Жан-Франсуа Рафаэлли родился в 1850 году в Париже, в семье не слишком удачливого итальянского бизнесмена. Сперва его занимало пение, он пел в церковном хоре, играл и пел в театре. В 1870 году художник впервые выставляется на парижском салоне. Критики до сих пор спорят к какому жанру его отнести. Романист и искусствовед Луи-Эдмон Дюранти (1833-1880) и писатель Жорж-Карл Гюисманс (1848-1907), без сомнений относили его к реалистам, при этом, импрессионисты Кассат, Писсарро и Дега были его близкими друзьями и с 1880 года он даже начет выставляться на выставках импрессионистов.
Злые языки говорят, что именно Рафаэлли стал причиной ухода из группы титана импрессионистов Моне. Ряд исследователей полагают, что из-за серьезных отклонений Рафаэлли от принципов импрессионистов, он разбивал единство круга, за который его члены так долго и упорно боролись. На наш взгляд, все было иначе и не стоит ограничивать или недооценивать силу творческих движений и культурной среды второй половины XIX века в Париже. К 1880 году круг импрессионистов покинул Ренуар, а до Рафаэлли к нему присоединился Гоген, кого также сложно обвинить в лояльности принципам импрессионизма. Далеко не живописные принципы соединяли людей того круга вместе, а общее желание изменить подход к живописи, изменить систему критики и оценок, изменить систему воспитания современного вкуса на пыльных полках академических бюстов. Это был круг единомышленников, а не техническое научное общество и для Ренуара и Моне этот формат импрессионистических выставок уже изжил себя, их больше занимали семьи и быт, чем диспуты в кофейнях и барах.
Но давайте проследим путь художника от сына эмигранта до члена Почетного легиона. В 1871 году он поступил в Школу изящных искусств в класс ведущего академиста и консерватора своего времени - Жана-Леона Жерома (1824-1904). Но классическая школа, по мнению Рафаэлли, не отвечала запросам современного общества, поэтому уже через три месяца после официального зачисления он отправился на поиски.
Англия, Голландия, Италия, Испания и Северная Африка. Он сделал то, что делал ищущий деятель искусств эпохи романтизма, но и это не удовлетворило художника. Позднее он говорил, что современные французские художники, отправляясь за образами в дальние страны, все равно не могут найти то, что искали, да это и не надо. Рисуя египтян, арабов, римлян, мы все равно рисуем себя, заворачивая в ненужный маскарад.
Поэтому он вернулся домой и основной темой его работ стал Париж и его жители. С переездом в 1878-9 годах в Аньер, популярный парижский курортный (и расцветающий промышленный) город на Сене, Рафаэлли вывел целую теорию, которая определяла бы его стиль и цели его творчества. Он называл его характеризим (caractérisme) на манер импрессионизма и прочих -измов, определяющих суть жанра. Своей задачей он ставил исследовать характеры (черты, типажи, особенности и прочие понятия, призванные раскрыть суть исследуемого предмета). А поскольку сфера его интереса лежала в городе Париже и его пригородах, то главными героями его полотен стали жители: буржуа, аристократы, бродяги, пьяницы и работяги. Он часто ссылался на Милле и его крестьян, говоря, что современный художник должен передавать в своих полотнах то, чем живет сам, что чувствует и пренебрегать реальностью в угоду личности и характеру изображаемого субъекта.
Второй своей миссией он видел популяризацию современной живописи и открытие доступа к ней для тех, кто не может себе позволить купить или заказать картину. Превосходный рисовальщик, Раффаэлли активно занимался офортом в начале своей карьеры, и к началу 1890-х годов, когда цветная гравюра вошла в моду, он развернулся на полную. В 1885 году он работал иллюстратором в газете «Черный кот», а в 1886 – 1887 гг. в газете Le Courrier Français. В 1889 году Раффаэлли получил звание Кавалера Ордена Почетного легиона и в том же году завоевал золотую медаль на Всемирной выставке. В этом же году были опубликованы его иллюстрации к "типам Парижа", что ознаменовало завершение его самого амбициозного проекта. В 1904 году Раффаэлли основал Общество оригинальной цветной гравюры.
Его переезд в студию на Рю де Курсель в Париже в 1892 году вызвал новое направление в его живописи. Краски стали активнее, тональности светлее, а изображаемые улочки более приветливыми и беззаботными.
К 1912 году прошла серия персональных выставок Рафаэлли в Америке. Он хорошо продавался в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго и Филадельфии. Его работы и сейчас можно встретить в коллекциях Нового света.
До конца своих дней в 1924 году он оставался новатором и ищущим художником. Он оставил миру свои идеи, своих парижан и ряд изобретений, среди которых батоннет Раффаэлли (масляная пастель), уникальный процесс печати на пяти пластинах, который использовал штриховку сухой иглой, а не акватинту или травление, и новую серию цветных гравюр, вдохновленных японскими гравюрами на дереве, адаптированных для западного рынка.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram