Найти в Дзене
Маленькая читалка

Права читателя. Даниэль Пеннак

Оглавление

Даниэль Пеннак. Краткая биография

Даниэ́ль Пенна́к родился в 1944 году. Так как его отец был военным инженером, семье пришлось очень много путешествовать и жить в военных гарнизонах.

Образование

Образование Пеннак получил в Ницце. В школе он был плохим учеником, в семье даже бытовала шутка, что Даниэль Пеннак потратит не менее года на запоминание буквы «а». Отец же часто повторял, что лет примерно в двадцать шесть сын овладеет алфавитом в совершенстве. Однако под конец учёбы он стал делать необыкновенные успехи благодаря любви и влиянию четырёх преподавателей, которых вспоминает в своём эссе «Chagrin d'école» («Школьные страдания»). А в 1970 году Даниэль Пеннак стал школьным учителем литературы в Суассоне, недалеко от Парижа. Более 25 лет он отдал работе с детьми с задержками в развитии.

Писательство

Пеннак начал сочинять книги для детей во время пребывания в Бразилии c 1978 по 1980. К этому периоду относятся его знаменитые книги «Собака Пес» и «Глаз волка». В дальнейшем Пеннак выступает как автор политической сатиры, а после проявляет интерес к детективу «чёрной серии». В 1985 был издан роман «Людоедское счастье» – первый из серии о Бенжамене Малоссене, профессиональном «козле отпущения» и его семье, проживающей в районе Белльвиль (Париж). За ним последовали «Фея Карабина» (1987), «Маленькая торговка прозой» (1989), «Господин Малоссен» (1995), «Плоды страсти» (1997), также с большим мастерством созданные в жанре «чёрного детектива».

По произведениям Даниэля Пеннака были сняты фильмы «Господа младенцы» (1997), «Волчий глаз» (1998), «Ограм на счастье» (2013).

Интересно, что Пеннак не называет себя писателем. В одном из интервью он говорит:

«Многие думают, что писатель – это очень умный человек, который знает ответы на все вопросы. Боюсь, что это не так. Писатель, по-моему, больше похож на художника. Он рисует воображаемые картинки, воплощает мысль в образах. Поэтому я определяю себя просто как рассказчика историй».

Права читателя

В эссе "Как роман" Даниэль Пеннак отвечает на вечный вопрос всех родителей: "Как заставить ребёнка любить читать?". И если вы не видите в этом вопросе никакого внутреннего противоречия, то вам обязательно нужно прочитать это эссе!

Но сейчас мы поговорим только о 10 правах читателя, которые предлагает Даниэль Пеннак.

Права читателя
Права читателя

1. Право не читать

Как всякий уважающий себя перечень прав, перечень прав читателя должен начинаться с права этими правами не пользоваться – соответственно, с права не читать. Иначе это будет не декларация прав, а коварная ловушка.

2. Право перескакивать

…нам все равно случается «перескакивать» – по причинам, которые никого не касаются, кроме нас и книги, которую мы читаем.

3. Право не дочитывать

Есть тридцать шесть тысяч причин бросить роман, не дочитав, среди которых можно назвать зубную боль, придирки начальства или душевное потрясение, отшибающее мозги.
Книга валится у нас из рук? Пусть валится.

4. Право перечитывать

Перечитывать то, что с первого раза нас оттолкнуло, перечитывать, ничего не пропуская, перечитывать под другим углом зрения… Да, все это мы считаем своим правом.
Но по большей части мы перечитываем просто так, чтобы повторить удовольствие, порадоваться встрече со знакомым.

5. Право читать что попало

…бывают и «хорошие» романы, и «плохие».
Хорошее и плохое – на каком-то этапе мы читаем и то, и другое.

6. Право на боваризм

В общем и целом «боваризм» состоит в исключительном и безотлагательном удовлетворении жажды острых ощущений: воображение кипит, нервы трепещут, сердце колотится, адреналин бьет ключом, вживание в образ не знает удержу, и мозг принимает (ненадолго) гусей повседневности за лебедей романтики…

7. Право читать где попало

Я думаю, это право не нуждается в пояснениях. Где вы обычно читаете? Пишите в комментариях! Мне, например, очень нравится читать на улице: на лавочке под деревом во дворе или в парке.

8. Право втыкаться

Это значит, что мы позволяем себе выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть. В некоторые книги втыкаться удобнее, потому что они состоят из отдельных коротких текстов.

9. Право читать вслух

Человек, который читает вслух, раскрывается весь как есть. Если он не знает того, что читает, речь его невежественна, он жалок, и это слышно. Если он переполняет текст самим собой, от автора ничего не остается: цирковой трюк и это видно. Тот, кто читает вслух, весь как на ладони перед глазами.

10. Право молчать о прочитанном

Человек строит дома потому, что живет, а пишет книги потому, что смертен и знает это. Он живет в коллективе потому, что он – общественное животное, но читает потому, что одинок и знает это. Чтение составляет ему компанию, которая не может заменить никакую другую, но и ее никакая другая компания не заменит. Чтение не дает человеку исчерпывающего объяснения его судьбы, но сплетает прочную сеть соприкосновений между ним и жизнью. Несущественных, тайных соприкосновений, которые провозглашают парадоксальное счастье бытия, раскрывая трагическую нелепость жизни. Так что основания читать у нас такие же странные, как и основания жить. И никто не уполномочен требовать у нас отчета в таком личном деле.

Вы только что познакомились с теми правами, которые предлагает Даниэль Пеннак. Я специально старалась не вмешиваться в авторское объяснение, ведь лучше него с этим никто не справится.

Какие права кажутся вам самыми важными в этом списке?
Мне очень близки право читать вслух и право читать где попало.
Ещё я бы добавила в эту декларацию право говорить о прочитанном, ведь так часто хочется поделиться впечатлениями!
А что бы добавили вы?

Спасибо, что дочитали до конца!
Поставьте лайк, если вам было интересно, и напишите в комментариях, о чём ещё вам бы хотелось почитать!

Улыбнитесь! Миру нужна ваша красота!