История изобилует «белыми пятнами». Даже сравнительно недавняя история. Но до сих пор во многом непонятного инцидента Русско-японской войны – аварии крейсера «Богатырь». Этот корабль входил в состав Отдельного отряда крейсеров Тихого океана, который базировался во Владивостоке и был предназначен для рейдерских операций на морских коммуникациях противника. «Богатырь» был самым новым кораблём в четвёрке крейсеров («Громобой», «Россия», «Рюрик», «Богатырь»), спроектированным и построенным специально для боевых действий на Тихом океане.
2 мая 1904 г. «Богатырь» вышел из Владивостока в б. Славянка и в тумане вылетел на камни у м. Брюса. По мнению хорошо осведомлённого в тех событиях В. Е. Егорьева, одной из причин стал конфликт между находившимся на борту начальником отряда контр-адмиралом
К. П. Иессеном и командиром крейсера капитаном 1 ранга А. Ф. Стемманом.
К. П. Иессен через несколько дней после аварии фактически был временно отстранён от командования отрядом крейсеров – прибывший из Петербурга новый командующий флотом вице-адмирал Н.И.Скрыдлов заставил его поднял свой флаг на повреждённом «Богатыре» и заняться спасательными работами. После месячных трудов корабль удалось снять с камней, и Карл Петрович вернулся к прежней деятельности, приняв участие в нескольких походах крейсеров к берегам Японии, в том числе в окончившемся тяжёлым боем утром 1 августа 1904 г. Последовали высокие награды, зачисление в государеву свиту… и скорая отставка, «подслащённая» вице-адмиральскими эполетами «за отличие в делах против неприятеля» (2 ноября 1906 г.).
Недавно в Ростове-на-Дону в составе осколков одного архива были приобретены 14 писем. По содержанию не сложно было установить, что автором их являлся А. Ф. Стемман («все желают отличиться на моём несчастном “Богатыре”» и т.д.) Датированы они 13–26 мая и оправлены во Владивосток жене (Вере Михайловне Стемман, урождённой Максимович) с борта корабля в разгар работ по снятию его с мели.
В личной переписке немного внимания уделено подробностям демонтажа вооружения и оборудования, организации обороны от возможного нападения противника. Письма – не сухой технический отчёт, это своеобразный всплеск эмоций, личный дневник, который наполнен едким сарказмом, осознанием безысходности положения.
«Все адмиралы заняты единственною мыслью угодить, не попасть под кулаки Скрыдлова (командующий флотом Тихого океана. – Авт.). До спасения крейсера им, по правде сказать, нет никакого дела…Вечером выругал Иессена, который держит себя как паршивый мальчишка». «Адмирал (Иессен – Авт.) уже орёт. С каким удовольствием я заткнул бы ему глотку шваброй. Возбуждённое его состояние выясняется так же просто, как бравость Рейценштейна (контр-адмирал, до Иессена командовал отдельным отрядом крейсеров. – Авт.): он пьёт и пьёт, тупо нахватывается, по выражению Игнациуса (командир броненосца «Князь Суворов», погиб в Цусимском бою. – Авт.)» (письмо от 15 мая).
Вообще по Иессену автор писем «проходится» наиболее часто. Неоднократно упоминается адмиральская несдержанность, вспыльчивость, импульсивный характер. В последних письмах он назван «болван», «наш болван». Чувствуется, что перед нами конфликт двух высоких чинов, расходящихся во мнениях буквально во всём: стиле руководства, манере командовать, вести себя с подчинёнными и т.д.
А вот как характеризует Стемман своё душевное состояние: «Начали разбирать машину. Господи, как грустно смотреть на разрушение родного корабля, в котором каждая вещь, каждая часть живая для меня, потому что каждая возбуждала мой мозг и нервы» (письмо от 17 мая). «Теперь продолжаем разгрузку угля, разбираем все машины, готовим к съёмке боевую рубку и проч. проч. В спасении драгоценного имущества я нахожу некоторое утешение, ведь крейсер мог погибнуть весь вполне» (письмо от 20 мая). А вот эти слова Александра Фёдоровича выдают его беспокойство в отношении высших чинов (размышления о своём будущем): «Не знаю, как впоследствии при разборе дела поступить, но боюсь, что буду инертен в защите – мне слишком уж всё противно, и обвинять Иессена – возбудить во мне гадливое чувство, как при раздавливании лягушки. Когда занят – ещё ничего себе. Но стоит остаться на минуту с самим собой, и становится невыносимо тяжело на душе. Господи, в какое смрадное болото я погрузился, оно затуманило своим ядовитым испарением мою голову, и я не замечал почти, как оно затягивало всё глубже и глубже. Хотелось бы забыть, что когда-либо служил во флоте» (письмо от 16 мая).
