскому – десять, Стравинскому – девять, Хиндемит не родился совсем. В России царствовал Александр III, Ленину был двадцать один год, Сталину – одиннадцать.

Ярко, остроумно, весело, очень интересно и очень жалко, что за пять лет до смерти Прокофьев почему-то передумал заканчивать эту увлекательную книгу своей жизни.

⭐Дети и внуки Сергея Прокофьева

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

На любую тему можно найти статьи и музыку на сайте Культшпаргалки