Этот бесцензурный дневник был не только сохранён, но затем, в составе других документов – разрозненных писем, отрывков дневниковых записей, даже нескольких художественных рассказов – через много лет всплыл на барахолке.
Расскажем немного поподробнее об авторе писем.
Александр (полностью – Александр-Оттон-Георгий-Людовик) Фёдорович Стемман родился в Санкт-Петербурге 13 февраля 1856 г., 26 апреля его крестили в евангелическо-лютеранской церкви Христа Спасителя на Загородном пр. Отец его Фёдор Филиппович был купцом, но ему удалось заслужить потомственное почётное гражданство. Александр и его старший брат Фёдор были признаны в потомственном почётном гражданстве в сентябре 1870 г., это дало им возможность в 1871 г. поступить в Морское училище.
По окончании обучения Александр сдал экзамены, и 13 апреля 1875 г. был произведён в гардемарины, после чего получил назначение, во многом определившее его дальнейшую жизнь. 20 мая 1875 г. он ступил на палубу фрегата «Светлана», который под командованием великого князя Алексея Александровича отправлялся в плавание в Средиземное море и США. 30 августа следующего года вышел приказ о его производстве в первый офицерский чин – мичмана. Между тем политика Турции вызывала всё большее раздражение как правящих кругов, так и общественного мнения России, надвигалась война. «Светлана» была возвращена в Россию,
23 июня 1877 г. мичман покинул её борт, а уже 4 июля был назначен в «сухопутный поход» – великий князь Алексей Александрович 20 июня был назначен начальником всех морских команд на Дунае и принялся подбирать себе помощников.
В течение всей Русско-турецкой войны А. Ф. Стемман находился на катерах – участвовал в прикрытии Журжевских и Слободзийских батарей, Батинской переправы, действовал под Зимницей. Заслужил орден Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом (11 ноября 1878 г.) и румынский Железный крест (30 июня 1879 г.). Не было ничего удивительного в том, что 30 мая 1878 г. вернувшийся с войны мичман был прикомандирован к Гвардейскому экипажу (которым командовал Алексей Александрович) и вновь направлен на «Светлану», а 5 февраля 1879 г. высочайшим приказом переведён в Гвардейский экипаж. В том же году он поступил в Минный офицерский класс, который окончил в сентябре 1880 г. Дальнейшая служба шла превосходно. С сентября 1880 г. по июнь 1884 г. А. Ф. Стемман, 1 января 1881 г. произведённый в лейтенанты, находился в заграничном плавании на новом фрегате «Герцог Эдинбургский». За это время на престол взошёл Александр III, а его брат великий князь Алексей Александрович стал генерал-адмиралом.
Кампанию 1885 г. Стемман проплавал командиром миноноски «Кречет», был минным офицером «Светланы» в том же 1885 г. (командир – капитан 2 ранга Ф. К. Авелан, будущий управляющий Морским министерством), в 1886–1889 гг. служил на императорской яхте «Александрия» (причём в 1888–1889 гг. был флаг-офицером при флаг-капитане императора Александра III контр-адмирале В. Г. Басаргине), во второй половине 1889 г. – на императорской яхте «Держава» в заграничном плавании.
В 1890 г. Александр Фёдорович заведовал катерами Императорской фамилии, 19 марта следующего года по высочайшему повелению был назначен постоянным ординарцем к отстранённому от дел генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу.
Опальный либерал умер 13 января 1892 г., и Стемман, перед тем произведённый в капитаны 2 ранга и переведённый в 9-й флотский экипаж, уже 9 февраля был назначен старшим офицером ремонтировавшегося после заграничного плавания крейсера «Адмирал Нахимов».
Корабль, подготовленный к новому тихоокеанскому вояжу, вышел из Кронштадта 21 мая 1893 г., на долгих пять лет покинув Балтику. В составе эскадры он посетил торжества по случаю открытия Чикагской выставки, а в октябре принял участие в историческом визите в Тулон, продемонстрировавшем единение России и Франции.
В январе 1894 г. «Нахимов» покинул Средиземное море и через Суэцкий канал отправился на Дальний Восток. Александр Фёдорович плавал на нём до марта 1895 г., когда был назначен командиром плававшего в составе эскадры Тихого океана минного крейсера «Гайдамак» (командовал с 26 марта 1895 г. по 8 сентября 1896 г.). По возвращении на Балтику он тихо командовал стареньким броненосцем береговой обороны «Лава», с мая по август 1897 г. находился в первом за свою службу четырёхмесячном отпуске, взятом «по домашним обстоятельствам».
Затем он прошёл обучение на незадолго перед тем созданном Курсе военно-морских наук при Николаевской морской академии (окончил в мае 1898) и, наконец, в ноябре получил завиднейшее назначение – наблюдающим за постройкой на заводе «Вулкан» (Штеттин, Германия) «крейсера в 6250 тонн» (будущий «Богатырь»).
Высочайшим приказом 15 февраля 1899 г. А. Ф. Стемман был назначен командиром «Богатыря», а 6 декабря произведён в капитаны 1 ранга. При нём корабль обретал очертания, 17 января 1901 г. был спущен на воду, прошёл испытания, а 24 сентября 1902 г. прибыл в Кронштадт.
Новый крейсер предназначался для службы на Тихом океане, и уже в октябре 1902 г. в составе отряда контр-адмирала Э. А. Штакельберга был отправлен по назначению.
К началу Русско-японской войны «Богатырь» находился во Владивостоке в составе Отдельного отряда крейсеров эскадры Тихого океана. После нападения японского флота на Порт-Артур корабли отряда совершили несколько крейсерских походов по Японскому морю. Позднее за эти плавания и за участие в уничтожении транспорта «Кинту-Мару»
А. Ф. Стемман был награждён мечами к ранее пожалованному ордену
Св. Владимира 3 ст.
Роковые события 2 мая 1904 г. фактически оборвали морскую карьеру Александра Фёдоровича. Он внёс большой вклад в снятие корабля с камней и его последующий ремонт, затянувшийся, вследствие тяжести повреждений и слабости Владивостокского порта, до августа 1905 г.
А 17 сентября 1905 г., уже после подписания перемирия, Стемман сдал корабль своему преемнику и убыл в распоряжение коменданта крепости Владивосток.
После подписания мирного договора он участвовал в деятельности комиссии по приёму в Японии русских пленных, после чего вернулся в Европейскую Россию.
8 января 1907 г. последовало производство в генерал-майоры по Адмиралтейству с формулировкой «за отличие в делах против неприятеля», а 26 февраля того же года – переименование в контр-адмиралы.
Оставаясь в списках флота, А. Ф. Стемман с 11 декабря 1906 г. по
18 декабря 1909 г. являлся градоначальником в Керчи и Еникале. 18 января 1910 г. его уволили в отставку с производством в вице-адмиралы.
С женой и матерью он жил в Петербурге на Зверинской улице в доме 27. Скончался 18 июня 1914 г.
Личный фонд А. Ф. Стеммана хранится в рукописном отделе Российской национальной библиотеки.
Письма командира крейсера I ранга «Богатырь» капитана 1 ранга Александра Фёдоровича Стеммана жене, Вере Михайловне Стемман
№ 1 13 мая 1904 г.
Дорогая мышуня, у нас всё то же, разница лишь в том, что работаем теперь непрерывно день и ночь, и как всегда не столько для пользы дела, сколько для рекламы дел вельмож. Все желают отличиться на моём несчастном «Богатыре», все суются и советуются с посторонними и забывают, что существуют судовые чины, которым лучше всё известно. Мы для них теперь нечто вроде воловьей силы на бойне. Выгружаем теперь всё, что успеваем. Сняли уже башни и почти все орудия. Ещё дня два и мне нечем будет защищаться. Грустно всё, ужасно, но буду терпеть, не для того чтобы считаться атаманом, а стать вольным простым казаком. Чем дальше, тем скромнее мои мечты. Одна только мечта нескромная.
До свиданья, дорогая.
Твой.
Уже требуют.
№ 2 15 мая 1904 г.
Дорогая моя, нет времени не только писать, но и читать. Письма Ольги и вообще наших лежат непрочитанными… Вот опять перерыв… У нас творится безобразие. – Все адмиралы заняты единственною мыслью угодить, не попасть под кулаки Скрыдлова, до спасения крейсера им, по правде сказать, нет никакого дела. Штаб… штаб как ему и полагается
быть – каков поп, таков приход.
Вчера тащили, но таким образом, что результатов и не могло быть. Сегодня вот уж скоро 11 часов, а мы не приступаем к стягиванию; – почему? – мне не известно, как вообще неизвестно всё то, что знать мне необходимо. Многое мог бы рассказать, но нет времени.
Вчера нервы у меня были напряжены до крайности. Утром я выгнал с корабля присланного Скрыдловым большого нахала инженера Микулина, а вечером выругал Иессена, который держит себя как паршивый мальчишка. Сегодня оба особенно любезны и даже нежны со мной. Пришли папирос.
Сейчас готовимся тянуться, надо окончить письмо.
Адмирал уже орёт. С каким удовольствием я заткнул бы ему глотку шваброй. Возбуждённое его состояние выясняется также просто, как бравость Рейценштейна: он пьёт и пьёт тупо, нахватывается, по выражению Игнациуса.
До свидания, моя дорогая.
Твой Ми.
Пришли Angostura bitter для водки.
№ 3 16 мая 1904 г.
Дорогой мышонок. Вчера ничего со стаскиванием не вышло, и ничего и не могло выйти. Делали не то, и никто не хочет, по-видимому, принимать настоящие меры. Сегодня от Дабича слыхал, что Иессен будто где-то и кому-то говорил, что я совсем не знаю своего корабля, потому что проводил на нём всего два часа в день.
Хотя Дабич и любит распространяться на эту тему, но от Иессена можно ожидать всего – это очень гаденькая личность. Не знаю, как впоследствии при разборе дела поступить, но боюсь, что буду инертен в защите – мне слишком уж всё противно, и обвинять Иессена возбудит во мне гадливое чувство, как при раздавливании лягушки.
Когда занят, ещё ничего себе. Но стоит остаться на минуту с самим собой, и становится невыносимо тяжело на душе. Господи, в какое смрадное болото я погрузился, оно затуманило своим ядовитым испарением мою голову, и я не замечал почти, как оно затягивало всё глубже и глубже. Хотелось бы забыть, что когда-либо служил во флоте. Хотелось бы бежать от всего, как героям Горького. Теперь я понимаю это стремление всех униженных и оскорблённых.
Работаем беспрерывно. У меня теперь в лагере 360 челов[ек] Сибирск[ого] экипажа. В к[ают]- комп[ании] масса всякого народу, нагнанного начальством для всяких ухищрений, а толку нет, и не может быть. Теперь мы сняли почти все пушки, башни, мин[ные] аппараты, свезли почти все снаряды и всякое имущество. Приступаем к разборке и выниманию машины. Опять надо кончать, и то пишу слово за словом с промежутками в 10–20 минут, а то и целых часов.
Целую, дорогая.
Будь бодра, не унывай – всё «образуется»
Твой.
№ 4 17 мая 1904 г.
Дорогая мышуня, сегодня явилась маленькая надежда на снятие крейсера, но только очень маленькая, и которая может быть разрушена разом непогодой. Работаем по-прежнему без передышки. Сегодня окончили выгрузку угля, и за то уже спасибо, сняли 11 шестидюймов[ых] орудий и 6 – 75 м/м, вся мелкая артиллерия снята уже давно. Сгрузили все надводные мин[ные] аппараты и прожектора, все якоря, канаты, снаряды и много другого имущества. Начали разбирать машину. Господи, как грустно смотреть на разрушение родного корабля, в котором каждая вещь, каждая часть живая для меня потому, что каждая возбуждала мой мозг и нервы.
Вот уж два дня, что нас не посещает начальство, и это обстоятельство дало возможность несколько отдышаться. Ты спрашиваешь о Скрыдлове – он до сих пор по отношению ко мне был симпатично индифферентен. К Иессену относится, кажется, пренебрежительно. Наш болван теперь назначен начальником обороны Владивостокского рейда, что сей сан обозначает – не понимаю, но думаю, что, пожалуй, это есть лишение его отряда. Что-то будет с нами?
Последнее время у нас стояла прекрасная погода. А на душе густой туман, и дует на неё беспрерывно ветер из «гнилого угла».
Всё «образуется». Но скоро ли? Дела наши на берегу идут, по-видимому, не блестяще.
Целую дорогую мордочку, твой с головой, руками и ногами Ми.
Пришли побольше папирос. Закажи где-нибудь. У меня нет совсем. Надеялся, что получу сегодня. Пришли, если возможно, твоего дурака Алексия, я с ним пошлю кое-какие вещи.
Твой.
Продолжение следует...
© Публикация Г. А. и С. В. Куштель
Продолжение статьи в альманахе "Кортик" №10/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut